Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Passionballet » Балетное образование


Балетное образование

Сообщений 1 страница 30 из 307

1

0

2

0

3

А вот это очень красиво и субтильно сделанное видео приоткрывает завесу над тем, какого ребёнку выжить в АРБ имени Вагановой и при этом не только не сломаться, но и стать прекрасной балериной. Одна из девочек из этого фильма пройти через боль и унижения не смогла. Надеюсь, она не бросила балет, и другие учителя смогут залечить раны, нанесённые ей педагогом АРБ Галиной Башловкиной. Может быть, мы когда-нибудь увидим её на сцене, и cудьба Надежды Павловой, вынужденной после такой "школы" всю жизнь бороться с жесточайшей депрессией её минует

0

4

Балетная школа Баланчина в Нью-Йорке

0

5

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.

Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.
О границах понятия

В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей — искусства балета и искусства танца.
Балет и виды сценического танца

Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство.

В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.
Танец и виды танцевального искусства

Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Современный танец

Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже XIX—XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Анья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лои Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен Дени, Тед Шон.

Танец Постмодерн (Postmodern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960—1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.
Основные техники современного танца

1. Техника Грэм (Graham Technique) — техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894—1991);

2. Техника Хамфри-Вейдман (Humphrey-Weidman Technique) — техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920—1930-е гг.;

3. Техника Лимон (Jose Limon Technique) — техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908—1972) в I половине XX века;

4. Техника Хортон (Lester Horton Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906—1953);

5. Техника Хоукинс (Hawkins Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909—1994);

6. Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) — техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).

7. Техника релиз (Release based Technique)

Основные техники направления Соматики

1. Техника Александера (Alexander Technique)

2. Основы Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals)

3. Система анализа танца Лабана (Laban Movement Analysis)

4. Метод Фельденкрайза (Feldenkreis Method)

5. Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique)

6. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering)

7. Метод Пилатес (Pilates)Междисциплинарные области, связанные с хореографией

1.ХОРЕОЛОГИЯ (Choreology)

2.Этнохореография (ЭТНОХОРЕОЛОГИЯ) изучает:

    Историю возникновения и развития традиционного танца различных этносов

— генезис танца (происхождение);
— описание танца в контексте календарной и бытовой обрядности;
— взаимовлияние традиционных танцевальных культур (межэтнические контакты);
— исследование культурно-исторической специфики возникновения жанров и форм танца той или иной этнокультурной популяции и др.

    Теорию и методологию исследования танцевальной культуры этносов (наметились два направления):

— исследование морфологии танца (формы, структуры, элементов танца) вопросы терминологии, понятийного аппарата, выработка подходов и методов описания/ исследования кинетического текста и его единиц; проблемы классификации и систематизации форм народной хореографии и др.
[С. С. Лисициан, Ж. К. Хачатрян (армянские танцы), Д.Мартин и Е.Пешовар (венгерские танцы), Х. Ю. Суна (латышские танцы), Е.Моркунене (литовские танцы), Э. А. Королева (молдавские танцы), О. Ю. Фурман, Ю. А. Стадник (танцы русских старообрядцев), А. А. Соколов, А. С. Фомин, М. Д. Яницкая (русские танцы) и др.]
— исследование семантики танца (значение, функции — содержание/ смысл танца на разных исторических этапах)
[С. С. Лисициан, Э. Х. Петросян, Л. Г. Лукина, О. Б. Буксикова и др.]

3.Кинезиология

4.Йога

5.Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

6.Палеохореография (Paleochoreography)- — зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.

7.Балетоведение — наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.
Образование в области хореографии

В соответствии с пониманием хореографии, как совокупности искусства балета и искусства танца образование в области хореографии понимается, как совокупность образования в области балета и в области танца.

