Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Oлег Bиноградов

Сообщений 1 страница 30 из 73

1

Этот выдающийся балетмейстер, незаслуженно изгнанный и почти забытый, делает честь нашему форуму.  :flag:

0

2

Трогательный, наивный и беззащитный Петрушка Виноградова-Вихарева - вечный символ стремления человека к правде и справедливости. Памятник всем бескорыстным борцам за светлое будущее человечества.




+1

3

Пресс-конференция 17 июля 2012 с Олегом Виноградовым, с любовью переведённая на американский. Конференция прошла в Национальном пресс клубе. - National Press Club, Washington DC.




+1

4

Этот дуэт был создан Мастером в 1991 году. В том же году Иржи Килиан создал свой шедевр "Маленькая смерть". Видел ли это Виноградов до того, как сделал "Адажио"? В любом случае, в созданном им гимне человеческой любви больше утончённой эротики и парящей любви, чем у Килиана. Но, наверное, и взгляды, и подходы, и задачи у них были разные.
В "Адажио" Виноградова ясно виден абсолютно новый подход к дуэтному танцу: не взаимодействие парнёров, а полное слияние, растворение  друг в друге, сплетение и взаимопознание. И красота и гармония возможны только как результат данного взаимопожертвования. Этот принцип дуэта прослеживается и в других работах Виноградова, в том числе и в классических балетах ("Коппелия").
Фирменные виноградовские поддержки...
Вообще подумалось, что то, что он сделал тогда, в далёком 1991, предвосхитило революцию в сегодняшних танцах на льду: весь этот номер можно смело ставить на лёд и становиться олимпийскими чемпионами.

Танцуют Елена Евтеева и Эдгар Алиев.

Отредактировано PIRUETTE (22-02-2014 17:00:52)

+2

5

Моя любимая "КОППЕЛИЯ"

Отредактировано Дана (23-02-2014 13:40:53)

+2

6

И у меня эта "Копеллия" любимая, дорогая Дана!
Потому что стилистически цельная, вся как будто выпущенная с Майсенской фарфоровой фабрики. Вся от Гофмана, родная сестра "Щелкунчика" - и по декорациям, и по костюмам. Коппелиус - двойник Дроссельмайера. Стилистика его танца - извилистая, полная тайн, намёков, увёрток и ужимок. Кудесник и колдун, короче.
Мужская четвёрка - наслаждение. Каждый по сегодняшним меркам роскошный солист. Кстати, среди них замечен сегодняшний худрук Мариинки Юрий Фатеев. И здесь у хореографа масса интерсных находок, весёлых и смешных, являющихся, тем не менее, настоящим вызовом мастерству танцовщиков.
У Сванильды тоже собственная хореографическая стилистика, выдержанная от начала до конца спектакля. И, конечно, легендарные виноградовские поддержки и переливающиеся и переплетающиеся дуэты Сванильды с Францем.
Удивительная находка танца прядильщиц за прялками.
Замечательно решённые в двойном измерении народные танцы: они и кукольные, и народные.
Прекрасная графика мизансцен.
Праздник для глаз.

0

7

Не знаю почему , но мне не нравится  "Копеллия " :tomato:

Отредактировано Viliam (24-02-2014 23:00:58)

0

8

PRIVET написал(а):

Трогательный, наивный и беззащитный Петрушка Виноградова-Вихарева - вечный символ стремления человека к правде и справедливости. Памятник всем бескорыстным борцам за светлое будущее человечества.


Дорогой(ая) PRIVET, извините за опоздание с откликом на Петрушку. Не успеваю следить.
На мой взгляд - это шедевр. Много ассоциаций рождается. Как можно языком хореографии раскрыть столь глубоко философскую тему человека несвоевременного, с толпой не сливающегося, идущего впереди?  Человека индивидуального, бескомпромиссного,  чувствующего и понимающего больше других... И в финале люди из толпы  его все-таки  распинают за непохожесть на них, за то, что он лучше их.
Мне кажется в  ряд таких же непонятых людской массой предтеч можно поставить и Прометея (условно причислим и его к племени человеков), Дон Кихота, князя Мышкина, Платона Каратаева, бродяжку Чарли, Венечку Дорофеева...  И жизнь их тяжела и трагична и гибель их (не обязательно физическая), похоже, бывает предопределена.

Да и жизнь самого Виноградова, наверное, тоже соответствовала временами судьбам гонимых, непонятых и неоцененных.

Отредактировано Айрин (28-02-2014 11:39:34)

0

9

Да, дорогая Айрин, и на мой взгляд это шедевр. Вдобавок гениально станцованный и сыгранный Сергеем Вихаревым: когда он уже истерзанный стоит на коленях посреди толпы и прикладывает руки к груди как бы прося прощение за то, что сейчас погибнет, потому что сил идти против толпы уже не осталось. С этой прощальной улыбкой на лице. А потом падает и они начинают топтать лежачего. Одна из самых больших мерзостей, на которую способна толпа. Но Виноградов оставляет и надежду на лучшее: вот появляется подруга Петрушки, тоже снявшая с себя недостойные одежды, и вслед за ней эту гадость снимают с себя все. Почему? Потому, что что-то осознали или просто примазались теперь уже и к этой правде? Этот вопрос остаётся открытым. А на заднем плане поднимается распятый Петрушка . Их новый Бог.
Почему-то при пересмотре этих последних сцен вторым рядом в голове пошли кадры последних новостей из сопредельного государства....

