Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Гибель Розы"

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

" Гибель розы "

Как правильно называть балет, адажио из которого известно как "Гибель розы"?  Полностью балет назывался "Больная роза", литературный первоисточник - одноименное стихотворение У.Блейка.
В Советском Союзе балет целиком не шел, шло только адажио Майи Плисецкой с партнером: начиналось все с Руди Брианом - солистом Марсельского балета, продолжилось в Большом театре с Александром Годуновым (в то время - премьером Большого театра), а в кино - с Валерием Ковтуном (солистом Государственного театра оперы и балета Украины).
Балет был трехчастный, исполнен в 1973 г. во Франции, в Париже, с тех пор не возобновлялся.
Первая часть балета шла без участия Плисецкой (было три пары - девочка с мальчиком, мальчик с мальчиком и девочка с девочкой) под условным названием "Сад наслаждений", вторая - адажио Майи-розы с партнером (та самая "Гибель розы"), а вот третья часть - групповая (по замыслу Пети - "Триумф любви") - Плисецкая и шесть танцовщиков, известна только по фотографиям. На мой взгляд - фотографии достаточно впечатляющие. Черно-белое качество, как мне кажется, только усиливает графичность композиции.

http://s8.uploads.ru/3082s.jpg

В 1972 году француз Ролан Пети, руководитель и хореограф известного в мире Марсельского балета, поставил в Москве для блистательной балерины современности Майи Плисецкой одноактный балет «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Густава Малера, сюжет которого был взят из стихотворения английского поэта Уильяма Блейка «Больная роза». Здесь роза - олицетворение красоты, а «... червь, реющий в бездне» - это образ Дьявола. Есть множество поэтических переводов этого стихотворения на русский язык :

Больная роза

О, роза, ты больна.
Какой-то червь  ничтожный
Из бездны на землю упав,
Нашел  покой в пурпурном ложе
И тайной страсти источая сок,
Погубит жизнь твою,
Твой нежный лепесток.

Майя Плисецкая танцует в балете "Гибель розы" и рассказывает о его создании

Марианна Рыжкина и Николай Цискаридзе

Ульяна Лопаткина и Иван Козлов

Майя Плисецкая и Александр Годунов (фотографии)

Доминик Кальфуни

Отредактировано Айрин (30-01-2014 12:53:21)

+5

2

Дорогая Айрин!
Спасибо за это великолепие!

0

3

Немого о завораживающей музыке, использованной Роланом Пети в балете "Гибель розы"
Adagietto из Пятой симфонии Малера чрезвычайно откровенно и лирично. Оно повествует об интимном, личном, сокровенном, о чем не говорят никогда и никому.
В декабре 1901 года только что написанное Adagietto было послано Малером его будущей жене Альме Шиндлер – причем без всякого сопроводительного текста, без самой короткой записки. По свидетельству голландского дирижера Виллема Менгельберга, Альма мгновенно поняла, что перед нею признание в любви, и послала Малеру записку, что он может прийти к ней. Большинство биографов Малера доверяют свидетельству Менгельберга, который, по его словам, слышал эту историю дважды, от Густава и от Альмы.  Поскольку Альма брала уроки композиции и была почитательницей Вагнера, она вполне была в силах как распознать завуалированную цитату из «Тристана», так и дешифровать подтекст ее появления.   
Эту музыку режиссер Лукино Висконти выбрал для фильма «Смерть в Венеции», который является экранизацией известного рассказа Томаса Манна, рассказа о любви, творчестве и смерти.
В музыке Adagietto нет ничего суетного, она переливается и как будто изнемогает от какой-то тайной тяжести. Малер все время возвращается к мотивам и аккордам, затронутым в начале; он отказывается от развития, музыка как бы застывает, неспешно колеблется: продолжение мысли иллюзорно, оно похоже на хождение по кругу и рисует полное изнеможение, расслабленность, дремотное состояние души. Мажор и минор переливаются, сменяя друг друга в каждом повороте; музыка никак не может решить, светла она или сумрачна: она зыбка и неопределенна как настроение зрителя, созерцающего неуловимый венецианский пейзаж. Мелодия напоминает окончание романса, посвященного воспоминаниям. Это мелодия угасания, но угасания, наполненного искренним чувством, которое иногда прорывается, изливается ниспадающими фразами. Они перебивают друг друга, как будто торопятся высказать что-то очень важное и потому говорят горячо и бессвязно: музыка Малера здесь как и всегда не пытается быть красивой и не боится своей небрежной угловатости. Малер – это музыкальная операция на открытом сердце, которую демонстрируют всему миру. Только Малер умеет говорить так просто о расставании с жизнью и о встрече за ее пределами со своей бессмертной душой. Об этом написана «Песнь о земле», и о том же Adagietto – «Смерть в Венеции», повесть о любви, для которой даже гибель – только пауза в диалоге с вечностью, но не конец, не предел, не безнадежность.

