Андрей Кайдановский о работе над балетом "Жар птица"
Это первая работа хореографа на музыку Игоря Стравинского. Он говорит, что для него это огромная задача, но она не так отягощается предыдущим опытом, как "Весна священная" и "Петрушка", поскольку не так часто исполняется (ну, это он не в той стране живёт - прим. privet). "Жар-птица", являющаяся первым балетом тогда ещё совсем неизвестного Стравинского, посвящена его учителю - Николаю Римскому-Корсакову, что отчётливо слышится в музыке. Прослушив оригинальную версию, господин Кайдановский решил ставить именно на неё и осознал, что особенной творческой свободы эта музыка ему не оставляет, поскольку в ней уже всё чётко прописано. Чтобы найти свой собственный подход к музыке, Кайдановский прочитал биографию Стравинского и открыл его для себя как "очень хитроумного, креативного, интеллигентного и симпатичного человека, работавшего с почти математической точностью. Так я начал понимать произведение Стравинского всё лучше и лучше и с каждым разом, слушая его, влюбляюсь в него всё больше и больше. Я стараюсь относиться к музыке очень вдумчиво и с большим уважением. Но мне былo ясно, что в наше быстротечное время мне необходимо получить больше динамичности, тем более, что и танец изменился за 106 лет."
О сюжете Кайдановский рассказывает. "Поскольку я раньше никогда этот балет не видел, для меня это была полностью новая и очень увлекательная история - прочитать либретто Михаила Фокина, посмотреть, как из множества русских народных сказок была создана одна. По своей сущности в моём балете будет та ж история, что и в "Бале рюс", но она будет происходить в настоящее время, а поэтому не в саду, а в супермаркете. Я также сделал историю более плотной и добавил персонажей, чтобы сделать всё в более насыщенных темпах. Сегодня нельзя перенести такую сказку на сцену один в одни - мы живём в жестоком мире. Мы - мой художник Каролине Хогль и драматург Рихард Шметтерер - поэтому больше задались вопросом, что есть суть этой истории и каков характер Ивана Царевича, что с ним происходит и почему? Он всегда получает всё, что хочет, ничего на самом деле для этого не делая," - отмечает Кайдановский. "Это я считаю сомнительным в педагогическом отношении, а ведь сказки, кроме всего прочего, предназначены и для воспитания детей. Моя версия связана с Россией и временем урожая - если погода в различные годы разная, то когда-то всё может цвести, а когда-то вообще не быть урожая. Это показывает, что не всегда, когда работаешь, что-то за свою работу получаешь. И Иван предстaвляет собой как бы народ. Жар-птица не является чем-то реальным, это сказка, посему для меня Жар-птица и не существует как реальный персонаж, а лишь как идея, которая имеет место в голове Ивана. В физическом плане видимой для всех она появляется в моей версии в виде манекена в витрине магазина. Мы занимались также темой запойного потреблeния в наше время, поскольку, по нашему мнению, эта тема сюда подходит." Работа с его командой - Каролиной Хогль и Рихардом Шметтерером для Кайдановского очень важна. "Рихард всегда смотрит за тем, чтобы всё оставалось в определённых рамках и мы не улетели слишком далеко."
По материалам журнала "dancer's"
P.S. Как-то он не совсем в теме насчёт Ивана нашего Царевича. Как это он ничего не делает? А кто по лесам-долинам рыщет, красавиц умыкнутых ищет? А кто с Кощеем сражaется не на жизнь, а на смерть? Нет, не только господин Полунин растерял на Западе свою идентичность ....