0

10

Дорогой(ая) PRIVET, под впечатлением от балета я не упомянула о Сергее Вихареве. Это, несомненно, стопроцентное попадание артиста в образ.
Как Майя Плисецкая - Кармен. Неповторимо.
Вся постановка настолько целостная, что выделять отдельного исполнителя трудно.
Пожалуй, и Петрушка Фокина о том же, только все рассказано как-то легче и проще, более обыденно. Если Виноградов поднимается  до  уровня  библейской притчи, то у Фокина это скорее сказка.

0

11

Айрин написал(а):

Если Виноградов поднимается  до  уровня  библейской притчи, то у Фокина это скорее сказка.


Взрослый вариант Карабаса-Барабаса...

0

12

Видно, не один privet углядел современные аналогии в виноградовском "Петрушке": фото из ФБ Андриса Лиепы, он в главной роли, а комментарий Юлии Махалиной (орфография автора сохранена)
Yulia Makhalina Андрис талантище!!!!А спектакль прямо попадает в сегодняшний день......как не грустно.....

https://scontent-a-vie.xx.fbcdn.net/hphotos-ash3/t1/1924936_278925532264132_761531518_n.jpg
https://fbcdn-sphotos-d-a.akamaihd.net/hphotos-ak-prn2/t1/1655949_278925542264131_90138700_n.jpg
https://fbcdn-sphotos-f-a.akamaihd.net/hphotos-ak-frc3/t1/1982284_278925558930796_785079514_n.jpg

0

13

"Золушка" - Наталья Сомова, Дмитрий Соболевский. Хореография Олега Виноградова. МАМТ 2013

0

14

"Золушку" МАМТ забанил.
Зато вот что нашлось:
"Тщетная предосторожность", Казань 2007.
Лиза - Т.Голякова
Колен - А.Белов
Марцеллина - К.Андриадзе
Ален - Д.Толмазов
Мишо - А.Бармин

+3

15

bird написал(а):

Зато вот что нашлось:
"Тщетная предосторожность", Казань 2007.

Спасибо, очень интересно.

0

16

И от меня огромное спасибо!
Наконец-то можно посмотреть полностью ещё одно творение Олега Виноградова.
А какая радость эта балетная труппа в Казани: вдали от сражений "балетоманов", полный профессионализм, высочайший класс. Приятно сознавать, что они есть не только в Москве и Петербурге. И без тени скандалов. :blush:
Хочу отметить потрясающую музыкальность хореографа (куда там Дуато и Ко). Стройность драматургии: никаких вопросов, кто и почему именно это сейчас танцует. Все детали отработаны до мелочей. Нет "майского дерева" во время уборки урожая где-то в сентябре-октябре. А какой мужской танец, сложнейшие вариации! Браво! :love:

0

17

Феномен Виноградова, как мне кажется, заключается в том, что для него вообще нет ни одной случайной детали: впервые за увиденные постановки у меня не возникло страха за то, что вдова отрежет себе руку, раздавая серпы, поскольку в постановке Эштона многие исполнители берут эту охапку серпов за режущую часть, не имея возможности ухватить всю стопку за ручки. У Виноградова вдова раздаёт серпы в два приёма и держит за ручки.
В выходе Лизы и Колена из спальни у Эштона они появляются в свадебных платьях. Возникают два вопроса: откуда там "нарисовались" эти платья и что такого предосудительного там произошло, что теперь уж точно надо их поженить. У Виноградова с "раздетой" Лизой всё логично.
Ален у Виноградова - совершенный образ придурочного аристократа, которых мы знаем из комических опер. Типа графа Альмавивы. Его соло с сочком и бабочкой - шедевр комического балета. Как и танец с игрушечной лошдкой. А какие солисты в Казани, оказывается! Сложнейшие мужские партии исполнены "без сучка, без задоринки"!
Ну о "майском дереве" в пору уборки урожая уж упомянул наш дорогой Konrad.
Стилистически все партии поставлены безупречно: у Лизы, у Колена, У Алена и, конечно, Марцеллины - ни одного па, ни одного шага, выпадающего из образа.
Мизансцены: любую вырезай и вставляй в рамку как образец французской пасторальной живописи начала 19 века.
А в музыкальной редакции мне впервые стало ясно, что музыка Герольда основана на французских народных песнях. В частности, в первом акте, когда Лиза взбивает масло, отчётливо прослушивается
Sur le pont d'Avignon

Вот такие шедевры есть в копилке русской хореографии при живом хореографе.
Но театр, для которого он создал это уникальное действо, предпочитает отбивать английскую чечётку во французском балете.

