Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » От первого лица. » Михаил Григорьевич Мессерер. Mikhail Messerer


Михаил Григорьевич Мессерер. Mikhail Messerer

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

+1

2

Спасибо, дорогой Konrad , за размещение данной беседы с поистине интеллигентным и мудрым человеком.
Слушая Михаила Мессерера, восхищаешься удивительной скромностью этого человека, его тактичностью, абсолютным отсутствием озлобленности, обид на что или кого-либо, тонким чувством юмора, открытостью.
Удивительный, редкий человеческий типаж.
И с каким уважением он говорит даже о тех, с кем его пути разошлись или же никогда не сходились. Не позволил себе сказать дурного даже о тех, кто за ним когда-то следил. Не позволил сделать ни единого намёка на тех, кто могли бытъ стукачами.
Вот у кого надо бы поучиться тому, что такое истинное достоинство, персонажам, возглавляющим детские учебные заведения или же слывущим выдающимися хореографами современности.
И, оказывается, Кристина Шапран планировалась им на "Тщетную". Как жаль, что не станцевала.

0

3

Ноябрьский номер "Dancing Times".
Под рубрикой "Письма из Санкт-Петербурга" интервью с Михаилом Мессерером

http://s5.uploads.ru/t/0ztQ4.png

http://s4.uploads.ru/t/TCsLo.png

0

4

Спасибо за интервью.
Кто о чем я все о том же: если уж М.Мессерер взял на себя миссию (или уж так получилось) восстановления советских балетов (вот Золушку Захарова будем ждать), то почему бы в Михайловском не восстановить Люобвью за любовь (не менее веселый чем Тщетка другой правда), РиДж Васильева или Касаткиной и Василева (будет два очень разных спектакля), Макбета Васильева да и много что можно вспомнить. Думаю они бы пользовались спросом (раз уж сейчас и балет стал бизнесом как Урин сказал). Да и Анюта и др. произведения например Васильева (если он согласится) неплохо на сцене Миха смотрелись бы и артисты в Михе хорошие постановку не испортят. Кстати Макбет оказывается есть в репертуаре Воронежского театра.
Или к самим хореографам обратиться.
Пс. Может г-н Мессерер (или его ассистенты) тоже читает балетные форумы?

0

5

И мы про то же постоянно толкуем.
Хотя, думается, "Ромео и Джульетту" Касаткина и Василёв должны бы были в своём театре лелеять.
Что касается "Макбета" в Воронеже, то у Владимира Викторовича особые отношения с этим театром. Он там и свои мастерские ведёт.
По поводу "Сильфиды" фон Розен, то меня покоробило, что в очередной раз не было упомянуто имя Олега Виноградова, который фон Розен пригласил и вместе с ней работал. А потом передал права на постановки своей первой первой жене Елене. Вот программка Кировского театра, где упоминается имя Елены Виноградовой.

http://sf.uploads.ru/t/9FZQ2.png

Ещё у Михайловского была своя очаровательная аутентичная "Эсмеральда",восстановленная Боярчиковым. Вот программка.

http://sg.uploads.ru/t/vArs0.png

Ну и, если уж вспомнили, программка БТ "Любовью за любовь, где в своё время блистал Андрис Лиепа.

http://s8.uploads.ru/t/0s12Q.png

Виктор Лебедев мечтает о возобновлении "Светлого ручья", который ставил в Михайловском Лопухов.
Что касается опять же "Тщетной предосторожности": есть версия Виноградова, которая шла в Кировском и ещё совсем недавно в Казани...
Был и легендарный балет Виноградова "Ярославна", который теперь Гергиев желает видеть в Мариинке в постановке Варнавы. А ведь Виноградов жив-здоров, но, видимо, Мессерер в мейнстриме и Виноградова не замечает.

0

6

https://www.dp.ru/a/2017/07/27/Vopreki_ … mu_rezhimu

Вопреки людоедскому режиму
Михаил Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра, поговорил с "ДП" о работе с Рудольфом Нуреевым, последствиях танцевальной глобализации и сталинских балетах.

Михаил Григорьевич, редко так бывает, но в последние недели балет все время в топе новостей. На днях худрук Михайловского театра Владимир Кехман ушел со своего второго поста — гендиректора Новосибирского театра оперы и балета. Что это означает для Михайловского театра?
— В России много примеров, когда один человек руководит несколькими культурными учреждениями. Возьмите Валерия Гергиева, который успевает быть в стольких местах, как в нашей стране, так и за границей. Так что в принципе Владимир Кехман справлялся с двумя театрами легко и непринужденно. А как дальше развернутся события… Я не верю в то, что он полностью оставит Новосибирский театр, в который он вложил столько усилий. А в каком качестве он будет далее прилагать там свои силы — увидим в будущем сезоне.