+4

4

Айрин написал(а):

Малер – это музыкальная операция на открытом сердце, которую демонстрируют всему миру. Только Малер умеет говорить так просто о расставании с жизнью и о встрече за ее пределами со своей бессмертной душой. Об этом написана «Песнь о земле», и о том же Adagietto – «Смерть в Венеции», повесть о любви, для которой даже гибель – только пауза в диалоге с вечностью, но не конец, не предел, не безнадежность.


Дорогая Айрин!
Спасибо за этот гимн Малеру! Растрогали до слёз!

Отредактировано bird (30-01-2014 15:07:02)

+2

5

Дорогой(ая) bird, спасибо за теплые слова. Очень приятно.

+1

6

Дорогая Айрин!
Ради таких постов стоило создавать наш форум
Спасибо.  :flag:

0

7

Дорогая Айрин, большое спасибо за любовь к предмету и щедрое внимание к читателю!

Я в восхищении. И стихи, и такие проникновенные слова о музыке, а еще история балета и разные исполнения. :love:

0

8

Дорогие друзья, спасибо за теплые слова. Рада отметить, что  и сам замечательно-красивый  форум и его неравнодушные участники просто вдохновляют на подобные  изыскания.

Отредактировано Айрин (30-01-2014 21:46:08)

0

9

Мне показалось уместным разместить здесь портрет женщины, которой мы обязаны этой бессмертной музыкой - Альма Малер
работы Оскара Кокошки

http://s0.uploads.ru/t/zXiod.jpg

+1

10

Дорогая Айрин, я обожаю этот балет и музыку Малера . Только сегодня я увидела страницу в нашем форуме ,посвященной этому шедевру. Уже было сказано столько слов благодарности и восхищения за прекрасную  подборку видео и описания истории создания музыки , тем не менее ,с большим опозданием .хочу присоединиться к словам восхищения и благодарности ,высказанным выше (участником форума я стала на год и 3 месяца позже , того ,как была открыта эта страница). и еще мне хотелось бы сказать несколько слов о исполнителях. По моему мнению (может быть с ним многие  не будут согласны) лучшими исполнительницами являются М.М.Плисецкая и У. Лопаткина ,но они такие разные. У М.М, Плисецкой этот балет звучит очень драматично -выразительно, особенно финал.Мука , отчаяние ,нежелание смерти.У Лопаткиной - нежно ,смиренно-обреченно. Мне ,лично, ближе   интерпретация М.М. Плисецкой,но танцуют обе великолепно .

+2

11

Красота и осмысленность. Всё в превосходной степени.

+3

12

Да, дорогая Айрин - и красота, и осмысленность, и совершенство партнёрства, и деликатность прочтения.
Иными словами - шедевр!

+2

13

Большое спасибо за такие чудесные видео, такое отношение к этим артистам и любовь к музыке Малера.

+1

14

Дорогая Айрин, спасибо большое за чудесные видео, особенно за дуэт Плисецкая - Годунов, на мой взгляд, самый лучший в этом одажио. А музыка Малера, действительно, завораживающая...СПАСИБО!

0

15

Я  всегда любила Уланову, поэтому мне Лопаткина ближе.Очень нравится,как она прорабатывает материал, всё у неё выстрадано, не случайно, а результат большой внутренней работы. Я за Лопаткину! И Малер ей очень подходит, её композитор.

0

16

Мне представляется интересным сравнить трактовку Ульяны Лопаткиной и Андрея Ермакова и Марианны Рыжкиной и Николая Цискаридзе.
Абслолютно противоположное прочтение, отчего ни то, ни другое хуже или лучше не становится. Увлекательно: Рыжкина и Цискаридзе, в моих глазах, работают в стиле экспрессионизма, а Лопаткина и Ермаков - пастельный импрессионизм...

0

17

Дорогие друзья, очень рада, что вы разделили  со мною, как восхищение исполнителями, так и любовь к прекрасному балету, удачно сочетавшему замечательную хореографию и проникновенную музыку.
Для полноты нашей коллекции размещаю ещё и дуэт  Цискаридзе-Лунькина.
Зная критическое отношение  нашего администратора к нынешним высказываниям этой балерине, не буду в претензии, если пост удалят, но всё же хотелось бы узнать общее мнение и объективное мнение нашего дорогого  PRIVETа, конечно, тоже,  и об этой трактовке.