0

18

Ссылка
Приказано забыть
Марина Алексинская
17 апреля 2014 4
Культура
Олег Виноградов - денди советского балета
Лаборатория творчества. Балеты Олега Виноградова в рисунках
Лаборатория творчества. Балеты Олега Виноградова в рисунках
‹›
Олег Виноградов – денди советского балета. Балетмейстер милостью Божьей,  в мире таких - на пальцах одной руки пересчитать. С моцартианской лёгкостью Олег Виноградов  коснулся воображением произведений Расула Гамзатова, Чингиза Айтматова и создал нечто из ряда вон выходящее. Сверкание на сцене абстракций из нитей граната и речного жемчуга, что переливалось, истаивало, как воск от огня, в пластике  артистов балета, охваченных истомой, подвигом и трепетом человеческих чувств.  Публика, как зачарованная, ночи напролет проводила в очередях перед кассами театра. Лишь бы еще и еще раз увидеть в Кировском или в Большом балеты «Горянка», «Асель», «Потёмкин», «Ярославна»… И не поверить возможности волшебства перевода на язык хореографии произведений советской литературы. «Что ж? - задумчиво рассуждал маэстро, элегантно разместившись в кресле директорской ложи, поигрывая в руке вишнёвой трубкой. - Балет – искусство трансцендентное, то есть выходящее за грани возможного. И только тогда оно – балет».
Олег Виноградов – вершитель невозможного. Он возглавил «Кировский балет», когда эта кузница этуалей, эталон петербургского стиля, казалось,  исчерпала себя. Вслед за «прыжком в свободу»  Нуреева на Запад последовали Макарова, Барышников. Аллу Осипенко фактически «ушли» из театра, а больше половины труппы перешагнула через пенсионный рубеж. И что сделал маэстро? Создал новую труппу, вернул статусу: «артист Кировского балета»  былую непревзойденность. Мир заговорил об Олеге Виноградове как об одном из пантеона великих. Агенты иностранной разведки кружили вокруг маэстро, маня соблазнами.
Награды и премии:  Народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), премия Ленинского комсомола (1977), премия имени Мариуса Петипа (Париж, 1980 и 1983), премия «Пикассо» (Чикаго, 1987),  премия французских кинематографистов «Золотой Лев» (1988 ). В 1990 году удостоен высшего звания в области литературы и искусства Франции -  «Шевалье».
Карьера Олега Виноградова – понимание: политика двойных стандартов – день вчерашний. Збигнев Бжезинский – зубр американской политики, автор доктрины  «русский народ – лишний народ» предложил русскому Виноградову провести инспекцию всех балетных трупп США и представить доклад о состоянии в стране искусства – балета. Президент США Буш-старший пригласил маэстро открыть в Вашингтоне «Кировскую балетную академию». Столица Южной Кореи, Сеул, предложила занять пост артистического директора компании «Юниверсал балет». Святая святых балета – Гранд Опера – впервые в своей истории пригласила русского балетмейстера возглавить балетную труппу. Творческие замыслы маэстро реализовывались на сценах ведущих театров Европы, Азии, Северной и Южной Америки… Карьера Олега Виноградова оборвалась в её зените. Крушение ли СССР тому причина? Просто есть такая российская забава – талантов своих истреблять. Как сорняк. И предавать забвению.
Был хмурый, ветреный февраль. В поисках Олега Виноградова специально выехала в Санкт-Петербург. Мне повезло. В кабинете здания консерватории, где каждая половица дышит историей русской музыкальной культуры, мы встретились.
Олег ВИНОГРАДОВ. Почему вдруг заинтересовались мной?
«ЗАВТРА». Ну, Вы для меня человек не случайный. Я давно хотела встретиться,  спросить: что с Вами? почему Вы, человек-легенда, где-то в тени?
Олег ВИНОГРАДОВ. Что со мной? Очень просто. Оказался блокированным. Последние 25 лет идёт уничтожение моего имени.
«ЗАВТРА».  Верно ли, что над Вами висел дамоклов меч физического уничтожения? Вы можете рассказать историю вашего ухода из Кировского театра?
Олег ВИНОГРАДОВ. Могу. Начался передел рынка, в котором я явно кому-то стал мешать. Из всех творческих организаций страны Кировский театр к тому времени приносил Госконцерту самые большие деньги. Балет был такого уровня, что иностранные импресарио заключали с нами самые выгодные для нашей страны контракты. Выше нас никто не получал, ни Большой театр, ни «Березка», ни цирк, ни ансамбль Моисеева. За один спектакль нам платили от $35000 до $55000, а гастролировали мы по два-три месяца. Вот к этим деньгам и потянулись.
«ЗАВТРА». И Вам сделали предложение, от которого нельзя отказаться?
