Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Staatsballet Berlin

Сообщений 1 страница 30 из 86

1

Владимир Малахов

+1

2

Очень печальное интервью Владимира Малахова. "Это было политическое решение". "Эта труппа - мой ребёнок, я создал её с нуля, собрал артистов, репертуар. Отдавать своё дитя в интернат - это очень больно". Какая же всё-таки мерзость: не продлили контракт, вели за его спиной переговоры с Дуато, о решении он узнал из газет. Зато дали звание "каммертенцер".
Но Малахов говорит, что старается не унывать, а смотреть вперёд и радоваться новым перспективам работы в Токио-балет. А прощается он с Берлином постановкой "Икар" - тоже символично.
И ещё: он говорит, что в труппе очень тёплые отношения взаимопонимания и взаимопомощи, из-за чего аристы от него не уходили, а продолжали работать с удовольствием.
А Дуато уже объявил новый кастинг....

Ещё немного из интервью: "Я здесь 10 лет. Я создал репертуар, сдержал обещания, данные мной Берлину, вернул публику к балету. У нас работают прекрасные танцовщики, востребованные во всём мире.С критиками у меня всегда были сложности: публике я всегда мог угодить, а критикам - никогда. Одни любят только классический балет, другие современный танец. Но я должен был в первую очередь думать о своих танцорах и о труппе, о том, как создать репертуар.
Про "Икара" думают, что это символ моей карьеры: в мифе он так высоко взлетел, что потом сорвался. Но это чистая случайность, что я танцую сейчас этот балет. Я что-то теряю, но и что-то выигрываю. Конечно, я буду всегда смотреть на труппу - издалека. Меня всегда будет интересовать, что с труппой происходит. Конечно, всё будет не так, как было, и, конечно, я за них беспокоюсь. Но я знаю, что сейчас должен их отпустить, оставить позади. Конечно, это меня печалит, но что я могу сделать? Это печально. Но что я могу сделать?"

0

3

http://www.morgenpost.de/kultur/article … masch.html
  Новый шедевр  Angelin(a) Preljocaj

0

4

Caravaggio by Mauro Bigonzetti

0

5

The Nights Angelin Preljocaj

0

6

0

7

Vladimir Malakhov still dancing.

Ratmansky - "Namouna"

Stanton Welch - "Clear"

0

8

Этим трейлером они прощаются со своим отцом-основателем.
Вот и всё. :mybb:

0

9

Хотела бы добавить, что менять на западе руководителей балета - норма, да и не только балета. Это мы привыкли, что у нас пожизненно сидят, например, Григорович. Ну, а если хочешь сидеть постоянно, то создавай свою труппу, как было у Пети и Бежара, например. Да и в России такие тоже есть. Ну, например, труппа Гордеева. А если этот театр финансируется государством, то постоянно сидеть не получится, даже если руководитель семи пядей во лбу.
Конечно, жаль Малахова, но что бы изменилось, если бы он знал о переговорах? Его ведь предупредили по закону, заранее. Немцы это чётко соблюдают. Поймите, особенно в Германии это - норма. Так что не переживайте. Ведь Малахов уже всё-таки человек западный.

Отредактировано Prima (16-06-2014 02:09:11)

+1

10

Дорогая Prima!
Вы, конечно, во всём правы.
Но вот Малахову, судя по имеющемуся тут в нашей теме прощальному интервью, всё это было совсем неясно. И поэтому очень больно и обидно.
Ну неужели нельзя работать и общаться так, чтобы беречь и уважать людей?
Ведь он создал им этот их так называемый балет с нуля. Собрал артистов, создал репертуар, был сам - живым магнитом и для хореографов, и для публики. Вёл за собой артистов. И что - надо было вот так расставаться?
Ну, успехов им с Начо Дуато. Они (берлинские власти) его честно заслужили. :tomato:

+1

11

http://www.morgenpost.de/kultur/article … erlin.html

Kein Wunder. Denn wie alle anderen weiß auch Semionova noch nicht recht, wohin Duatos Weg in Berlin führt. Der Choreograf ist nicht frei von Divenallüren, ein ungeduldiger Egomane, der rasend schnell denkt und spricht – und das angenehm mit Humor federt. Anders als Malakhov tanzt er nicht mehr, muss sich also in seinen Choreografien nicht in den Mittelpunkt stellen. Dafür besitzt er eine sehr eigene, stark vom neoklassischen Ballett beeinflusste Ästhetik. Bei ihm verschmelzen Musik und Bewegung kongenial. Aus Licht und Schatten erschafft er Körper als lebende Skulpturen neu – oft erinnern Momente an hochästhetisierte Schwarz-Weiß-Fotografien. Wie auch das neue Design des Staatsballetts – viel Schwarz, Grau und gedämpfte Farben. Eine zurückhaltende Eleganz, die durchaus Rückschlüsse auf Duatos künstlerische Handschrift zulässt.