Периоды формирования системы балетного образования в России

первый (1710-1756 гг.) — период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);

второй (1756-1829 гг.) — период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне — Московской государственной академии хореографии);

третий (1829-1917 гг.) — период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;

четвертый (1917-1991 гг.) — период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.
Модели организации подготовки артистов балета

в течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой были опробованы следующие модели:

1.модель узко-профессиональной подготовки — обучение исключительно танцу (1738—1756 гг.);

2.модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756—1829 гг.);

3.модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению — городскому училищу (1829—1917 гг.);

4.модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917—1991 гг.);

5.модель нового не типового учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).
Особенности балетного учебного заведения

учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета помимо типовых подразделений должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.Образование в области искусства танца

— целенаправленный процесс воспитания и обучения в области танцевального искусства (не балета) в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней

Государственные образовательные стандарты в области хореографии

Перечни специальностей СПО 1990-х годов восходят к принципам типовых учебных планов советского времени. В области хореографии с середины 1990-х закрепилась одна специальность Хореографическое искусство с квалификациями артист балета и артист ансамбля народного танца. Подготовка по данной специальности ведется на основе двух образовательных стандартов: базового (2000 г.) и повышенного (2004 г.) уровней. В стандарте повышенного уровня квалификация артист ансамбля народного танца названа — «артист ансамбля». Произошедшие в последние годы сдвиги в системе образования нашли отражение в новом Перечне специальностей среднего профессионального образования, первоначально обсуждавшемся на совещании «Развитие системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства в контексте модернизации Российского образования» 12-13 октября 2007 года в Москве и затем утвержденном приказом Минобрнауки России. Ключевым отличием данного проекта от Перечней прошлых лет является разведение некогда единой специальности Хореографическое искусство на две специальности: Шифр Наименование Код Квалификация (степень) 070302 Искусство балета 51 артист балетаСпецифические особенности балетного образования в России

1.ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;

2.специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;

3.наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей — театров оперы и балета;

4.конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;

5.высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.

Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.

0

6

0

7

Прекрасный, вдумчивый и информативный фильм о Московской академии балета.

0

8

Николай Цискаридзе талантлив во всём - и как танцовщик, и как педагог, и как руководитель лучшей балетной академии мира.

0

9

Балеринки Репетиции "Щелкунчика" в АРБ

Отредактировано Владимир (09-01-2014 00:00:32)

0

10

0

11

Очень неприятная, секстиcтская статья о нововведениях  АРБ под руководстом Николая Цискаридзе нa lifinews "Николай Цискаридзе ужесточил дисциплину в Академии балета имени Вагановой". Наверное, при беглом прочтении, статья может показаться комплиментарной, но некоторые пассажи в ней просто угнетают. Вот, например:
"Ходить по коридорам Вагановки в балетных туфлях или появляться на занятиях в уличной обуви отныне строго-настрого запрещено. Кроме того, ректор ввел обязательное посещение студентами всех занятий." - Из этого следует, что раньше было не так, что все ходили в чём попало, где попало, и постоянно прогуливали занятия. Уверяю вас, что это было не так. Потому что так быть просто не могло.
Читаем далее: "Опоздания на занятия, даже общеобразовательные, а тем более прогулы, как это было при Алтынай Асылмуратовой, категорически запрещаются." - Вот просто так взяли и написали. Пойди проверь - правда или ложь. А опровергать-то некому - и Дорофеевой, и Асылмуратовой бросили кость и глотки заткнули. Но вот мужчинам-победителям распространять такое как-то не к лицу.
"Детей жалели, делали им поблажки. А тут пришел настоящий мужчина и взялся за дисциплину." - Ну вот как-то так: теперь детей жалеть не будут, а женщинам в педагогике вообще ловить нечего - пришёл настоящий мужчина.
"Цискаридзе взял под контроль и технику своих подопечных. На занятиях Николай требует четко отрабатывать все балетные па, вплоть до угла поворота головы – все должно быть идеально." - Ну это вообще насмехательство над читателем, который "всё сховает" - а чем, простите, раньше-то на уроках занимались, если "угол поворота головы" не отрабатывали?
"Недавно Николай сам выставил оценки третьим и четвертым классам. Обычно выводится общая отметка, которая является средним арифметическим от суммы оценок каждого члена экзаменационной комиссии. Так было при Асылмуратовой, но Цискаридзе показал, что теперь последнее слово будет за ним." - Ага, взаимоуважение в коллективе в действии. "Нет" диктаторским замашкам!
"До Цискаридзе Академией балета всегда руководили женщины и, как утверждают сами преподаватели, студенты немного расслабились." - А это привет от "освобождённых женщин Востока" - Аминь.