Олег ВИНОГРАДОВ. Сначала ко мне обращались с вопросами: не надоело  ли мне руководить театром? Отступные – миллион долларов. Может быть, уйти, ведь за рубежом много работаю? Я действительно много работал и за рубежом, куда меня постоянно приглашали. Потом начались «санкции»: прокалывали колеса машины, разбивали стекла, поджигали квартиру. Последовало первое покушение, второе, мне проломили голову, пытали несколько часов, я чудом остался жив. За мной была установлена слежка, и я вынужден был нанять охрану. Полтора года ходил с охраной от дома до театра и по театру. Потом было третье покушение, мне подбросили изумительную вещь, ампулу с отравляющим газом. Опять же чудом я остался жив: ампула оказалась некачественной, я получил всего лишь микроинфаркт. Ну и после этого случая решил уехать из страны. Но сердце, душа болели. Ясно ведь было: смалодушничал. Ведь именно этого от меня и добивались! И я вернулся. Было подстроено получение взятки директором театра Мальковым от канадского импресарио. Тень этого скандала легла и на меня. Расследование показало, что я не имел к взятке никакого отношения. У меня все документы на руках есть, что взятка в действительности не имела места, на мне никакого уголовного дела не было, и нет. Оно даже не открывалось! После этого скандала я оставался в театре на посту главного балетмейстера еще несколько лет и продолжал работать так же активно. Лишь в 2000 году, после очередного покушения, уехал в США. Но  пресса до сих пор обливает меня грязью.  Особенно преуспела критикесса Юлия Яковлева.
«ЗАВТРА». Кто – Вы? и кто – «критикесса» Юлия Яковлева?
Олег ВИНОГРАДОВ. Я подал в суд на неё и этот суд выиграл. Журнал, где была публикация, дал  опровержение. Но я настаивал на компенсации. Тогда глянцевый, весь в рекламе толстый журнал предоставил в суд документы, согласно которым журнал нищий, выплатить компенсацию не в состоянии. В настоящее время суд не закончен, и я настаиваю на том, чтобы госпожа Яковлева понесла материальное наказание за публикацию ложной, оскорбляющей меня информации.
«ЗАВТРА».  Можно сказать: кампания по уничтожению имени Григоровича в Москве и имени Виноградова в Петербурге стартанула в одно и то же время. И почерк до боли схож, и действующие лица всё те же.
Олег ВИНОГРАДОВ. Так инициатива одной и той же группы! Павел Гершензон, Вадим Гаевский и компания. Идеолог группы Павел Гершензон -  неудавшийся архитектор, абсолютный непрофессионал в балете. Выступает за то, чтобы советский период балета был уничтожен.  Открыто говорит  о том, что советский балет – не балет, а профанация, и русский балет – тоже не балет. Настоящий балет  существовал  и существует исключительно на Западе. Вы знаете, недавно вышла книга Гершензона об истории Мариинского театра. Так в ней период моей работы в театре просто исчез. Дыра в 20 лет.
«ЗАВТРА». Чем можно объяснить такую позицию?
Олег ВИНОГРАДОВ. Во-первых,  стремлением, простите за выражение, выпендриться, показать: мы в оппозиции ко всему, и мы, только мы имеем право определять, что говорить сегодня за всех. Как следствие, началось засилье на сцене  эпатажа,  мрака, антикрасоты. Вы не поверите, но 1 апреля 2010 или 2011 года, точно не помню, на сцене Мариинского театра танцевала труппа Анжелена Прельжокажа, абсолютно голые мужчины и женщины, изображали, выражали и иллюстрировали все  возможности полового акта, насилия.  И это на сцене Мариинского театра, где 60 лет воспевал красоту Мариус Петипа!
«ЗАВТРА». Ну почему не поверю? В пору чиновников Швыдкого-Иксанова-Гетмана-Новиковой, каждый с орденом Почетного легиона за заслуги перед искусством в петлице, извращение в Большом было нормой. Разве что Прельжокаж в балете «Апокалипсис» приодел артистов в нечто вроде мешков для мусора. Олег Михайлович, но не Вы ли были первым, кто пригласил в Кировский театр ведущих западных балетмейстеров?
Олег ВИНОГРАДОВ. При мне близко к театру не подпускались балетмейстеры псевдомодерна. Я и тогда говорил о сохранении традиций и школы классического балета и первым в нашей стране предоставил сцену театра ведущим западным хореографам, близким нам по эстетике: Джорджу Баланчину, Ролану Пети, Пьеру Лакотту, Джерому Роббинсону, Энтони Тюдору. Эти хореографы на основе классики создавали замечательные нео­классические балеты.
«ЗАВТРА».  Не получилось ли так, что ратуя за западную хореографию, мы  получили в итоге обнаженные гениталии на сцене?
Олег ВИНОГРАДОВ. Именно так! Дело в том, что была образована ниша  бесконтрольности, хаоса, бесцензурности и анархии.
«ЗАВТРА».  Не пора ли эту нишу «железным» занавесом прикрыть? ввести цензуру?
Олег ВИНОГРАДОВ. Нет, «железный» занавес не нужен, но порядок  наводить необходимо, в частности ­ прекратить бесконтрольность, с  которой возникают мелкие «бандитские» труппы, называющие себя королевским, санкт-­петербургским балетами, при этом не имеющие ни школы, ни профессионализма, ни качества исполнения, и только дискредитирующие  культуру  страны.
«ЗАВТРА».  Балет превратили в шоу.
Олег ВИНОГРАДОВ. Превратили в базар! не в рынок, а в базар! Весь этот рыночный балет  стал балетом базарным. Более того, когда началась вся эта вакханалия бесконтрольности, то на Запад хлынула толпа непрофессионалов. Они дискредитировали звание артиста русского балета. И вот уже на стенах американских и европейских академий балета стали появляться таблички: «Русским просьба не обращаться».
«ЗАВТРА». Двадцать лет демократических реформ сделали своё дело.
Олег ВИНОГРАДОВ. Да. До русского балета с его трехсотлетней школой традиции и совершенствования Западу, прежде всего, я имею в виду США, было не дотянуться. Но так называемые реформаторы изобрели следующий ход: русский балет не может быть международным. Не вписывается в международный уровень. С чем трудно поспорить, учитывая высоту планки русского балета. И что в результате сделали? Русский балет опустили до их, «международного», уровня.
