https://www.welt.de/print/die_welt/kult … arade.html
Сталинский парад звёзд
Мануэль Бург/27.12.2016
Некая разновидность "Триумфа воли" под знаком серпа и молота: Баварский гос. балет поднимает на сцену советского "Спартака"
"Балет - это женщина." это сказал Джордж Баланчин. Он был грузином и, несмотря на это, стал самым значительным хореографом Америки. Его советский антипод, моложе на двадцатъ лет, звался Юрий Григорович и он, в соответствии с системой, видел танец как мужчину. И хотя он произвёл в 1961 году также прекрасный, очень чувственный, даже женский балет - основывающуюся на материале из Азербайджана "Легенду о любви" - знаменитым он стал благодаря своему прототипически послесталинскому героическому танцу "Спартаку".
Спустя восемь лет после одноименного кинематографического спектакля Стэнли Кубрика на сцене Большого театра замаршировали мускулистые воинствующие рабы-гладиаторы против римлян, справляющих постоянные декадентские оргии, чтобы в последствии героически погибнуть. И дабы всё-таки создать пролетарских борцов будущего, которые и в смерти озарены красным социалистическим цветом. "Спартак" как балетная спартакиада - это пот, слёзы, мачизм. Студийная экранизация даже растянутуя в замедленной сьёмке. Визитная карточка русской образцово-показательной труппы, пример её танкопробивающей эстетики. Просто скроенная, соответствующая вкусам толпы, усиливающая пропаганду благодаря постоянным повторам. Несмотря на это многократно праздновавшая успехи на гастролях во всём мире благодаря также примитивно простой, в большинстве своём турбо-мощной и всё-таки подходящей для концерта по заявкам музыке Арама Хачатуряна.
Юрий Григорович никогда не ставил своё самое популярное произведение за пределами России, но ставили другие хореографы. С умеренным успехом. Советского Союза давно нет, но этот нарисованный чёрно-белыми штрихами шаблон не допускает почти никакой другой интерпретации, чем прежняя. Таким образом, гротескно преувеличенное произведение в большинстве своих компонентов сегодня производит впечатление устаревшего и комичного: как станцованный комикс в сандалиях. Некий "триумф воли" под знаком серпа и молота, где можно увидеть, что фашистская и коммунистическая эстетика тела почти неотличимы друг от друга.
Несмотря на это, новый бесспорный шеф Баварского гос. балета, русский бывший танцовщик Игорь Зеленский пошёл на риск постановки именно этого одиозного опуса со своей заново переформатириванной, далеко не безукоризненной труппой в качестве исключительно сложной премьеры. Спортивно-пыльный балетный пакет дополнительно облагораживается двумя приглашёнными только на два первых спектакля блестящими русскими звёздными солистами: Натальей Осиповой и Сергеем Полуниным.
Последний кусок сталинизма на Изаре, в то время, когда в Кремле грохочет медведь-Путин, с финальной шлифовкой от самого Григоровича. Милый дедушка, который в конце спектакля кланяется перед стоячими овациями, он пережил все системы, всё ещё является крёстным отцом русского балета и в честь его девяностолетия в Большом театре состоится трёхнедельный фестиваль.
В Мюнхене скопировали даже грубо-дешёвые декорации шестидесятых болотного цвета от Симона Вирсаладзе с их тёсаными камнями, сетями, мужскими юбочками и трусами, кинжалами, мечами, копьями, стандартами и хлыстами. Клубится пафос, гремят марши, разжигаемые Кареном Дургаряном за дирижёрским пультом, тяжеловесно выбрасываемые гос. оркестром, пребывающим в постоянном экстазе. Дамы, с которыми плохо обошлись, должны выполнять здесь по большей мере синхронно-декоративную роль. Мужская группа более или менее справляется с задачей, танцует не совсем чисто и во многих местах мощные позы производят ещё впечатление заученности.
Кубинец Осиель Гунео придаёт Спартаку карибскую расслабленность вместо упрямой борцовской телесной силы. Он гибко крутится и вертится, его нарцистские прыжки в шпагат прекрасны. Но как и остальные, он не в состоянии наполнить пустую жестикуляцию своих соло значимостью и психологической глубиной. Сергей Полунин, который заранее был распиарен и в Баварии как "плохой мальчик от балета", является в качестве римского антипода Гунео - Красса - практически неправильным кастом. Он слишком лиричем для плоской роли, которую он исполняет технически прилично, но не экстраординарно. Он компенсирует это за счёт преувеличенно аррогантного подхода, который лишает вырезанную из бумаги ножницами фигуру последней капли интереса.
Женщины предстают в этом простом мире комсомола-античности либо проститутками, либо отвечают за женственное телесное тепло. Тогда они в конце быстренько уносятся мужичком в ночную корзиночку, как это происходит в конце обоих сибаритских любовных адажио между Спартаком и Фригией, чья далеко льющаяся мелодия известна также как тема "линии Онегина". И всё же Айви Амиста танцует плоскую подругу героя с темпераментом и отдачей.
Ещё более идеологически плоско нарисована приданная Крассу греческая куртизанка Эгина. Она есть просто-напросто виляющая задницей роскошная проститутка. Эротично-ледяная Наталья Осипова снабжает её безукоризненно выбитыми позами мраморной статуи: мини Мессалина с похабным блестящим соском.
И вообще её отточенное гран па-де-де с Крассом во втором акте, вставленное в очередной пир пар в белых париках а ля Цезарь, является самым хореографически претециозным пассажем утомительного вечера. И здесь даже появляется, как символ западного декаданса, глиссандирующий саксофон.
Баварский гос. балет за последние десятилетия отличался заслугами по реконструкции классики и выработке у своей публики сознания различного репертуара. И имелись бы вполне советские постановки, такие, как "Пламя Парижа" или "Бахчисарайский фонтан", которые бы вполне заслуживали нового взгляда как раз на Западе.
Но "Спартак", этот трудоёмкий, полностью без комментариев ревитализированный сталинистский парад звёзд, определённо не относится к данной категории.