Andererseits sind auch seine Pläne für die erste Spielzeit relativ einfarbig. Im Februar 2015 zeigt er mit "Dornröschen", das er für St. Petersburg choreografierte, klassisches Spitzenballett. "Vielfältigkeit. Formen von Stille und Leere" hatte er für die europäische Kulturhauptstadt Weimar 1999 erarbeitet, eine Hommage an die Musik von Johann Sebastian Bach. Für die dritte Premiere kombiniert er die "Bella Figura" seines Stilvorbilds Jiří Kylián mit seiner Arbeit "White Darkness" über Drogenmissbrauch (keine Angst: allzu krass wird das schon nicht werden) mit einer neuen Choreografie.

Dass andere, neue Handschriften noch keine Chancen bekommen, liegt an der fehlenden Zeit, sagt Duato: "Man braucht zwei bis drei Jahre Vorlauf, um gute Choreografen zu verpflichten." Immerhin: Er will den Tänzer-Nachwuchs stärken und für die Staatliche Ballettschule ein Mal im Jahr eine Choreografie erarbeiten – kostenlos. "Vielleicht ergibt sich daraus langfristig eine zweite Compagnie", sagt er. Dabei blickt er nach München, das mit zwei Staatsballett-Gruppen und der Bosel-Stiftung für den Nachwuchs äußerst breit aufgestellt ist – und für alle Stile offen.

"Ich bin daran gewöhnt, kritisiert zu werden", sagt Duato. Er bittet die Kritiker und das Publikum um Geduld: "Wartet, bis der Vorhang aufgeht!" Darauf allerdings dürfte auch Semionova warten, die sehr zögerlich wirkt, sich wieder dauerhaft in Berlin zu verpflichten. "Ich möchte es nicht ausschließen, aber dafür wäre es jetzt zu früh", sagt sie. Sie wird wissen, warum.

© Berliner Morgenpost 2014 - Alle Rechte vorbehalten

0

12

http://www.morgenpost.de/kultur/article … erlin.html

Kein Wunder. Denn wie alle anderen weiß auch Semionova noch nicht recht, wohin Duatos Weg in Berlin führt. Der Choreograf ist nicht frei von Divenallüren, ein ungeduldiger Egomane, der rasend schnell denkt und spricht – und das angenehm mit Humor federt. Anders als Malakhov tanzt er nicht mehr, muss sich also in seinen Choreografien nicht in den Mittelpunkt stellen. Dafür besitzt er eine sehr eigene, stark vom neoklassischen Ballett beeinflusste Ästhetik. Bei ihm verschmelzen Musik und Bewegung kongenial. Aus Licht und Schatten erschafft er Körper als lebende Skulpturen neu – oft erinnern Momente an hochästhetisierte Schwarz-Weiß-Fotografien. Wie auch das neue Design des Staatsballetts – viel Schwarz, Grau und gedämpfte Farben. Eine zurückhaltende Eleganz, die durchaus Rückschlüsse auf Duatos künstlerische Handschrift zulässt.

Andererseits sind auch seine Pläne für die erste Spielzeit relativ einfarbig. Im Februar 2015 zeigt er mit "Dornröschen", das er für St. Petersburg choreografierte, klassisches Spitzenballett. "Vielfältigkeit. Formen von Stille und Leere" hatte er für die europäische Kulturhauptstadt Weimar 1999 erarbeitet, eine Hommage an die Musik von Johann Sebastian Bach. Für die dritte Premiere kombiniert er die "Bella Figura" seines Stilvorbilds Jiří Kylián mit seiner Arbeit "White Darkness" über Drogenmissbrauch (keine Angst: allzu krass wird das schon nicht werden) mit einer neuen Choreografie.

Dass andere, neue Handschriften noch keine Chancen bekommen, liegt an der fehlenden Zeit, sagt Duato: "Man braucht zwei bis drei Jahre Vorlauf, um gute Choreografen zu verpflichten." Immerhin: Er will den Tänzer-Nachwuchs stärken und für die Staatliche Ballettschule ein Mal im Jahr eine Choreografie erarbeiten – kostenlos. "Vielleicht ergibt sich daraus langfristig eine zweite Compagnie", sagt er. Dabei blickt er nach München, das mit zwei Staatsballett-Gruppen und der Bosel-Stiftung für den Nachwuchs äußerst breit aufgestellt ist – und für alle Stile offen.