«ЗАВТРА».  Олег Михайлович,  предлагаю поговорить о Кировском балете. Почему он представлял такую ценность, что звёздных артистов балета вербовали, словно они создатели сверхсекретного оружия? 
Олег ВИНОГРАДОВ. Самое главное в балете, в балетной труппе – кордебалет. Если есть кордебалет – солисты обязательно будут. Кордебалет нашей труппы был безупречен.
«ЗАВТРА». О Найме Балтачеевой рассказывают легенды: будто кордебалет, с которым она работала,  в «Шопениане» отличался от кордебалета в «Жизели», хотя для  непосвященного человека позы балерин, костюмы одни и те же.
Олег ВИНОГРАДОВ. Разная стилистика кордебалета. Почему? Кто такие виллисы? Это же злые духи. Спина прямая. Кто такие сильфиды «Шопенианы»? Духи воздуха. Спина летящая, другой корпус, другие руки. Стилистику  петербургского балета Найма Балтачеева соблюдала железно.
«ЗАВТРА».  Мне трудно избавиться от мысли, что Кировский балет в советские годы нёс в себе необыкновенный аристократизм царской России.
Олег ВИНОГРАДОВ. Аристократизм и элитарность… Вы знаете,  вообще и для меня это - загадка.
«ЗАВТРА». Секрет в традиционном консерватизме педагогов? в школе Вагановой?
Олег ВИНОГРАДОВ. Прежде всего, что такое балет?  Почему сегодня многое из того, что называют балетом и в том пытаются убедить зрителя, балетом не является? Балет – это строжайшее по форме искусство. Балет основан на знаковой, как ноты мало кому понятной азбуке. Поэтому все позиции, все элементы, из чего состоит физическая культура тела как таковая, наполненная духовностью, содержанием и смыслом, строилась на требовании неукоснительного соблюдения азбуки.Балет – самое консервативно закрытое, оберегающее законы своей чистоты искусство.
Пластика балетного тела  устремлена ввысь, божественна. Идеальные пропорции, маленькая головка, длинная шея, покатые плечи, короткий торс, длинные выворотные ноги. Что такое выворотность? Это основа классики. Выворотность – противоестественное состояние человеческих ног. Но выворотность – это  удлиненность, развитие мышц ног по тем законам, по которым балет развивается уже около трёхсот лет.
«ЗАВТРА».  Олег Михайлович, Вы возглавил Кировский балет в его «минуты роковые».  Каким образом Вам удалось снова поднять Кировский балет на недосягаемый уровень?
Олег ВИНОГРАДОВ.  Я делал то, чему меня учили. Еще были живы такие гиганты, как  Юрий Слонимский, Вера Красовская, Петр Гусев, с которыми советовался. Я понял тогда, что если максимально не привлечь в качестве педагогов поколение балерин, которые учились у Вагановой: это Ирина Колпакова, Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина, Наталья Дудинская, труппу театра не поднять. И  я не один работал. В театре мы создали специальный Художественный совет балета, без которого я  не принимал ни одного решения. С Ниной Уховой, лучшей ученицей Наймы Балтачеевой, мы работали с кордебалетом. Балерины Юлия Махалина, Алтынай Асылмуратова, Галина Мезенцева становились ведущими солистками после определенного периода работы в кордебалете. Иными словами, мы восстановили  традиции театра, преемственность поколений, которые  в какой-то период были нарушены. Меня понимали, поддерживали. Мы вместе решали какие балеты Баланчина ли, Лакотта можно представить публике на сцене Кировского театра.
«ЗАВТРА». Почему именно в Петербурге столь священное отношение к балету?
Олег ВИНОГРАДОВ. Я вырос в послевоенное время. Разруха, пол-Ленинграда в руинах, очереди за мукой и за билетами на балет. Билеты были самые дешевые, билет стоил 30 копеек, сколько же стоил пирожок. Поэтому я впервые попал в  Кировский театр на балет. А шли грандиозный «Ромео и Джульетта» Лавровского,  сказочная «Золушка» Захарова… и после всего этого голода, коммунальных квартир я оказался в настоящем храме искусства, три часа находился в другом мире.  Выходил из театра совершенно просветленным, хотелось жить. И все мы так росли. Классический балет стал самым любимым, поистине всенародно любимым  искусством. А когда я впервые попал на балет «Щелкунчик», то просто обомлел. В то время я был солистом Ленинградского детского хора. И в момент вступления а капельного хора, случайно посмотрел из оркестровой ямы, где мы стояли, не на дирижера, а на сцену. Мимо проходили  непонятные мне существа, и я... пропустил вступление. Не мог оторваться от происходящего на сцене. С тех пор балет вошёл в мою жизнь, как болезнь.
«ЗАВТРА».  Три имени, олицетворяющие петербургский балет.
Олег ВИНОГРАДОВ. По неподдающейся объяснению, загадочной степени воздействия на публику – это Уланова.  По соответствию физической форме – Осипенко и Макарова.  По чистоте танца и верности рисунку хореографа – Колпакова, Комлева. Из сегодняшних имён, конечно же, Захарова. Знаете, за последние сто лет балерин с данными Захаровой не было.
«ЗАВТРА». Согласитесь, магия воздействия важнее.
Олег ВИНОГРАДОВ. Для нормальных людей, конечно. Но я-то смотрю как ненормальный! Смотрю в ноги, в школу.
