Итак, оно случилось - очередное "Лебединое" в Ла Скала. Летом оно там всегда случается: то Бурмейстера с Захаровой и Болле, то Нуриева с Осиповой, ну а теперь вовсе без этуалей и звёзд, зато в "имитации" основной хореографической этуали нашего времени господина Ратманского.
Несмотря на то, что было уже приблизительно ясно, что нас ожидает, мы таки решили посетить этот славный итальянский город и посмотреть на "Озеро" местного разлива. Театр, видимо, сознательно решил отказаться от приглашённых громких имён и сплясать собственными силами. Ну что ж - очень хорошее по нашим временам начинание, пора всем начать зарабатывать славу и деньги самим, а не надеяться на заезжих гастролёров. Тем более, что в данной постановке плясать столько, сколько в других "Озёрах" и не надо. Труппы большой не надо, вон, даже в Цюрихе обошлись без большого кордебалета. Так что Скале уж и вовсе всё по плечу.
Мы решили вообще пойти на самых незнаменитых и неизвестных: ведь если им дали танцевать, то что-то за этим должно стоять. Тем более, что то, что стоит за другими составами в лице Николетты Манни, Виттории Валерио и Клаудио Ковьелло нам и так уже было известно.
Итак, билеты куплены под собором. В он-лайне покупать не стали, дабы не сорить деньгами. Правда, сорить пришлось всё равно, потому как очень не хотелось ждать до 19:00, дабы купить ещё дешевле. Ну кто мог знать, что нужные нам места ещё останутся? Хотя продавец билетов и предупреждал. Но нам не хотелось остаться нe удел, русский "авось" не сработал, посему мы переплатили 40 евро за билет и прибыли в полупустой зал. И хорошо ещё, что прибыли: за час до начала миланское небо разверзлось такими громами, молниями и водопадами, что нам грозила печальная участь самим сгинуть в водах превратившегося в озеро города и уже никогда не ознакомиться с очередным шедевром имитационной реконструкции.. Но боги-таки смилостивились и потому хоть и с мокрыми туфлями, но места в центре партера заняты были.
Первое замечательное впечатление нам подарил дирижёр господин Юровский: такую утончённую интерпретацию увертюры, с ведущими друг с другом музыкальный разговор героями, с такими глубинами трагического лиризма приходится слушать не часто. Тем более, в Ла Скала.
И вот, занавес поднят, предвкушаем. Появляется Бено, появляются друзья, появляются пейзанцы с корзиночками, появляется мужик с причёской Распутина и в халате - он же наставник Принца - появляется Принц - Никола дел Фрео. Хороший Зигфрид, беспечный и дружелюбный. Начинаются танцы. Нас интересовал вопрос: а всё-таки был ли вальс у Петипа на пальцах или нет? Господин имитатор дал на сей вопрос весьма умный ответ: танцуем в пуантах, в подавляющем большинстве на полупальцах. Зато с табуретками. Это не заснять было бы весьма не простительно, ибо господин Ратманский реконструированными табуретками очень гордится. Опять же нельзя не подивиться уникальному новаторству господина Петипа: вот они откуда, табуретки в современном балете!
Закончилось это всё появлением майского дерева с раскрывшимися ленточками, под которыми были проскоки, а затем живописным расположением под всем этим великолепием кордебалета, будто сошедшего со старинной фотографии, на которую, видимо, и ориентировался имитатор.
Па-де-труа Бено и сверстниц. Мне представляется, что оно весьма похоже на то, что когда-то поставил Николай Сергеев в Королевском балете (тогдашнем Сэдлерс Веллс). Во всяком случае, там тоже присутствуют револьтады в манеже у Бено.
https://www.youtube.com/watch?v=Ifarvwzc-JQ
Танцевавший Бено Вальтер Мадау обладает невесомым прыжком с прекрасной элевацией. Но вот револьтады ему не задались: в середине круга он поменял их на гран жете, а в конце вариации так расстроился, что смазал пируэтт. Ну что ж, бывает. Зато Бено он был очень трогательный. Подружки его и принца по своей хороеграфии больше похожи своими бесконечными заносками на Сильфид. Ну что же: господин Петипа знал и любил Бурнонвиля. Господин Ратманский тоже. Поэтому поверим последнему на слово, что Петипа есть тот же Бурнонвиль.
