Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Patrick de Bana. "Marie-Antoinette". 09.05.2016

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Человек - существо удивительно постоянное: сколько тысячелетий прошло, а в основной схеме поведения ничего не меняется.
Сначала люди создают себе кумиров, перед которыми преклоняются и на которых молятся, затем они сбрасывают этих самых кумиров с пьедесталов, глумятся над ними, распинают, отрубают головы, а затем объявляют их великомученниками, возводят в ранг святых и вновь начинают на них молиться.
Очень похожая история произошла и с жертвами Великой Французской революции, в частности, с королевой Марией-Антуанеттой.
И в то время, когда в московском БТ вновь воспылало "Пламя Парижа" в интерпретации господина Ратманского, решившего показать миру, что совершать революции и рубить головы очень нехорошо, в венской "Народной опере" был явлен миру балет "Мария-Антуанетта".
Хореограф Патрик де Бана не играл роль просветителя человечества, он принимал историю таковой, как она была. Его интересовали психологические состояния человека в пограничных жизненных ситуациях, роль судьбы, неотвратимость того, что, как говорится, "на роду написано".
Эти вопросы, видимо, занимают хореографa постоянно, дабы это уже третье его обращение к судьбе несчастной австрийской инфанты и французской королевы: сначала он поставил для Аньес Летестю и себя самого па-де-де, затем в 2010 году первую версию балета для Вены, а вот теперь уже вторую.
Эта вторая версия не повторение первой: существенно переработана как музыкальная, так и хореографическая составляющие балета. По словам хореографа, он за прошедшие годы сильно изменился, чему способствовали его многочисленные путешествия, а также работа с такими выдающимися артистами, как Светлана Захарова и Иван Васильев. Его сегодняшнее креди - "лучше меньше, да лучше", поэтому к нынешней версии он подошёл минималистски. Кроме того, в ансамбле Венского балета появилась такая выдающаяся танцовщица, как Ребекка Хорнер, для которой де Бана заново поставил раширенную партию Марии-Терезии. Ну а Мария-Антуанетта и мадам Элизабет (кузина Людовика 16-го) были поставлены на пуанты. Это первый опыт работы хореографа с пуантами - ему понравилось и он собирается продолжить работать в этом направлении. В данном случае танец на пуантах возвышал венценосных особ над остальными, что, конечно, вполне оправданно.
Декорации также являлись вполне пуристскими, но создавалаи полное ощущение места события, будь то венский дом Марии-Терезии с символической лестницей, блестящий Версаль с льющимися занавесами из сияющего хрусталя или тюремные застенки с символической решёткой, свисающей с потолка.
Очень интересно найдено музыкальное решение: "исторические" моменты, как то пребывание в Вене, в Версале, в Париже поставлены под музыку эпохи: Моцарт, Телеманн, Рамо, Вивальди (нас несколько удивило отсутствие Глюка, являвшегося, как известно, воспитателем Марии-Антуанетты). А надвременно-философские сцены: Судьба, тень Марии-Антуанетты, бьющаяся в железных объятьях Судьбы, предчувствия Марии-Терезии - т.е. вся, так сказать, метафизика поставлена под сочинения современного композитора Карлоса Пино-Квинтаны, живущего в Вене (под его же музыку будет танцевать и Светлана Захарова свой номер от Патрика де Бана на грядущем Гала).
Для общего представления даю несколько отрывков, принося извинения за качество, ибо всё ещё нахожусь в поисках решения технологии съёмок, не наносящих ущерба психике оператора.
Мария-Антуанетта - Ольга Есина.
Мадам Элизабет (отражение Марии-Антуанетты) - Кетеван Папава.
Судьба - Андрей Кайдановский.
Тень Марии Антуантетты - Алис Ференце.
Мария Терезия - Ребекка Хорнер.


Патрик де Бана прошёл школу всей современной хореографии, начиная с Гамбургской школы Ноймайера, через работу у Дуато и Бежара. Видимо, впитав в себя всё лучшее, он создал свой неповторимый хореографический язык, отличительной чертой которого, лично для меня, является создание нового, уникального дуэтного танца, когда движения танцовщиков не повторяют друг друга, не оттеняют, не поддерживают и т.п., а сливаются в одно общее движение, неповторимое по красоте и выразительности. Так были поставлены в данном случае дуэты Марии-Терезии с партнёрами и дуэты Судьбы с Тенью.
Случившаяся во втором акте революция произошла под музыку Рамо (очень любимую и Максимом Петровым в "Дивертисменте короля").