«ЗАВТРА». Скажите мне, пожалуйста, как человек «ненормальный». Вот Вы – балетмейстер имперского балета.
Олег ВИНОГРАДОВ. Безусловно. Я консерватор и горжусь этим.
«ЗАВТРА». Вы создатель балетов «Ярославна», «Броненосец «Потёмкин», постановщик крупномасштабной сценической версии оратории Прокофьева «Александр Невский».  Как Вы восприняли крушение советской империи?
Олег ВИНОГРАДОВ. Неоднозначно. С одной стороны,  многое для нас было закрыто. Мы не видели зарубежного балета, не знали его развития и как следствие, появился нездоровый на него ажиотаж… С другой стороны, я тоскую по Дворцу пионеров с его кружками в роскошных интерьерах, по пионерским лагерям, где мы выросли, по бесплатной искренней заботе о детях, которую мы ощущали.
«ЗАВТРА».  Когда у Галины Улановой, родители которой выступали в антрепризе Анны Павловой, спросили: что дала советская власть? Она ответила – зрителя. Сегодня идеологи актуального  искусства агрессивно насаждают инсталляции, перформансы, похожие на горы мусора, и убеждают: актуальное искусство для избранных. Чем объяснить такую странность?
Олег ВИНОГРАДОВ. Только тем, что им недоступно понимание балета как  элитарного искусства в его приверженности красоте и в преклонении перед красотой. Они поклоняются дерьму и дьявольщине. Что же касается классического балета, то до конца понять его невозможно, и в этом-то и его притягательность. Почему?  Потому что в нем нет ничего некрасивого. К тому же, настоящий балет наполнен драматургией, переживаниями, чувствами.
«ЗАВТРА».  Олег Михайлович, хотела бы, чтобы Вы рассказали о прощальном приезде Нуреева в Россию. Ведь, несмотря на вынужденную эмиграцию, он, в очередной раз, прославил русский балет на весь мир.
Олег ВИНОГРАДОВ. Конечно, я сделал всё, чтобы вернуть Нуреева в Ленинград. Дело в том, что мы учились с ним в одном классе у замечательного нашего любимого педагога Александра Ивановича Пушкина. Друзьями мы не были, но отношения поддерживали постоянно. Он всё время болел театром, он всё время болел Петербургом, спрашивал обо всех. Конечно, Нуреев – явление совершенно экстраординарное, таких танцовщиков не было.
«ЗАВТРА». Что Вас больше всего тронуло, когда он танцевал в «Сильфиде»?
Олег ВИНОГРАДОВ. Он уже не танцевал. Он ходил. Он был уже очень болен… А тронуло?.. В 1978 году в Кировском театре реконструировали сцену. Старую ломали, и отломанный кусок я сохранил. Через какое-то время уже на гастролях в Париже я передал этот кусок Нурееву со словами: «Рудик, это кусок сцены, на которой ты танцевал». И он заплакал… Так вот, после «Сильфиды», когда уже спектакль закончился, Нуреев опустился на колени новой сцены театра. И потом сказал: «Ты сделал мне второй подарок. Теперь я, наверное, больше на этой сцене не появлюсь». Через два месяца он умер.
«ЗАВТРА». Олег Михайлович, вы прошли через такие огни, воды и медные трубы! Что оказалось самым главным для вас?
Олег ВИНОГРАДОВ.  Самое главное то, что моя бедная мама, которая осталась одна с тремя детьми после войны, отец погиб, заложила в ломбард всё: свои серёжки, свадебное кольцо и внесла вырученные деньги на моё частное обучение у педагога, благодаря чему я поступил в хореографическое училище. Моя мама не понимала балета абсолютно, она верила в то, что раз я выбрал балет и фанатично им занимался, значит, так надо. Каждый раз мама приходила на спектакли, буквально с моего студенческого «Щелкунчика», где я танцевал паяца. Я потом спросил: «Мам, как я танцевал-то?»(голос срывается) «Миленький, я не видела – плакала». Она каждый раз плакала… И самое ужасное то, что имея шестидесятилетний опыт в балете, имея авторитет, что-то значу в своей профессии, я абсолютно не нужен Родине. Меня даже не пускают в Мариинский театр… Но Петипа в своих воспоминаниях пишет: сегодня не пустили в Мариинский театр; швейцар, который кланялся мне до пояса, сказал: «миленький Морис Иванович, пущать не велено». Я не Петипа, но, тем не менее, всё-таки 23 года  руководил лучшим театром мира.
«ЗАВТРА». У Вас нет ответа на вопрос: почему талантливые русские люди уничтожаются русскими же людьми? Мы вот разговариваем с Вами в консерватории, а рядом памятник Глинке. Но ведь Глинка уехал из России, и по легенде, плюнул от отчаяния на границу.
Олег ВИНОГРАДОВ.  Я никогда не делил людей на нации, работал во всех республиках бывшего Советского Союза, работал во многих странах мира. А вырос в коммунальной квартире, где из девяти семей семь было еврейских, две русских. Русские ненавидели друг друга и ни с кем не могли ужиться. Евреи же жили дружно, помогали всем, мы, детишки, ходили к ним в гости на дни рождения, праздники. Когда я первый раз приехал в Лос-Анджелес с труппой Кировского театра на гастроли, толпа окружила автобус, не проехать было. Нас встречали овациями. Я вышел, из толпы ко мне бросилась седая еврейка. «Олежек, я Роза Марковна, - говорит со слезами на глазах, - мы жили с тобой в одной квартире. Мы гордимся тобой!»  Почему так?
                                                                        Беседовала Марина АЛЕКСИНСКАЯ