0

12

0

13

0

14

Жанна Аюпова, конечно, знает, о чём говорит: сама танцевала "Сильфиду" от бурнонвильских истоков в Кировском балете. Да ещё с самим Нуриевым. Правда, было ему уже за 50 и был он болен. Но силён духом и абсолютно уверен, что лучше него никто не станцует. Смотреть на это, правда, было очень больно. А на Аюпову смотреть всегда было очень приятно. Прекрасная была балерина. Только вот почему её в последнее время окрестили последней романтической балериной русской сцены, мне не понятно. И обидно за всех остальных, которые враз стали "неромантическими". Такие вот пиарходы.
Не понятно мне и почему надо долго и упорно объяснять, как трудно танцевать Бурнонвиля: для того и учим, и репетируем, чтобы нечто новое выучить. И прекрасно станцевать: танцевали же наши после Москвы и Ленинграда в Датском балете. На премьерских правах.
Но у нас модно стало представлять прописные истины истинами в последней инстанции.
И в результате получилось так, что ведущая солистка БТ и отличница Вагановки Ольга Смирнова, дебютируя в "Спящей красавице" постигла глубокую истину о том, что руки в балете имеют большое значение.  :idea:

0

15

МГАХ

Лиза - Анастасия Турчина
Колен - Всеволод Табачук
Марцелина - Лев Брель
Никез - Георги Смилевский
Мешо - Владислав Шевченко
Большой театр новая сцена 14/02/2014/

0

16

Дорогая Piruette!
Опять Вы нашли что-то особенное (как уже подметила однажды наша Zeta).
Очень кстати: пока на одних полях ломают копья за "Даму с камелиями", а на других не знают уже как ещё пропиарить премьеру "Тщетной предосторожности" в Михайловском, Вы предложили нашему вниманию вот этот "скромный" подарок. За что огромное Вам спасибо.
Поскольку в этой, на первый взгляд, ничем не примечательной записи, действительно, есть потенциал для различных размышлений.
Ибо в данном случае мы имеем дело с постановкой Юрия Григоровича для студентов МГАХ, премьера которой состоялась в Большом театре 6 ноября 2009 года. Балет поставлен на музыку Петера Людвига Гертеля. Использованы фрагменты хореографии Ж. Доберваля, Ж. Перро ,М. Петипа, А. Горского.
Когда privet ещё не остепенился и служил по другому ведомству, прежде чем отправиться в самостоятельное плавание в нашей тёплой компании, то по долгу службы ему пришлось пересмотреть определённое количество отрывков из школьных "Щелкунчиков" в исполнении учащихся Вагановской Академии. По определённым причинам сейчас стало модно наблюдать за всем, что происходит в стенах этого глубоко уважаемого учебного заведения: будь то котлеты, будь то дорожки, будь то растраты, будь то первые шаги учащихся в различных постановках Мариинского театра. И каждый раз при этих просмотрах думалось: "Премилые дети. Ну что с них взять - всё ещё впереди".
О МГАХ говорить не модно: скандалов не наблюдается, звёзд - тоже. А где, спрашивается, звёзд этих наблюдать, если весь "звёздный" состав родного БТ набран, по не?понятным причинам из Петербурга?
И вот эта запись - февраль 2014. Танцуют "дети" МГАХ. "Дети" пришлось взять в кавычки, так как таковыми они предстают только при самом ближайшем рассмотрении, когда становятся видны детские лица под гримом. А когда смотришь балет в целом - на сцене артисты. Причём, если всё вот это происходящее скопом взять и перенести на сцену любого балетного театра Европы, то все будут неподдельно счастливы: наконец-то обретут настоящую балетную труппу. Прекрасный, слаженный кордебалет. Замечательные солисты в па-де-катр (одна из девочек по пластике ужасно напомнила Анжелину Воронцову). Ну а "премьер" с "примой" - как и полагается, так и есть. Запомним имя мальчика - Владислав Табачук. Посмотрим, что из него получится в дальнейшем. Ну а Марцелина в исполнении Льва Бреля? Зрелая работа характерного артиста (некоторые танцуют подобное, лишь весьма повзрослев). Потрясающий Никез -Георги Смилевски.
А какой это по-настоящему трудный балетный текст. Сложнейшие вариации и у Лизы, и у Колена, да и у всех вообще.
Поскольку "наше всё" не сделал скидок на возраст танцоров: он остался верен себе и в этом, так , казалось бы, не вписывающемся в его творчество, комическом балете: здесь нет различных "супер" эффектов в лице танцующих животных и очаровательных пони (какой только российский канал не показал ещё бедное животное на сцене). В этой версии балета всё подчинено его Величеству Танцу: танцуют, и только танцуют все - от начала и до конца.
И танцуют так, что сердце наполняется гордостью за Московскую Государственную Академию Хореографии - поистине, лучшую в мире. :cool:

+2

17

Дорогой PRIVET, спасибо за замечательную, как всегда, с добрым юмором написанную рецензию.  :cool:
Если я правильно помню, это первая постановка, которую Григорович осуществил в Москве после изгнания?
А за МГАХ и за его выпускников стало просто больно. Как несправедливо все происходит. Настоящих будущих звезд никто не удосуживается заметить.
И какое их может ожидать будущее при таком отношении?  :dontknow:

+1

18

Дорогая Айрин!
Думаю, вы правы - это первая работа Григоровича по возвращении.
Ну а какое будущее их ждёт - поживём, увидим. Пока там Марина Леонова, которая теперь тоже в этом совете по балету (не помню уже точно, как он называется и при ком работает), думаю, что она может за них постоять. Ну а не сможет - что ж, мир пока ещё открыт для русских танцовщиков: сначала их "откроет" Запад, а потом будут приглашать различные "худруки" и этим гордиться. :idea:

0

19

The Bournonville School - Center

0

20

Хроника российского балета в иллюстрациях (1824-1941)
Ссылка: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1526/
На этом сайте много интересного.

+3

21

Софья Головкина - основатель МГАХ.

0

22

Dame Antoinette Sibley and Sir Anthony Dowell teaching The Dream

0

23

+1

24

NYCB school

0

25

ABT school

Отредактировано TheRisingOfTheBlackSwan (04-07-2014 13:11:16)

0

26

+1

27

0

28

ох, ну что же Николай Максимович вечно в классике путается....

"бороться и искать, найти и не сдаваться!"

0

29

Мне очень грустно, у меня просто крылья повисают и не хочется летать: у меня исчезают иллюзии и появляется ухмылка беcпомощности. Я просто ощущаю физическую боль от халтуры. Ну не знаешь, как правильно - помолчи, не выпендривайся, иди танцуй или учи танцевать. А так вляпываться и уже не в первый раз, да ещё и в качестве ректора ( а его именно так представили, а не и.о.) - ребята, это позор, профонация и т.д. и т.п.
Полетела всё же, может, где утешусь. :(

Отредактировано bird (03-09-2014 17:01:51)

0

30

Дорогая bird!
Не надо так уж убиваться: каждый имеет право на ошибку, особенно, если речь говорится спонтанно.
Правда, мне не очень понятно, как можно было такую набившую оскомину фразу перевернуть. При этом правильно назвать первоисточник, о котором мало кто знает, поскольку в нашей стране данная цитатa получила широкую известность благодаря фильму "Дети капитана Гранта".
Очень, конечно, неприятно вышло. :rain:

Отредактировано Konrad (03-09-2014 21:44:39)

0


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Passionballet » Балетное образование