Одетые в чёрное артисты кордебалета представили мощный, наступательный, но и по-французски элегантный танец, сметающий на своём пути королевскую чету. И среди этого кордебалета вдруг взлетели и запели единственные в мире "вагановские" руки. При ближайшем рассмотрении оказалось, что они принадлежат Оксане Кияненко, выпускнице Академии 2006 года. И с тех пор в корде! Моему возмущению не было предела - как и радости, когда оказалось, что в третьем составе госпожа Кияненко танцует госпожу Элизабет в паре с Марией-Антуанеттой Марии Яковлевой. Спасибо, Патрик!
Мария-Антуанетта Ольги Есиной была ожидаемо филигранной на пуантах и надломленно-трагичной драматически. Немного напоминала её же Красную Жизель. Что и не удивительно.
Людовик 16 в исполнении Якоба Файферлинка, получившего на следующий день грант клуба любителей балета, был неуклюжим, смешным, слегка заторможенным, но и очень трогательным: таким французским Петром 3-им.
Грандиозно танцевал Судьбу несравненный по владению языком контэмпорэри Андрей Кайдановский, а его супруга Ребекка Хорнер также великолепно представила Марию-Терезию. Потрясающим по трагизму был их совместный танец в конце балета, где Мария-Терезия просит Судьбу за дочь - но Судьба лишь предлагает ей проследовать положенным путём. Ребекку Хорнер мы наблюдаем за последний год в двух больших ролях - у Ноймайера в "Легенде об Иосифе" и теперь у де Бана. Хочу сказать последнему огромное спасибо за то, как он сумел раскрытъ уникальные возможности танцовщицы. У Ноймайера меня не покидало ощущение, что танцовщице просто не хватало хореотекста для последнего решающего катарсиса.

Вообще, в данном балете было много "жемчужин". И одна из них - прощальная предсмертная молитва мадам Элизабет, исполненная Кетеван Папавой с такой пронзительностью, что могу лишь сопоставить её с молитвой Жанны Д`Арк перед восхождением на костёр в исполнении Инны Чуриковой. Хореограф разрешил балерине молиться не только телом, но и голосом. Эффект от этого соло потрясающий: неподдельный страх смерти, просьба ко Всевышнему дать силы, чтобы пройти этот путь, смирение, отчаяние ... Да, удивительная была это женщина, вернувшаяся из ссылки на верную смерть, дабы поддержать несчастного брата. Безжалостно раздавленная безжалостной судьбой.
Такое же трогательное и прощальное соло Людовиkа и Марии-Антуанетты: вообще, всегда очень больно наблюдать, как мужчина не может защитить своих женщин - матерей, жён, дочерей. Поэтому данный дуэт выходит за рамки одной конкретной судьбы и обретает надвременное значение.
Конец спектакля есть также обобщённая метафора: герои замирают, освещённые красным светом, сгорают в огне революции.

http://s7.uploads.ru/t/79moN.jpg

https://www.facebook.com/WienerStaatsba … mp;theater

Потрясает, между прочим, не меньше, чем ратманское отрубание головы - большим мыслям и чувствам натурализм не показан.

P.S. Это один из тех редких случаев, когда хочется смотреть ещё раз. Тем более, что состав Яковлева-Кияненко также обещает быть страшно интересным.

0

2

Marie Antoinette - Olga Esina
Ludwig XVI. - Jakob Feyferlik
Madame Elisabeth - Ketevan Papava
Das Schicksal - Andrey Kaydanovskiy
Schatten der Marie Antoinette - Alice Firenze
Axel von Fersen - Leonardo Basílio
Maria Theresia - Rebecca Horner
Der Namenlose - Attila Bakó