0

19

+1

20

Олег Виноградов: «В «Золушке» нашли воплощение мои представления о балете-сказке. Сказку рассказывает Фея, которая шаг за шагом ведет героиню по пути волшебного превращения из замарашки в Принцессу. Хореографическим языком я хотел выразить те удивительные эмоции, которые рождаются от соприкосновения с гениальной музыкой Прокофьева и чудесной сказкой Шарля Перро, написанной на все времена».

http://www.conservatory.ru/node/2998

+1

21

http://smena-online.ru/node/30404/print

Рисующий движением
Анна Илупина| опубликовано в номере №1196, Март 1977

Вот уже почти десять лет как на сцене Большого театра была поставлена «Асель», балет, рассказывающий о наших современниках, героях повести Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Поставил балет тогда еще совсем молодой балетмейстер Олег Виноградов. Хореография «Асели» выросла из классики. Но на традиционном фундаменте возведено современное здание танца, ясного и четкого по линиям, сложного по чувствам и настроениям. Известный хореограф профессор Лопухов говорил, что если балетмейстер за всю свою жизнь придумает 5 – 6 новых движений, то это надо считать большой удачей. В «Асели» же таких новообразованных движений двадцать семь!

Прошло не так много времени, и внимание постановщика привлекли «старые», неувядаемые балеты – «Тщетная предосторожность» Герольда и «Коппелия» Делиба.

– Но это не значит, что я изменил современной теме, – говорит балетмейстер. – Напротив, именно потому, что меня очень интересует проблема отражения современности в балете, я и обратился к «Тщетной предосторожности». Ведь это был первый современный балет в истории хореографии! И он оказался классическим: выдержал испытание столетиями и по сей день украшает репертуар лучших театров.

Олег Виноградов сказал это после триумфального успеха премьеры «Тщетной предосторожности» в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета. Тогда, в декабре 1971 года, автор новой версии старого балета был балетмейстером в Театре имени Кирова. Теперь он главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета. В данном качестве он тоже дебютировал классикой: новая постановка «Колпелии» имела не меньший, если не больший, успех, чем «Тщетная». Оба сочинения, верные стилистике далекого прошлого, были совершенно самостоятельны. Оба спектакля, сохранив (и даже умножив) обаяние комедийности, ничего не утратили в своей танцевальности. Напротив, классика стала богаче, сочнее, разнообразней. И современней по динамизму, по ритму действия. Помимо объяснения балетмейстера, приведенного выше, есть и чисто производственные обстоятельства, по которым Виноградов обратился к классике.
go on reading
http://smena-online.ru/node/30404/print

0

22

:cool:  :flag:

"CINDERELLA" TV Film (fragments) Z.Ayupova, S.Belyaevsky

0

23

Уважаемые PRIVET, Konrad, bird, большое спасибо за Ваши материалы об Олеге Виноградове. Я бесконечно уважаю этого талантливого человека. Вспоминаю его чудесные лекции во Дворце Культуры Ленсовета в Петербурге (тогда Ленинграде) во время перестройки. Сейчас он делает то же самое в Консерватории Петербурга. Правда, тогда в его распоряжении были все звёзды тогда ещё Кировского балета.
Я помню эти события, когда его обвиняли, но, конечно, истины мы тогда не знали. Было ясно, что всё это - ложь. Кстати, он в своей книге всё подробно описывает. А вот кто за этим стоял, во всяком случае, не был уж точно против, воспользовался этим, из книги ясно. И это не только имена, о которых рассказал Олег Михайлович в интервью. Ведь в советское время главным руководителем в театре всегда был балетный руководитель, и не только в Питере. Больше валюты, конечно, приносил балет. А потом кто стал в Мариинке главным? Все знают. Поэтому его и до сих пор в театр не пускают. Но это моё личное мнение.
Я его видела несколько лет назад в театре в коридоре, он сидел в уголке и разговаривал с капельдинершей. Наверное, был по билету или по пропуску. Но, конечно, не официально, то есть со служебного входа войти туда не может. И ведь как это въелось! Цискаридзе пригласил его в Вагановское, кажется, что-то рассказать, так его даже там отговаривали! Кстати, ведь Осипенко тоже так и не работала в этом театре.
Ведь, казалось бы, почему бы ей не работать репетитором там. Но ведь нет, в Михайловском. Да, какой чудный, красивый мир на сцене, но какой подлый на самом деле. Впрочем, думаю, это везде, где большие деньги крутятся, там всегда коршуны найдутся. А уж если человек ещё власть любит, будь он трижды талантливым, гением, всё равно подлецом станет. Так что гений и злодейство вещи вполне совместные. Александр Сергеевич ошибался.
Хочу ещё уточнить, что Олег Александрович немного ошибся, наверное, забыл. Нуреев танцевал в Сильфиде в 1989 году, а умер в 1993 году. А он сказал в интервью, что через пару месяцев.