Ульяна Лопаткина объявила об уходе из Мариинского театра, Диана Вишнева — об уходе из Американского театра балета. Эти фигуры — символы русского балета 10–20 последних лет. Нас ждет безвременье?
— Из классической литературы мы знаем, что разговоры о безвременье идут в течение последних тысячелетний. И оно до сих пор так и не наступило. Поэтому эти выдающиеся имена, я надеюсь, не последние, о которых мы услышим. Мне лично как зрителю жаль, что я не смогу увидеть в Мариинском театре ни, скажем, Константина Сергеева, ни Наталью Дудинскую (одни из самых известных танцовщиков середины XX века. — Ред.), а теперь и Ульяну Лопаткину. Но Диана Вишнева, слава Богу, танцевать продолжает.

Балет "Нуреев" стал знаменитым, несмотря на то что его никто не видел: спектакль отменили за 3 дня до премьеры. Но были видеозаписи, благодаря которым одни эксперты говорят, что это выдающийся балет, другие — что выдающаяся провокация. Вы смотрели?
— Не считаю себя вправе комментировать балет, который я не видел.

Большинство споров вызывает даже не сам балет, а эпатажное фото Нуреева, которое демонстрируется во время балета. Насколько это оправданно на сцене Большого театра?
— Могу лишь повторить, что не могу комментировать спектакль, которого не видел.

А с самим Нуреевым вы много общались?
— Да, он много занимался у меня в классе в Королевском балете в Великобритании, в театре Ла Скала, в Берлинском балете. И я бывал у него дома. Это было в 1980–е годы. Рудольф был абсолютным трудоголиком. Работал без продыха, и, похоже, сутки длились у него часов тридцать пять… Он репетировал целый день, ставил спектакли, выступал практически ежевечерне, утром опять репетировал, и казалось, что слово "усталость" ему незнакомо: по вечерам у него оставались силы пригласить друзей на ужин к себе в дом в лондонском Ричмонд–парке. Угощение неизменно включало вкуснейший луковый суп с добавлением нескольких капель красного вина. Несмотря на всю свою занятость, Рудольф успевал еще очень многое, например слетать на аукционы антиквариата. Он хорошо разбирался в старинных вещах, в частности, коллекционировал мебель и ковры.

Череда скандалов связана с фильмом "Матильда", который тоже никто не видел, но предлагают запретить. Фильм, посвященный балерине Матильде Кшесинской, снимали в Петербурге, в нем участвовало много танцовщиков. А вас не приглашали для консультаций?
— Нет, не приглашали, к сожалению, я бы с удовольствием это сделал. Фильм не видел, понятия не имею, что там. Опять–таки, как можно комментировать!

У нас наступило такое время, когда беспрерывно кто–то чем–то оскорбляется…
— История сложная была у России…

Завтра в Михайловском театре состоится прогон нового балета "Золушка". Балет 1945 года. До этого в театре восстановили "Пламя Парижа" 1932 года и "Лауренсию" 1939–го. Это балеты эпохи, которая в России однозначно ассоциируется со Сталиным. В России мы вообще сейчас наблюдаем небывалый сталинский ренессанс. Почему именно эта эпоха вас так интересует?
— Муж моей тети был расстрелян, другой дядя много лет провел в лагере и, выйдя оттуда, скончался. Да и вообще, с моей биографией, кажется, меня вряд ли можно обвинить в пристрастии к каким–либо тоталитарным тенденциям. И моя позиция состоит в том, что, восстанавливая балеты того времени, мы не восхваляем Сталина — мы восхваляем Ростислава Захарова, Василия Вайнонена, Вахтанга Чабукиани, Асафа Мессерера и Константина Сергеева — людей, которые творили вопреки людоедскому режиму. И то, что ставим балеты тех лет, — не более чем совпадение.

Я стараюсь дать артистам возможность познакомиться с различными стилями. Наша труппа стоит на трех китах: классике XIX века, современных балетах и балетах того периода, который вы называете сталинским. В 1960–х годах хотели обновления, но выплеснули вместе с водой ребенка, кто–то решил, что все спектакли были плохими. Главная претензия — что они якобы нетанцевальные. Но это явно не так! Я уже много раз повторял, что мы не должны забывать свое прошлое, мы его должны как минимум знать.