0

18

Дорогая Айрин!
Открою маленький секрет: ещё до того, как госпожа Лунькина вслед за своим мужем заняла абсолютно недостойную русофобскую позицию, она не пренадлежала к кругу любимых мною балерин. Даже в своей канонической партии Жизели она не смогла меня убедить, особенно в последние годы, когда уже ушла из жизни Екатерина Сергеевна.
Поэтому просматривая ещё раз данное видео, пришлось, что называется, начинать с чистого листа: забыть про политические дела и про дела прошлые балетные и постараться посмотреть абсолютно непредвзято.
Начну с того, что на голове у госпожи Лунькиной некая тиара, из под которой торчит конский хвост. Всё это не имеет никакого отношения к шипам розы. Это скорее прикид злой мачехи из "Белоснежки". И это зло меня очень напрягало в отношении партнёра - дабы не воткнулось и не соскочило.
Далее. Торчащие локти, острые и некрасивые.
Спина негнущаяся. Вообще негнущийся корпус: даже в разнонаправленных прогибах в стороны госпоже Лунькиной не удалось создать с партнёром сердце. Всем удаётся, а ей нет. Как не удаётся ей и создать образ цветка. Кого она там танцует, для меня так и осталось загадкой.
Очень интересно, что и господин Цискаридзе здесь совсем в другом образе нежели с госпожой Рыжкиной: очень отстранённый, очень замкнутый на себе и "подающий" партнёршу. Очень старается, зная, что самой ей себя не подать по причине полного отсутствия сценического присутствия. Но - напрасны те труды. В дуэте с Рыжкиной - он полноправный партнёр, его даже больше, чем всех других партнёров в этом номере. Но это было очень гармонично. Именно по причине уже упоминавшейся экспрессивной трактовки номера.

Хотелось бы ещё обратить внимание на Доминик Кальфу(о)ни (мать Матьё Ганьё) и Александра Годунова. Вот где сердце рисуется сразу и навсегда.... :flag:

+1

19

Дорогой PRIVET, я во всём согласна с Вами.
Хотя для меня Лунькина - балерина, если можно так выразиться,  "типа"  Лопаткиной, но проигрывает Светлана во всем. И в создании образа (ах, как хороша и благоуханна  роза Лопаткиной!)))), и, конечно, в его осмыслении. И Цискаридзе, при всем старании,  её не дотягивает до уровня божественной. Это точно.
Что хорошо для меня в этом ролике, так это удачная съёмка. И красота сложения партнёра.

0

20

"Только Малер умеет говорить так просто о расставании с жизнью и о встрече за ее пределами со своей бессмертной душой. Об этом написана «Песнь о земле», и о том же Adagietto – «Смерть в Венеции», повесть о любви, для которой даже гибель – только пауза в диалоге с вечностью, но не конец, не предел, не безнадежность."

Дорогая Айрин!
Ваше уникальное эссе об "Адажиэтто" стало героем интернета - его утащили на форум "друзей" (пока без ссылки).
Перечитав и пересмотрев ещё раз видео, прихожу к выводу, что именно такую трактовку, как даёте Вы, танцует госпожа Лопаткина.
Майя Михайловна и артисты БТ танцуют как раз конец, предел, безнадежность и одиночество. И невозможность удержать обречённого на смерть даже силой самой большой любви.

0

21

PRIVET написал(а):

"Только Малер умеет говорить так просто о расставании с жизнью и о встрече за ее пределами со своей бессмертной душой. Об этом написана «Песнь о земле», и о том же Adagietto – «Смерть в Венеции», повесть о любви, для которой даже гибель – только пауза в диалоге с вечностью, но не конец, не предел, не безнадежность."

Дорогая Айрин!
Ваше уникальное эссе об "Адажиэтто" стало героем интернета - его утащили на форум "друзей" (пока без ссылки).
Перечитав и пересмотрев ещё раз видео, прихожу к выводу, что именно такую трактовку, как даёте Вы, танцует госпожа Лопаткина.
Майя Михайловна и артисты БТ танцуют как раз конец, предел, безнадежность и одиночество. И невозможность удержать обречённого на смерть даже силой самой большой любви.