0

3

Der Mensch ist ein sehr interessantes Wesen - so viele Jahrtausende sind vergangen und am Verhaltensmuster ändert sich kaum etwas.
Zuerst schafft man sich Idole, vor denen man kniet und die man anbetet, dann stürzt man diese Idole von ihren Podesten, spuckt sie an, foltert, kreuzigt, köpft und dann erklärt man sie zu Märtyrern, Heiligen und betet sie wieder an.
Eine sehr ähnliche Geschichte passierte mit den Opfern der Großen Französischen Revolution, konkret mit der Königin Marie-Antoinette.
Und genau zu der Zeit, als in Moskau zum wiederholten Mal ""Das Feuer von Paris" in der Interpretation von Herrn Ratmansky, der es der Welt zeigen wollte, dass es nicht gut ist, Revolutionen zu machen, entflammte, zeigte man der Welt in Wien das neue Ballett "Marie-Antoinette".
Der Choreograph Patrick de Bana spielte nicht die Rolle des Aufklärers der Menschheit, er nahm die Geschichte in ihrer Gegebenheit hin. Ihn interessierten die psychologischen Aspekte des menschlichen Benehmens in den Grenzsituationen, die Rolle des Schicksals, das Fatale in dem, was einem Menschen im Leben vorbestimmt ist.
Offensichtlich beschäftigt sich der Chorepgraph ständig mit diesen Fragen, da es schon seine dritte Hinwendung zu diesem Thema ist: zuerst schuf er ein Pas-De-Deux für Agnes Letestu und sich selbst, dann ein Ballett für das Wiener Ensemble im Jahre 2010 und jetzt die zweite Version über das Leben und Tod der unglücklichen österreichischen Intantin und französischen Königin.
Diese zweite Version ist keine Wiederholung der ersten: ordentlich überarbeitet wurde sowohl die Musik als auch die Choreographie des Balletts.
Wie der Choreograph erzählte, hatte er sich in den letzten Jahren stark verändert, was durch seine vielen Reisen sowie die Arbeit mit solchen hervorragenden Künstlern wie Svetlana Zakharova und Ivan Vasiliev zustande gekommen ist. Sein heutiges Credo heißt "Wenig ist besser", deshalb ist die heutige Ballettversion sehr minimalistisch ausgefallen.
Außerdem erschien mittlerweile im Ensemble so eine herausragende Tänzerin wie Rebecca Horner, für die de Bana neu die Rolle der Kaiserin Maria-Theresias kreierte. Marie-Antoinette und Madamme Elisabeth ihrerseits wurden auf die Spitzen gestellt. Das ist das erste Mal, das der Choreograph mit den Spitzenschuhen arbeitet. Er hatte viel Spaß dabei und plant, diese Arbeit fortzusetzen. In dem konkreten Fall dienten die Spitzenschuhe dazu, die königlichen Personen über die anderen zu stellen, was natürlich vollkommen berechtigt ist.
Die Bühnenbilder sind auch ganz puristisch, schaffen aber perfekt die Atmosphäre der Plätze, wo die Handlung stattfindet: das Domizil der Kaiserin in Wien mit der symbolischen Treppe, Versailles mit den glänzenden Kristallvorhängen .oder das Gefängnis mit dem symbolischen Gitter aus den von der Decke runterhängenden Stangen.
Es wurde eine sehr interessante musikalische Lösung gefunden: die historischen Momente werden von der Musik der historischen Epoche begleitet. Mozart, Telemann, Vivaldi, Rameau (ich war etwas verwundert, dass keine Musik von Christoph Willibald (Ritter von) Gluck gebrauchte wurde - immerhin war er Marie-Antoinettes Erzieher) und das Überzeitlich-Philosophische: das Schicksal, der Schatten der Marie-Antoinette, der in den eisernen Umarmungen des Schicksals schmachtet, die Vorahnungen der Maria-Theresia - alles, sozusagen Metaphysische wird zur modernen Musik des in Wien lebenden Komponisten Carlos Pino-Quintana getanzt (zu seiner Musik tanzt auch Svetlana Zakharova ihre Nummer von Patrick de Bana bei der kommenden Gala).
Für die allgemeine Vorstellung gibt es einige Aufnahmen. Für die Qualität bitte ich mich zu entschuldigen, da ich mich immer noch auf der Suche nach einer Filmtechnologie befinde, die die Psyche des Operators schont.