+1

24

Дорогой PRIVET, пока я сочиняла свой "опус", Вы ещё выложили интересную запись. Как я успела заметить (конечно, только "полистала"), этот вариант Мариинки и вариант консерватории похожи. А вот я видела его постановку ещё в МАЛЕГОТе (Михайловском). Может, я что-то путаю, но мне кажется, там в сцене часов их изображал кордебалет. Следовательно, он для Кировского что-то менял.

0

25

Дорогая Prima!
Спасибо за Ваши воспоминания о великом русском хореографе.
Да, он не озвучил имя, но оно понятно. В книге Виноградов размышляет об ошибках, сделанных им в жизни. И спрашивает себя, было ли ошибкой то, что он поддержал кандидатуру Гергиева. Ведь его желанным кандидатом был гениальный Евгений Колобов. И кто знает, если бы Колобов тогда пришёл в Мариинский, как сложились бы многие судьбы, в том числе и самого безвременно ушедшего от нас Колобова.
Какая Вы счастливая, что могли наблюдать творчество Виноградова в самом его расцвете!
По поводу часов-кордебалета - да, он именно так описывает этот момент в книге, когда ставил спектакль ещё в Новосибирске. Может быть, на данной записи просто репетиционный момент, поэтому без кордебалета-цифферблатта? Интересно было бы посмотреть, как спектакль выглядит в МАМТе. Там он сейчас, слава богу, идёт.
А вообще, насколько он опередил своё время и как Родина его отблагодарила. А вот он, видимо, без неё не может: иначе продолжал бы себе жить в Америке и Японии. И забыл бы дорогу в Мариинский, как дурной сон.
Насчёт Нуриева он, конечно, ошибся: за несколько месяцев до смерти Нуриев не то что танцевать, он и ходить не мог.

0

26

Prima написал(а):

А уж если человек ещё власть любит, будь он трижды талантливым, гением, всё равно подлецом станет. Так что гений и злодейство вещи вполне совместные. Александр Сергеевич ошибался.

Дорогая Prima, Вы совершенно правы - гений, наверное, может стать злодеем. Но имеются все же некоторые НО.
А был ли этот свежеиспеченный злодей истинным гением, или все же талантом, пусть даже крупным?  Если предположить, что да,  был таки гением, то останется ли он после совершенного им злодейства таковым?  Большой вопрос.
Так что, "наше все", может быть, и в этом случае не ошибся. Уж он-то знал изнутри, что такое настоящий гений. Каких усилий стоит человеку нести эту непосильную для многих ношу, какие тяжелые обязательства он получает одновременно с гениальностью.  Ведь талант может дать себе передышку, отдых, вообще оставить свое занятие, переменить его,  а гений не может. Он создан для того, чтобы служить своей предопределенности до самого конца, до смерти. Как в эту схему вписать еще и злодейство?
И размышления  PRIVET(а) о Виноградове:

PRIVET написал(а):

А вообще, насколько он опередил своё время и как Родина его отблагодарила. А вот он, видимо, без неё не может: иначе продолжал бы себе жить в Америке и Японии. И забыл бы дорогу в Мариинский, как дурной сон.

Только лишний раз доказывают  то, что, казалось бы, происходит  вопреки всякой логике и здравому смыслу: ну не может человек оставить свое занятие, которое ему предначертано исполнять свыше. И никакие обиды, несправедливости, оскорбления не могут его остановить, помешать ему.

+1

27

Дорогой PRIVET, я посмотрела ещё раз эту часть. Пришла всё-таки к выводу, что под музыку часов в Мариинке хореография другая, в глубине сцены поставлен механизм, изображающий шестерёнки. Следовательно, кордебалета не должно быть. Но самое интересное, что в варианте Стасика в 2014 году, выложенном bird, уже 3-й вариант: там в глубине сцены - карета вместо шестерёнок! Так что Олег Михайлович ещё раз поменял сцену.
Мне бы очень хотелось у него спросить, почему это делается: то ли из-за новых возможностей сценографии, то ли ему просто захотелось чего-то нового, то ли ещё есть какие-то причины? То есть хотелось бы немного проникнуть в творческий процесс. А я могу только гадать. Впрочем, может быть кто-то на форуме знает?

0

28

Дорогая Prima!
Рада Вас вновь читать.
Выложенный мной спектакль - это консерватория в СП. Спектакль Стасика театр, к сожалению, удалил.
А вот здесь, как мне кажется, мэтр прямо oтвечает на Ваш вопрос.

Отредактировано bird (26-08-2014 10:11:30)

0

29

Дорогая bird, спасибо Вам, я всё перепутала. Конечно, это консерваторский спектакль. Хорошо, хоть его не убрали.  Будем надеяться, что спектакль Стасика  кто-то ещё выложит. А там был полный вариант?
Спасибо за "Ответ мэтра".

0

30

Prima написал(а):

А там был полный вариант?
.

Да, почти....

0