В какой-то момент появляется владетельная принцесса - вся в чёрном. Перед ней появлются фрейлины - в скромных одеяниях. Видимо, чёрное платье матушки символизирует её скорбь по умершему супругу и желание поскорей увидеть внуков. Посему она требует пантомимой, чтобы Зигфрид женился. Далее продолжаются танцы полонезом с ленточками и без кубков. Сам полонез более похож на вальс - также, как вальс в "Спящей" Ратманского был похож на мазурку. После чего вся компания друзей Зигфрида вместе с ним отправилась отстреливать лебедей, для чего Зигфриду и принесли арбалет. Никто его ни в какие рыцари никаким оружием не посвещал.
Заколдованные девицы в белых шапочках (эскиз костюма Пономарёва от 1892 года) танцевали на озере, а затем там произошла встреча Одетты с Зигфридом и их знаменитое пантомимное объяснение.
Дебютировавшая в роли Одетты 19-ти летняя Мартина Ардуино очень старалась не делать руки лебедиными, как её учили в школе Ла Скалы: поскольку сказал же хореограф - никаких лебедей, вы все есть девы. И возник у меня вопрос: и зачем только великая Майя выскакивала на сцену большой испуганной птицей и весь зал замирал, затаив дыхание, вместе с ней?
Но, как бы там ни было, Принц влюбился, Одетта убедила его не убивать заколдованных дев (а как вообще дев убивать, если они не птицы)? После чего появились девы, коим противостояли друзья принца, твёрдо решившие их пострелять, и только появление Одетты и Принца предотвратило наметившуюся резню. Отрывок этот мы видели ранее в записях того же Сэдлерс Веллс с Тамарой Тумановой.
Адажио Одетты и принца представляет собой трио с ними же и неизвестно зачем присутствующего при сей любовной сцене Бено.
Отметим очень красивые, летящие поддержки в кораблик, вместо верхних поддержек с раскрытыми ногами в русских версиях и поддержках в зафиксированный кораблик в версиях западных.
После чего Принц, твёрдо вознамерившийся расколдовать Одетту, а она твёрдо в это поверившая в результате данной поднятием руки вверх, как и положено, клятвы, разошлись на антракт.
Второе действие, как и принято, разворачивалось на балу у владетельной принцессы. Она была всё в том же чёрном облачении. Гости появлялись после звуков фанфар. Танцевали невесты с веерами, известными нам по варианту Кировского и Нуреева. Танцевали довольно разлаженно. Появление Одилии с Ротбартом. И далее - танцы народные. Испанский - в привычном нам варианте па-де-катра фламенко. Но итальянцы, увы - не испанцы. И даже не русские, танцующие испанцев (ах, Андрeй Меркурьев!)
Неаполитанский танец был прeхорошеньким. Но и как в остальных случаях, в глаза бросалась пропасть между музыкальным и хореографическим темпом. Видимо, это, по мнению имитатора, тоже надо отнести к фирменному стилю Петипа.
Венгерский танец явил собой смесь "французского с нижегородким" - русского с венгерским. Да и танцевали, мягкo скажем, с непонятным акцентом.
Мазурку мы не записывали, посему воспользуемся записью с другого спектакля.
https://www.youtube.com/watch?v=6-FWd4j59zQ
В нашем случае, увы, было не лучше. Вдобавок, один из танцовщиков был темнокожим. И как он ни старался, пластика его больше походила на исполнение ламбады, чем на гордую поступь шляхтича.
Ну а далее - далее "чёрная жемчужина" - оно же "чёрное па-де-де".
to be continued....