Человек - существо удивительно постоянное: сколько тысячелетий прошло, а в основной схеме поведения ничего не меняется.
Сначала люди создают себе кумиров, перед которыми преклоняются и на которых молятся, затем они сбрасывают этих самых кумиров с пьедесталов, глумятся над ними, распинают, отрубают головы, а затем объявляют их великомученниками, возводят в ранг святых и вновь начинают на них молиться.
Очень похожая история произошла и с жертвами Великой Французской революции, в частности, с королевой Марией-Антуанеттой.
И в то время, когда в московском БТ вновь воспылало "Пламя Парижа" в интерпретации господина Ратманского, решившего показать миру, что совершать революции и рубить головы очень нехорошо, в венской "Народной опере" был явлен миру балет "Мария-Антуанетта".
Хореограф Патрик де Бана не играл роль просветителя человечества, он принимал историю таковой, как она была. Его интересовали психологические состояния человека в пограничных жизненных ситуациях, роль судьбы, неотвратимость того, что, как говорится, "на роду написано".
Эти вопросы, видимо, занимают хореографa постоянно, дабы это уже третье его обращение к судьбе несчастной австрийской инфанты и французской королевы: сначала он поставил для Аньес Летестю и себя самого па-де-де, затем в 2010 году первую версию балета для Вены, а вот теперь уже вторую.
Эта вторая версия не повторение первой: существенно переработана как музыкальная, так и хореографическая составляющие балета. По словам хореографа, он за прошедшие годы сильно изменился, чему способствовали его многочисленные путешествия, а также работа с такими выдающимися артистами, как Светлана Захарова и Иван Васильев. Его сегодняшнее креди - "лучше меньше, да лучше", поэтому к нынешней версии он подошёл минималистски. Кроме того, в ансамбле Венского балета появилась такая выдающаяся танцовщица, как Ребекка Хорнер, для которой де Бана заново поставил раширенную партию Марии-Терезии. Ну а Мария-Антуанетта и мадам Элизабет (кузина Людовика 16-го) были поставлены на пуанты. Это первый опыт работы хореографа с пуантами - ему понравилось и он собирается продолжить работать в этом направлении. В данном случае танец на пуантах возвышал венценосных особ над остальными, что, конечно, вполне оправданно.
Декорации также являлись вполне пуристскими, но создавалаи полное ощущение места события, будь то венский дом Марии-Терезии с символической лестницей, блестящий Версаль с льющимися занавесами из сияющего хрусталя или тюремные застенки с символической решёткой, свисающей с потолка.
Очень интересно найдено музыкальное решение: "исторические" моменты, как то пребывание в Вене, в Версале, в Париже поставлены под музыку эпохи: Моцарт, Телеманн, Рамо, Вивальди (нас несколько удивило отсутствие Глюка, являвшегося, как известно, воспитателем Марии-Антуанетты). А надвременно-философские сцены: Судьба, тень Марии-Антуанетты, бьющаяся в железных объятьях Судьбы, предчувствия Марии-Терезии - т.е. вся, так сказать, метафизика поставлена под сочинения современного композитора Карлоса Пино-Квинтаны, живущего в Вене (под его же музыку будет танцевать и Светлана Захарова свой номер от Патрика де Бана на грядущем Гала).
Для общего представления даю несколько отрывков, принося извинения за качество, ибо всё ещё нахожусь в поисках решения технологии съёмок, не наносящих ущерба психике оператора.
Мария-Антуанетта - Ольга Есина.
Мадам Элизабет (отражение Марии-Антуанетты) - Кетеван Папава.
Судьба - Андрей Кайдановский.
Тень Марии Антуантетты - Алис Ференце.
Мария Терезия - Ребекка Хорнер.
Патрик де Бана прошёл школу всей современной хореографии, начиная с Гамбургской школы Ноймайера, через работу у Дуато и Бежара. Видимо, впитав в себя всё лучшее, он создал свой неповторимый хореографический язык, отличительной чертой которого, лично для меня, является создание нового, уникального дуэтного танца, когда движения танцовщиков не повторяют друг друга, не оттеняют, не поддерживают и т.п., а сливаются в одно общее движение, неповторимое по красоте и выразительности. Так были поставлены в данном случае дуэты Марии-Терезии с партнёрами и дуэты Судьбы с Тенью.
Случившаяся во втором акте революция произошла под музыку Рамо (очень любимую и Максимом Петровым в "Дивертисменте короля").
Одетые в чёрное артисты кордебалета представили мощный, наступательный, но и по-французски элегантный танец, сметающий на своём пути королевскую чету. И среди этого кордебалета вдруг взлетели и запели единственные в мире "вагановские" руки. При ближайшем рассмотрении оказалось, что они принадлежат Оксане Кияненко, выпускнице Академии 2006 года. И с тех пор в корде! Моему возмущению не было предела - как и радости, когда оказалось, что в третьем составе госпожа Кияненко танцует госпожу Элизабет в паре с Марией-Антуанеттой Марии Яковлевой. Спасибо, Патрик!
Мария-Антуанетта Ольги Есиной была ожидаемо филигранной на пуантах и надломленно-трагичной драматически. Немного напоминала её же Красную Жизель. Что и не удивительно.
Людовик 16 в исполнении Якоба Файферлинка, получившего на следующий день грант клуба любителей балета, был неуклюжим, смешным, слегка заторможенным, но и очень трогательным: таким французским Петром 3-им.
Грандиозно танцевал Судьбу несравненный по владению языком контэмпорэри Андрей Кайдановский, а его супруга Ребекка Хорнер также великолепно представила Марию-Терезию. Потрясающим по трагизму был их совместный танец в конце балета, где Мария-Терезия просит Судьбу за дочь - но Судьба лишь предлагает ей проследовать положенным путём. Ребекку Хорнер мы наблюдаем за последний год в двух больших ролях - у Ноймайера в "Легенде об Иосифе" и теперь у де Бана. Хочу сказать последнему огромное спасибо за то, как он сумел раскрытъ уникальные возможности танцовщицы. У Ноймайера меня не покидало ощущение, что танцовщице просто не хватало хореотекста для последнего решающего катарсиса.
Вообще, в данном балете было много "жемчужин". И одна из них - прощальная предсмертная молитва мадам Элизабет, исполненная Кетеван Папавой с такой пронзительностью, что могу лишь сопоставить её с молитвой Жанны Д`Арк перед восхождением на костёр в исполнении Инны Чуриковой. Хореограф разрешил балерине молиться не только телом, но и голосом. Эффект от этого соло потрясающий: неподдельный страх смерти, просьба ко Всевышнему дать силы, чтобы пройти этот путь, смирение, отчаяние ... Да, удивительная была это женщина, вернувшаяся из ссылки на верную смерть, дабы поддержать несчастного брата. Безжалостно раздавленная безжалостной судьбой.
Такое же трогательное и прощальное соло Людовиkа и Марии-Антуанетты: вообще, всегда очень больно наблюдать, как мужчина не может защитить своих женщин - матерей, жён, дочерей. Поэтому данный дуэт выходит за рамки одной конкретной судьбы и обретает надвременное значение.
Конец спектакля есть также обобщённая метафора: герои замирают, освещённые красным светом, сгорают в огне революции.
https://www.facebook.com/WienerStaatsba … mp;theater
Потрясает, между прочим, не меньше, чем ратманское отрубание головы - большим мыслям и чувствам натурализм не показан.
P.S. Это один из тех редких случаев, когда хочется смотреть ещё раз. Тем более, что состав Яковлева-Кияненко также обещает быть страшно интересным.