Для восстановления же "Золушки" было несколько причин. Недавно прошел юбилей Сергея Прокофьева, предстоит юбилей Ростислава Захарова — первого постановщика этого балета. Мы решили восстановить именно ту самую — первую постановку Большого театра.

Как сейчас восстанавливать балет, понятно: для начала надо включить видео. Но насколько точно можно воспроизвести балет, если пленок не сохранилось или их тогда вовсе еще не было?
— Мы должны понимать, что балет все–таки не музейный экспонат: вот у нас стоят старинные часы, и их можно скопировать. А спектакль прошел вчера вечером, а сегодня он будет уже слегка другим. Что же тогда говорить, если спектакль не шел несколько десятилетий! Без изменений (да и то, почти без) можно лишь постараться восстановить костюмы и сделать декорации по эскизам того же автора. Поэтому я никогда не говорю, что мы делаем спектакль именно таким, каким он был когда–то.

Перед началом работы всякий раз я себе задаю вопрос: как бы сам автор сегодня восстановил собственный спектакль? Пытаюсь поставить себя на его место. А когда восстанавливал балет "Лауренсия", то вспомнил о разговорах Вахтанга Чабукиани с моей мамой — я был тогда еще юношей. И Чабукиани говорил, что по–другому хочет поставить этот балет, если появится возможность. И гениально показывал, как бы он это сделал. Спектакль меняется даже при жизни автора. И его надо обновлять, потому что иначе он умирает.

Что будет после "Золушки", вы уже знаете?
— Тут мы упираемся в финансирование. Имея бюджет на одну премьеру в сезон, мы должны сделать из этого полностью успешный проект. Вы не должны забывать, что у нас театр городского подчинения и наш бюджет несравним с бюджетами, скажем, Мариинского или Большого театров. Мы не можем позволить себе такое количество премьер, поэтому тщательно продумываем, что поставить. Делаем что можем. Было очень важно получить финансирование для "Золушки": балет трехактный, занята вся труппа, дорогое оформление, дорогие видеоэффекты.

Сделать спектакль за очень большие деньги — это прекрасно. И тем, у кого есть такая возможность, хочется завидовать. Особенно если спектакль вышел удачным.

Владимир Кехман говорил, что бюджет Большого театра в 10 раз больше, чем ваш…
— Вот именно. То, что нас называют в одном ряду с театрами, которые имеют бюджет и дотации в 10, а то и в 12 раз больше, очень лестно для нас.

Балет всегда существовал за счет меценатства. Известно, что Дягилев, по сути, был хорошим фандрайзером. У Михайловского много меценатов?
— Мы пользуемся помощью нескольких меценатов, очень благодарны им за поддержку, они люди скромные, не очень любят быть названными. Могу сказать, что "Пламя Парижа" и "Класс–концерт" мы сделали с помощью академика Астафьева (владелец компании "ЛенСпецСтрой". — Ред.), ряд наших спектаклей поддержал Тошихико Такахаши.

Почему, если говорить в среднем по миру, балет недооценен по сравнению с оперой?
— Опера уже очень элитарное искусство. А балет, наверное, еще более элитарен.

Но в России–то ситуация обратная: в Европе билеты на оперу стоят дороже, а в России — на балет?
— В России балет, как известно, больше, чем балет: это одна из областей, где российское искусство впереди планеты всей. Популярность русского классического балета во всем мире несравненна. Думаю, что большинство россиян знают об этом и принимают балет как нечто свое.

Постоянно слышу разговоры экспертов, которые говорят, что в балете все плохо, танцевать некому, уровень подготовки катастрофически упал…
— Я в балете 60 лет и все эти 60 лет слышу эти разговоры. Не уверен, о чем именно ведут речь сейчас.

С одной стороны, понимаю, что часто кажется, будто в прошлом трава была зеленее: мы же знаем, что в 568 году до н. э. были найдены скрижали, на которых было написано, что в прошлом все было лучше…

С другой — если классический балет (а это материя нежная) не пестовать, он действительно может исчезнуть, и будет жаль: я нахожу классический балет одним из высших достижений человеческой цивилизации. Проблему же вижу в некоей всеядности зрителя, который из–за количества получаемой сегодня информации перестает различать, что есть что, удовлетворяясь любым танцевальным действом.

