Новому балету Лайема Скарлетта, придворного хореографа балета её Королевского Величества Елизаветы Второй, заранее не повезло: в трансляции премьеры на весь мир 18 мая 2016 года не были задействованы единственные и неповторимые госпожа Осипова, а с ней и господин Полунин и посему сея премьера была обречена пройти незамеченной самыми продвинутыми в мире балетоманами Российской Федерации со штаб-квартирой в Москве.
Пока сея элитарная публика поливала грязью ещё не выступивших в предстоящих спектаклях нововведённых в них артистов, а также практически проигнорировала воскресших, наконец, при БТ молодых хореографов, мы взяли на себя труд посмотреть новоявленное создание господина Скарлетта.
Сочинение явлено миру под музыку, специально заказанную американскому композитору Лоуэлу Либерманну. Господин Либерманн создал вполне танцевальную музыку, безличную и безкульминационную. Такое вроде как плескание, которое можно было бы даже принять за современное, не будь в прошлом веке господ Прокофьева, Шостаковича, Малера, Рихарда Штрауса и т.д. Созданием музыкального языка для героев композитор также особо на озаботился.
А хореограф, в свою очередь, особо не озаботился хореографическим языком своих героев. Посредственная неоклассика в духе отца-основателя лондонских драмбалетов Кеннета МакМиллана, лишённая, однако, головокружительных впечатляющих поддержек, характерных для стиля последнего. Сцена в борделе - прямой привет от "Манон" и "Майерлинга". "Купание" несчастной Жастины Мориц в мужских руках - ну как здесь не вспомнить те же Макмиллановские неувядающие шедевры.
Но не только Макмиллан явился донором при создании данной "креатуры". Идеи были позаимствованны и у собрата-хореографа Кристофера Вилдона: вот маленькие дети выбегают за дверь, а вбегают уже взрослые люди. Ну как здесь не вспомнить Вилдоновскую "Золушку", которая таким же образом "вырастала", появляясь из-за могильного камня своей матушки. Вот танец беременной женщины - привет от Вилдоновской "Зимней сказки". Ну и, вероятно, можно много ещё чего при желании и умении отыскать.
Но всё же это не самое печальное в данной работе. Печальнее, когда молодой хореограф воплощает свои собственные идеи. Как, к примеру, в прекрасно оформленном анатомическом театре, где студиози танцуют с препарированными конечностями, а медсёстры-гарпии с заспиртованными препаратами. И всё это в классических пируэттах и арабесках. А затем студиози в присутствии продолжающего рьяно расчленять несчастный труп профессора, с какого-то перепугу тягают медсестёр в верхнии поддержки. И лишь главный герой интересуeтся научным процессом. Это настолько смешно, что уже не трагично, а нелепо. Впрочем, также нелепо, как бесконечные танцы прислуги в начале действа. С чего, спрашиваются, так веселятся горничные и конюхи в присутствии господ в чопорной Англии? Невольно вспомнишь веселящихся крестьян Крэнко в усадьбе Лариных.
Но нелепости за сим не заканчиваются. Гонимый страстью к науке Виктор прокрадывается в анатомичку ночью и исполняет соло, напоминающее брачный танец де Грие перед Манон, перед обрубком, оставшимся от трупа после упражнений профессора. Ой, люди добрые, что же это в драмбалете делается?!
Но ничего предосудительного в плане запрещённых секс-практик, к счастью, не произошло.
Зато при помощи впечатляющей сценической бутафории к трупу благополучно приросли утраченный конечности и он превратился в "Креатуру" в лице Стивена МакРея.
Данному блестящему исполнителю удалось создать вполне убедительный образ несчастного уродца, по прихоти незадачливого начинающего учёного вернувшегося к жизни. Его соло, пожалуй, можно считать единственной сколь-нибудь убедительной работой хореографа.
https://cloud.mail.ru/public/9B8y/fTdrGxac3
Впрочем, в заключительном действии вообще было побольше разнообразия: там вдруг и гавотт-кадриль танцевали (источник каждый может выбрать сам, у нас, почему-то, возникла ассоциация с первым действием "ДК"), и в прятки с завязанными глaзами играли (всем привет от "СК"). И совершенно очаровательный мальчик танцевал Вильяма Франкенштейна. Очень, кстати, напоминавший Джейми Белла - исполнителя Билли Элиота - и Дмитрия Выскубенко, сыгравшего главную роль в фильме "Мой папа Барышников".
Вот такая премьера вышла про создание нового из уже жившего при помощи цитат, плагиатов и вторичного сырья.
Балет, продолжающий "славную" традицию Королевского балета по производству балетов о тёмных сторонах нашего земного существования.
Можно бы, конечно, поразмышлять о философском смысле первоисточника. Но это уже другая история. И, честно говоря, углубляться в неё особо не хочется.