Кале́рия Ива́новна Фе́дичева (20 июля 1936, посёлок Усть-Ижора Ленинградской области, СССР — 18 октября 1994, Нью-Йорк, США) — русская советская балерина, балетный педагог, балетмейстер. Народная артистка РСФСР (1967)[1].

Биография

Калерия Ивановна Федичева родилась 20 июля 1936 года в посёлке Усть-Ижора Ленинградской области в семье, далёкой от мира искусства[2]. Балетом заинтересовалась самостоятельно, после того, как в детстве посмотрела балет «Щелкунчик»[2]. Без согласования с родственниками поступила в Ленинградское хореографическое училище[2], попав в экспериментальный класс с шестилетним обучением[2], где её педагогами стали В. П. Мей и Л. М. Тюнтина[2]. Среди номеров, исполненных Федичевой в училище[2], было па-де-де принцессы Флорины и Голубой Птицы из балета «Спящая красавица», а на выпускном спектакле[2] танцевала па-де-де Одиллии и принца Зигфрида из балета «Лебединое озеро».

Сразу же после окончания хореографического училища в 1955 году[2] Федичева была принята в балетную труппу театра ЛАТОБ им. С. М. Кирова, в котором танцевала до 1974 года. Начинала в кордебалете[2], затем выступила в лебедях в балете «Лебединое озеро»[2] и одной из фрейлин в балете «Спящая красавица»[2]. Первыми главными партиями[2] в театре стали Хозяйка Медной горы в балете «Каменный цветок» и Одетта—Одиллия в балете «Лебединое озеро».

Быстро завоевав положение солистки, Федичева стала одной из ведущих балерин театра[2]. Среди других крупных работ[2] Федичевой — главные партии в балетах «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот», «Лауренсия», «Легенда о любви» (Мехменэ-Бану), «Спартак» (Эгина), «Бахчисарайский фонтан» (Зарема).

Характерные черты исполнительской манеры Федичевой — широта, смелость, размах, недюжинный сценический темперамент, романтическая приподнятость[2]. У балерины хорошие природные данные — большой шаг, высокий прыжок, стремительное, энергичное вращение, её танец пластичен, масштабен, технически совершенен[2]. Федичевой близки натуры волевые, энергичные, целеустремлённые[3]. Своих героинь актриса наделяет этими же свойствами характера [3].

    Динамика, присущая танцу Федичевой, была особенно выигрышна в современном репертуаре, и прежде всего там, где преобладала героическая патетика; героини Федичевой были призваны сметать всё на своём пути, наслаждаясь и самим процессом борьбы, и результатами её. К лучшим созданиям Федичевой принадлежат партии Девушки и Лауренсии. Федичева тяготела к характерам темпераментным, масштабным. Иногда ей удавались и драматические образы, но драматическое истолковывалось актрисой чаще как преодоление внешних препятствий, требовавших одержимости и напора, а не внутренней, психологической борьбы.

    — А. Соколов-Каминский[4]

Большой удачей[2] Федичевой стали партии в балетах балетмейстера Игоря Бельского: в балете «Берег надежды» она стала первой исполнительницей[1][2] вариации «Отчаяние», а в балете «Ленинградская симфония» стала одной из первых исполнительниц главной партии Девушки. Балетмейстер Бельский, говоря о работе с балериной Федичевой, отмечал[2], что танцовщица нередко очень помогает постановщику, быстро схватывая и запоминая танцевальный материал, музыкальность даёт ей возможность преодолеть трудности и полюбить композитора[2].

Партнёрами по сцене[2] Федичевой выступали выдающиеся танцовщики своего времени Юрий Соловьёв, Сергей Викулов, Валерий Панов, Олег Соколов, Геннадий Селюцкий, Джон Марковский, и др. В составе труппы театра ЛАТОБ им. С. М. Кирова Федичева гастролировала за рубежом[3], и её искусство способствовало успеху ленинградского балета[3]. Например, 14 сентября 1961 года, когда театр ЛАТОБ им. С. М. Кирова впервые представил в США балет «Баядерка», показав акт «Тени»[5], Федичева исполняла главную партию Никии (в дуэте с Викуловым) на сцене театра «Метрополитен-опера».

В 1964 году[2] снималась в партии Феи Смелости в фильме-балете «Спящая красавица» (киностудия «Ленфильм», режиссёры А. Дудко и К. Сергеев). В 1966 году [1] снималась в документальных фильмах, посвящённых искусству мастеров ленинградского балета: «Ленинградский балет» (док. фильм) и «Симфония фонтанов» (фильм-концерт).

В 1976 году[1] эмигрировала в США[6] и присоединилась к своему мужу — американскому танцовщику Мартину Фридману[7]. Работала педагогом [1] в частной студии[6], балетмейстером[1] и построила здание балетной школы[6].