Тема "пора валить" очень популярна и в молодежной среде, и среди состоявшихся людей. Вы не понаслышке знаете, что это значит — "свалить": вы остались в Японии во время гастролей Большого театра в 1980 году. Причины, по которым уезжали вы, и причины, по которым уезжают сейчас, — разные или нет?
— Мои причины известны: хотелось жить свободно, чтобы дети и внуки рождались свободными людьми. Мне хотелось ездить куда пожелаю, работать там, где меня приглашают, и свободно говорить то, что я считаю нужным, да и мыслить свободно. Но это было давно. А по какой причине уезжают люди сейчас, я не стану утверждать — у каждого причина немного своя.

В то время "свалить" было однозначно опаснее…
— Риск был огромный, конечно. Я знаю, что далеко не у всех людей все складывалось. Но, слава Богу, я был уверен в своих силах и не обманулся. Но не могу переносить это на сегодняшнюю ситуацию. Балетные артисты, уехав, всегда могут вернуться. Например, одна из моих главных профессиональных задач — следить, чтобы в Михайловском балете сохранялся единый стиль, поскольку многие наши артисты — бежавшие из других театров. И с Запада к нам тоже "бегут". Раньше об этом невозможно было подумать, чтобы уезжали с Запада в Россию. Но у нас в труппе помимо россиян есть американцы, танцовщики из Восточной и Западной Европы, из Японии, даже из Новой Зеландии…

Скажите откровенно, кому вы завидуете?
— Стараюсь давить в себе подобные порывы. Во–первых, прежде чем руководить другими, надо научиться руководить самим собой. И, когда я чувствую, что прорастает что–то вроде зависти или схожие негативные чувства, я в себе это душу на корню.

А кому я завидую белой завистью, если такая существует… В жизни — никому, а в искусстве я, конечно, признаю выдающийся талант многих: например, хореографов Алексея Ратманского, продвинувшего Большой театр в XXI век, и Жан–Кристофа Майо, создавшего авторский театр в Монте–Карло, не говоря уже о таких китах, как Джордж Баланчин или Нинет де Валуа, которая создала лондонский Королевский балет… Преклоняюсь перед ними. Или перед Касьяном Голейзовским. Он считался почти антисоветским хореографом, из–за чего у него были серьезные проблемы. Но то, что он делал в первой половине XX века, смотрится сегодня не менее современно, чем произведения сегодняшних творцов.

Топ–менеджеру важно, чтобы его сотрудники выкладывались на 100%. Как сделать так, чтобы ваши сотрудники, артисты балета, танцовщики выкладывались на 100%? В России есть два признанных метода — метод кнута и метод пряника. В балете, насколько я могу судить, кнут намного популярнее.
— Не люблю критиковать коллег, но мой метод — добро побеждает зло. Восьмилетний опыт в этом театре и весь предыдущий опыт работы на Западе показывает, что артист балета должен обязательно чувствовать себя комфортно в зале. И тогда ты добиваешься намного больших результатов.

Сейчас на всех главных балетных конкурсах побеждают артисты из Китая, Кореи и Японии. Существует ли угроза, что весь мировой балет будет made in China?
— Просто балет глобализовался. К примеру, когда–то моя мама начинала школу балета в Японии. Проблема еще в том, что в конкурсе часто выигрывает человек, чьи трюки производят наиболее сильное впечатление. Я понимаю членов жюри: конкурс в искусстве — вещь сложная, а уж балетные исполнители тем более не укладывается в рамки соревнований. Трудно оценить одухотворенность и массу других вещей. Для этого нужно смотреть спектакль целиком. Поэтому зачастую побеждает техническая оснащенность.

Другое дело, что многие замечательные педагоги в свое время были вынуждены уехать из России. Многие из них — в Японию, в Корею, в Китай. И за счет этого азиатский балет шагнул вперед. И если лучшие педагоги, условно, будут находится в Австралии, то австралийцы будут побеждать. А если в Люксембурге — то люксембуржцы…

Вы когда–нибудь видели хорошее кино про балет?
— Понятно, что любому полицейскому детективные фильмы смотреть смешно. Так же и балетным людям подчас смешно и тяжело смотреть фильмы про балет. И, какая бы великая актриса ни играла роль балетного педагога, мне понятно, что она не должна так ходить по репетиционному залу, как она ходит в фильме. Но это смешно мне, а нормальному зрителю вполне интересно.

Так же как мне любопытно смотреть фильмы про профессиональных боксеров.

+1

7

https://www.dp.ru/a/2018/08/30/Ot_stanka

Алексей Лепорк о том, что потеряет Михайловский театр с уходом Михаила Мессерера

Город у нас балетный, а крепких балетных руководителей все меньше. В конце прошлого сезона главный балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер объявил о своем уходе. Театр пока это официально никак не комментировал. Но если это и вправду так, то потери неизбежны.