Знаете, мне очень странно, что  человеку пишут похвалы об уникальном эссе и небывалом успехе, а он (она) упорно молчит о том, что эссе это известно уже 11 лет и впервые появилось вот тут в 2004 году. К сожалению, в данный момент доступно каше только. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:71zaY7Rsa2QJ:music.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12648&resource_type=12243 &cd=1&hl=ru&ct=clnk

Извините, но применение чужих цитат без кавычек приравнивается к плагиату. Лучше бы назвали это тем, чем оно является на самом деле - компиляцией, да и кавычки бы прибавили, там, где надо, а надо везде.

0

22

nat12345 написал(а):

Знаете, мне очень странно, что  человеку пишут похвалы об уникальном эссе и небывалом успехе, а он (она) упорно молчит о том, что эссе это известно уже 11 лет и впервые появилось вот тут в 2004 году. К сожалению, в данный момент доступно каше только. -- &cd=1&hl=ru&ct=clnk

Извините, но применение чужих цитат без кавычек приравнивается к плагиату. Лучше бы назвали это тем, чем оно является на самом деле - компиляцией, да и кавычки бы прибавили, там, где надо, а надо везде.


Дорогая nat12345!
Мы Вам очень благодарны за корректировку неточностей, которые случаются на нашем форуме - все люди, все человеки.
Первая часть поста Айрин не является цитатой из предложенного Вами источника.
Вторая - да. А Вы знаете, кто писал на том ресурсе? Или это писали Вы? Вы уверены, что это не тот же самый человек, который пишет на нашем форуме?
Я - нет.
Поэтому мне представляется, что стоило бы не возмущаться сразу плагиатом, а задать вопрос автору.
Так, вероятно, будет несколько элегантнее. И в духе нашего здесь общения.  :flag:

0

23

Извините ,но мне хотелось бы сказать несколько слов об исполнителях в "Гибели  Розы" В ролике ,который помещен выше. Чтобы станцевать Этот шедевр На должном уровне,как  мне кажется нужно прочувствовать и выстрадать эту гениальную музыку всем существом ,душой ,сердцем . Если этого не произойдет , то не произойдет и балета, как не произошел он у Лунькиной.  Малер прошел мимо нее. никаких чувств, никакого образа ,кроме неудачной попытки его создать. Страдал и чувствовал за нее Цискаридзе.

+1

24

Дорогой  PRIVET, Вы помните слова Воланда о множестве теорий загробного существования, главная из которых: каждому будет дано по  вере его.
Очевидно,  артисты имеют право придерживаться  разных теорий.
Похоже, что постановщик балета не отвергал,  как минимум две из них. 
Насколько мне известно,  поставил он  балет для Плисецкой, но и  трактовка  Лопаткиной им была одобрена.

Уважаемый(ая) nat12345 радует, что у нас на форуме неожиданно появился  столь ответственный участник, добровольно взявший на  себя  функции «корректора»  и  «прокурора» одновременно,  хотя ранее   не удосужился порадовать нас  ни одним  сколь-нибудь интересным  постом по теме.
Замечательно, если Вы будете и в дальнейшем блюсти «чистоту» текстов,  а также  сообщать авторам  об ошибках, описках и  недопроставленных кавычках. 
Уместнее,  если в личку. 
Как мы все, собственно, и делаем.
Для выражения  благодарности читателей не имеет решающего значения,  где  импортёр информации  её почерпнул.   Принято отмечать  тот  пост, который  позволил  ознакомиться с новыми,  интересными  сведениями.  Ведь  на изыскание материала (кстати, в моём посте 8  написано «изыскание», а не «написание») было потрачено время,  сделана  некая смысловая  подборка, а   для всеобщего прочтения предоставлен уже конечный результат  работы. 
Чтобы Вас успокоить,  совершенно ответственно заявляю, что   гонорары за  размещённые мною на форуме непрофессиональные тексты  не получаю   и на их  искусствоведческую  уникальность ни в коем случае  не претендую.
Вот, если решусь начать публикации  в прессе  под  именем собственным,  тогда и появится предмет для обсуждения  претензий  о  попрании  чьих-то  авторских прав.

+1

25

Дорогая Айрин, Вы очень часто помещали в своих постах интереснейшую познавательную  информацию,за что мы Вас неоднократно благодарили.Будем Вам благодарны и в дальнейшем за Вашу(может быть несколько высокопарно выражусь) просветительскую деятельность.

+1

26

Дорогая Рома, сердечно благодарю Вас за теплые слова.  Будем продолжать общение, стараясь взаимно обогащать  друг друга.   
Загляните, пожалуйста.  в ЛС.

0

27

http://s3.uploads.ru/t/H2vqu.jpg

http://s4.uploads.ru/t/MhzdV.jpg

+1