Скончалась от рака[6] 18 октября 1994 года[1][6] в Нью-Йорке[1][6].
Репертуар [1][2][3]

Балетные партии

    «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова в редакции Ф. В. Лопухова — Одетта—Одиллия
    «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа — Фея Сирени, Фея Смелости
    «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции К. М. Сергеева — Раймонда
    «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. И. Пономарёва и В. М. Чабукиани — Никия, Гамзатти
    «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри, Повелительница Дриад
    «Жизель» А. Адана — Мирта
    «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича — Хозяйка Медной горы
    «Лауренсия» А. А. Крейна, хореография В. М. Чабукиани — Лауренсия
    «Спартак» А. И. Хачатуряна, хореография Л. В. Якобсона — Эгина
    «Легенда о любви» А. Меликова — Мехменэ-Бану
    «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, хореография Р. В. Захарова — Зарема
    «Маскарад» Л. А. Лапутина, хореография Б. А. Фенстера — Баронесса Штраль
    «Медный всадник» Р. М. Глиэра — Царица бала
    «Тропою грома» К. Караева — Сари
    «Отелло» А. Д. Мачавариани, хореография В. М. Чабукиани — Куртизанка
    «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. М. Лавровского — Вакханка
    «Сотворение мира» А. П. Петрова — Чертовка
    «Золушка» С. С. Прокофьева — Злюка
    «Египетские ночи» А. С. Аренского — Береника
    «Далёкая планета» Б. С. Майзеля, хореография К. М. Сергеева — Земля
    1961 — «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича, хореография И. Д. Бельского — Девушка (была в числе первых исполнительниц)
    1968 — «Горянка» М. М. Кажлаева, хореография О. М. Виноградова — Асият (была второй исполнительницей)

Первая исполнительница

    16 апреля 1959 — «Берег надежды» А. П. Петрова, хореография И. Д. Бельского — вариация «Отчаяние»
    1964 — «В порт вошла „Россия“» В. П. Соловьёва-Седого, хореография К. М. Сергеева — Каролина
    15 июня 1965 — «Жемчужина» Н. С. Симонян, хореография К. Ф. Боярского — Хуана
    1968 — «Орестея» Ю. А. Фалика, хореография Г. Д. Алексидзе — Клитемнестра
    1970 — «Гамлет» Н. П. Червинского, хореография К. М. Сергеева — Гертруда
    1972 — «Зачарованный принц» («Принц пагод») Б. Бриттена, хореография О. М. Виноградова — принцесса Колючка
    1974 — «Блудный сын» С. С. Прокофьева, хореограф Май Мурдмаа (эст.)русск. — Красавица

Концертный репертуар

Из балета «Хореографические миниатюры» Л. В. Якобсона

    «Встреча» на музыку Б. Кравченко
    «В порту»

Роли в кино

    1964 — «Спящая красавица» — Фея Смелости
    1966 — «Ленинградский балет» (документальный фильм)
    1966 — «Симфония фонтанов» (телефильм-концерт)

Звания

    1962 — Лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Хельсинки)
    26 декабря 1963 — Заслуженная артистка РСФСР
    9 февраля 1967 — Народная артистка РСФСР [1]

Библиография

    К. Федичева и О. Соколов. // Театральный Ленинград. — Л., 1962. — № 14.
    А. Крахмальникова. Не Одетта — Одиллия! // Театральная жизнь : журнал. — 1966. — № 1.
    С. М. Вольфсон. К. И. Федичева. // Мастера балета. — 1967.
    Танцует К. Федичева. // Театральный Ленинград. — Л., 1967. — № 10.
    Рассказывает К. Федичева. // Театральный Ленинград. — Л., 1967. — № 46.
    А. А. Соколов-Каминский. Калерия Федичева. // Ленинградский балет сегодня. — Л.-М.: Искусство, 1968. — Т. 2. — С. 205-217. — 288 с. — 35 000 экз.
    В. Прохорова. Неожиданные грани. // Театральная жизнь : журнал. — 1972. — № 18.
    Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
    А. А. Соколов-Каминский. Калерия Федичева // Русский балет. Энциклопедия. — М.: БРЭ, Согласие, 1997. — С. 473-474. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.

Примечания

Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997 К.И.Федичева
А.Соколов. К.Федичева, в сб.: «Ленинградский балет сегодня», т. 2.
С.М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 г. К.И.Федичева
↑ А.А. Соколов-Каминский Энциклопедия «Русский балет» : книга. — Москва: Согласие, 1987. — С. 473.
↑ Дж.Баланчин, Ф.Мэйсон. «Сто один рассказ о большом балете» «Баядерка»

    К.И.Федичева на сайте Кино.Театр.Ру
    ↑ The Ballerina Gallery Kaleria Fedicheva

Ссылки

    К. И. Федичева на сайте «Gergiev.ru»
    К. И. Федичева на сайте «Мастера музыкального театра»
    Калерия Федичева (англ.) на сайте Internet Movie Database
    К. И. Федичева — А. А. Соколов-Каминский — В книге: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997
    Видео на Youtube: К. Федичева и Ю. Соловьёв «Тени» из балета «Баядерка» (1964 г., ч/б., фрагмент)
    Видео на Youtube: К. Федичева и Ю. Соловьёв дуэт из балета «Лебединое озеро» (фрагмент из концерта, цв.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Федичева,_Калерия_Ивановна

Отредактировано Prima (27-03-2017 21:14:02)