Patrick de Bana ging durch die ganze Schule der zeitgenössischen Choreographie - angefangen von der Hamburger Ballettschule Neumeiers durch die Arbeit bei Duato und Bejart. Offensichtlich durch diese Symbiose ist es ihm gelungen, seine eigene, ganz persönliche choreographische Sprache zu entwickeln, dessen Charakteristikum ein Duetttanz ist, wo die Tänzer nicht einander wiederholen, stützen, wiederspiegeln oder was auch immer, sondern verschmelzen ineinander. Ihre Bewegungen werden zu einer gemeinsamen fließenden Einheit. So tanzt Maria-Theresia mit ihren Partnern, so tanz das Schicksal mit dem Schatten der Marie-Antoinette.
Die am Anfang des zweiten Aktes passierte Revolution ereignete sich zur Musik von Rameaus "Les Indes galantes" (die mag auch Maxim Petrov in seinem "Divertimento des Königs").
Das in schwarz gekleidete cord- de- ballet präsentierte einen machtvollen, angreifenden aber auch französisch eleganten Tanz, der das königliche Paar wegfegte. Unter den Tänzerinnen fielen mir ganz unerwartet zwei unverwechselbar "Vaganova" Arme-Hände auf: singend-fliegende, wunderschöne, einmalige. Bei der näheren Betrachtung stellte ich fest, dass sie Oxana Kiyanenko gehörten: Vaganova Absolventin des Jahres 2006. Und seit dem in den cords! Was für eine Schande. Wie groß war aber meine Freude, als es sich beim Studium der anderen Besetzungen herausstellte, dass Frau Kiyanenko Madamme Elisabeth mit Mariya Yakovleva als Marie-Antuanette tanzt. Danke, Herr de Bana!
Marie-Antoinette von Olga Esina war filigran wie erwartet und  tragisch-gebrochen. Erinnerte ein bisschen an sich selbst als Rote Giselle, was verständlich ist.
Ludowig XVI. von Jacob Feyferlik, der am nächsten Tag den Förderpreis des Ballettclubs erhielt, war unbeholfen, naiv, ein wenig lächerlich und retardiert, aber sehr rührend  - so ein französischer Peter der Dritte.
Ein grandioses Schicksal tanzte Andrey Kaydanovsky, der die Sprache des contempory unvergleichlich beherrscht, und seine Lebensgefährtin Rebecca Horner stellte eine genauso hervorragende Maria-Theresia vor. Erschütternd tragisch war ihr Duette, wo die Kaiserin das Schicksal bittet, ihre Tochter zu verschonen. Das Schicksal kann ihr nur anbieten, den vorgezeichneten Weg zu gehen.
Rebecca Horner haben wir im letzten Jahr in zwei großen Rollen gesehen: in "Johsephs Legende" von Neumeier und jetzt bei Patrick de Bana. Ich möchte dem letzteren ehrlich danken, dass er das geschafft hat, das einmalige Talent der Tänzerin so zur Geltung zu bringen. In Neumeiers Choreographie wurde ich das Gefühlt nicht los, dass der choreographische Text für diese Ausnahmetänzerin zu arm ist, dass zum Catharsis etwas fehlt.
Insgesamt enthielt dieses Ballett viele Höhepunkte. Einer von denen war das Abschiedsgebet der Madamme Elisabeth. Es wurde von Ketevan Papava mit solch durchdringenden Emotion dargeboten, dass ich es nur mit dem Todesgebet von Jean D'Arc gespielt von Inna Churikova vergleichen kann. Der Choreograph hat es der Ballerina erlaubt, nicht nur den Körper, sondern auch die Stimme in dieses Gebet einzubringen. Der Effekt war umwerfend: ungespielte Todesangst, die Bitte an Gott, Kraft zu geben, um diesen letzten Weg gehen zu können, Verzweiflung und Hinfügung ...
Genauso rührend war auch der Abschiedstanz von Ludwig und Marie-Antoinette: es schmerzt immer, anschauen zu müssen, wie Männer nicht imstande sind, ihre Frauen - Mütter, Ehefrauen, Töchter - zu beschützen. In diesem Sinne war das Duette über einem einzelnen Schicksal erhoben.
Der Abschluss der Vorstellung mündete in eine Metapher: Ludwig und Marie-Antoinette erstarren im glühend-roten Licht. Verbrennen im Feuer der Revolution.
Das erschüttert nicht weniger als das Köpfen bei Ratmansky - große Gefühle und Gedanken vertragen keinen Naturalismus.
P.S.: das ist einer der seltenen Fälle, wenn man das Stück noch einmal sehen möchte - das Duo Yakovleva-Kiyanenko verspricht auch viel interessantes.

0