Достаточно посмотреть на Мариинку. Там художественного руководителя балета формально нет со времен ухода Олега Виноградова, а реально — с 2008 года, когда театр покинул Махар Вазиев. Результат вполне очевиден: полностью упасть не дает традиция, но ничего живого там скоро совсем не останется. Ясно и то, что руководить большой традиционной труппой может только классический балетный профессионал. Но у этого профессионала должно быть и чутье на новое. У Вазиева — во многом благодаря помощнику Павлу Гершензону — это было. У нынешнего и.о. завтруппой Мариинки, видимо, нет. Но и прав у него нет тоже.

Михайловский театр долго шел по оптимальному пути. За современность отвечал Начо Дуато. За классику 10 лет отвечает Мессерер. И результат очевиден. Балет — искусство странное и более других требует включенной дрессировки, постоянной и плотной. Мессерер и до прихода в Михайловский был знаменит своими уроками, провести класс его приглашали почти все главные труппы мира, он унаследовал методику своего дяди Асафа и мамы Суламифи. Казалось бы, в наше времяперенять можно все, но балет — старое ремесло, в нем нужны тонкости и гибкости, как у закройщиков или сапожников прежней школы, чтобы надеть канон на тело так, чтобы он с ним слился. Мессерер в этом и вправду мастер. В Михайловский идут выпускники Вагановки не первого ряда (попросту нет средств на самых лучших), спаять из них труппу — нелегкая задача, но получилось. И танцуют здесь — в отличие от нашей главной сцены — все еще с удовольствием.

У Мессерера оказался и тонкий нюх на выращивание своих звезд. Он увидел такое сверкание в Викторе Лебедеве, он нашел в Большом Настю Соболеву, в Михайловский пришла и Анжелина Воронцова. В стабильного классического танцовщика вырос Иван Зайцев. Несколько лет блистала Оксана Бондарева, затем ушла в Мариинку — и утонула в пучине труппы. Все они росли не просто на привычной классике, но и на новых ролях.

Именно в Михайловском обнаружилось, что у Мессерера уникальный дар возвращать к жизни, казалось, канувшие в Лету балеты. Начало было вполне ожиданным — он возродил старомосковское "Лебединое" Горского. И парадоксальным образом соединение танцевального строя с психологической выверенностью легло в русло петербургской традиции. Так покойный Никита Долгушин учил в Михайловском делать "Жизель" — балетно точно и актерски продуманно, со всеми детальками. И Мессерер это не просто продолжил, но по–настоящему взрастил. Дальше он вернул к жизни "Лауренсию", а потом и "Пламя Парижа". Эти балеты не шли десятки лет, лишь частично сохранились на пленке. Но память, исследование и интуиция привели к непостижимым результатам: балеты воссозданы так, что веришь им от начала до конца, веришь, что так и было. Третий акт "Пламени" позволяет перенестись в атмосферу праздничных заседаний Ленсовета и Моссовета к 15–летию Октября как ничто другое. И помогает понять время, а не только балет.

Не меньшим достижением стала филиграннейшая "Тщетная предосторожность" — просто ювелирной выделки английский шедевр Аштона. Такую сентиментально вышитую нежность не часто увидишь на сцене Ковент–Гарден, у нас — практически каждый раз.

Получился и "Корсар", вернувший к жизни ленинградскую редакцию Константина Сергеева. Ну а последним шедевром стала "Золушка" Ростислава Захарова 1945 года. Такой непосредственной чуткости, детскости и азарта представить себе было нельзя. Посмотрев спектакль, понимаешь слезы Бориса Пастернака и Святослава Рихтера.

Старые балеты вернулись, ожили, стали настоящими, и — повторюсь — труппа их с увлечением танцует. Театр небольшой — и это видно.

Мечтал о "Коппелии", а объявил об уходе. Хочется верить, что это все же не произойдет. Все эти годы было ожидание нового — того, что придет на сцену. А именно это и дает искусству пульс — когда зритель ждет. Об этом мы, к сожалению, стали забывать, а ведь это — лучшая интрига искусства. Сейчас речь, увы, о худшей. Но и в нашей стране здравый смысл не помешал бы.

+1

8

Добро пожаловать, дорогая Riga! :flag:
Спасибо за интересный материал.
Интрига продолжается - кто же придёт на смену Мастеру?

0


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » От первого лица. » Михаил Григорьевич Мессерер. Mikhail Messerer