"Ich bin daran gewöhnt, kritisiert zu werden", sagt Duato. Er bittet die Kritiker und das Publikum um Geduld: "Wartet, bis der Vorhang aufgeht!" Darauf allerdings dürfte auch Semionova warten, die sehr zögerlich wirkt, sich wieder dauerhaft in Berlin zu verpflichten. "Ich möchte es nicht ausschließen, aber dafür wäre es jetzt zu früh", sagt sie. Sie wird wissen, warum.

© Berliner Morgenpost 2014 - Alle Rechte vorbehalten

0

13

http://www.morgenpost.de/kultur/article … erlin.html

Kein Wunder. Denn wie alle anderen weiß auch Semionova noch nicht recht, wohin Duatos Weg in Berlin führt. Der Choreograf ist nicht frei von Divenallüren, ein ungeduldiger Egomane, der rasend schnell denkt und spricht – und das angenehm mit Humor federt. Anders als Malakhov tanzt er nicht mehr, muss sich also in seinen Choreografien nicht in den Mittelpunkt stellen. Dafür besitzt er eine sehr eigene, stark vom neoklassischen Ballett beeinflusste Ästhetik. Bei ihm verschmelzen Musik und Bewegung kongenial. Aus Licht und Schatten erschafft er Körper als lebende Skulpturen neu – oft erinnern Momente an hochästhetisierte Schwarz-Weiß-Fotografien. Wie auch das neue Design des Staatsballetts – viel Schwarz, Grau und gedämpfte Farben. Eine zurückhaltende Eleganz, die durchaus Rückschlüsse auf Duatos künstlerische Handschrift zulässt.

Andererseits sind auch seine Pläne für die erste Spielzeit relativ einfarbig. Im Februar 2015 zeigt er mit "Dornröschen", das er für St. Petersburg choreografierte, klassisches Spitzenballett. "Vielfältigkeit. Formen von Stille und Leere" hatte er für die europäische Kulturhauptstadt Weimar 1999 erarbeitet, eine Hommage an die Musik von Johann Sebastian Bach. Für die dritte Premiere kombiniert er die "Bella Figura" seines Stilvorbilds Jiří Kylián mit seiner Arbeit "White Darkness" über Drogenmissbrauch (keine Angst: allzu krass wird das schon nicht werden) mit einer neuen Choreografie.

Dass andere, neue Handschriften noch keine Chancen bekommen, liegt an der fehlenden Zeit, sagt Duato: "Man braucht zwei bis drei Jahre Vorlauf, um gute Choreografen zu verpflichten." Immerhin: Er will den Tänzer-Nachwuchs stärken und für die Staatliche Ballettschule ein Mal im Jahr eine Choreografie erarbeiten – kostenlos. "Vielleicht ergibt sich daraus langfristig eine zweite Compagnie", sagt er. Dabei blickt er nach München, das mit zwei Staatsballett-Gruppen und der Bosel-Stiftung für den Nachwuchs äußerst breit aufgestellt ist – und für alle Stile offen.

"Ich bin daran gewöhnt, kritisiert zu werden", sagt Duato. Er bittet die Kritiker und das Publikum um Geduld: "Wartet, bis der Vorhang aufgeht!" Darauf allerdings dürfte auch Semionova warten, die sehr zögerlich wirkt, sich wieder dauerhaft in Berlin zu verpflichten. "Ich möchte es nicht ausschließen, aber dafür wäre es jetzt zu früh", sagt sie. Sie wird wissen, warum.

© Berliner Morgenpost 2014 - Alle Rechte vorbehalten

0

14

Полный провал "СК"  Дуато в Берлине.
Немцы оказались более взыскательными и чуткими к традициям русской классики, чем русские.
Надо уважать самим себя, чтобы тебя уважали другие.

http://www.berliner-zeitung.de/kultur/- … 62840.html

Von Michaela Schlagenwerth

Opulente Kostüme und graziöser Spitzentanz sind noch nicht alles, was einem klassisch-romantischen Ballett zu seinem Zauber verhilft.  Foto: dpa
Lange hat Nacho Duato auf seine erste Arbeit warten lassen. Nun präsentiert sich der neue Intendant des Berliner Staatsballetts ausgerechnet mit einer Neuinszenierung von „Dornröschen“, für das er schon in St. Petersburg verrissen wurde. Zu Recht, wie nun auch in der Deutschen Oper zu erleben war.

 

Wie gut gemacht, wie sauber getanzt − und doch, wie schal und herzlos. Am Wochenende hatte an der Deutschen Oper das Ballett „Dornröschen“ Premiere. Es war nicht irgendeine Premiere in der Spielzeit. Mit diesem romantischen Ballettklassiker hat sich der neue Staatsballett-Intendant Nacho Duato dem Berliner Publikum vorgestellt.

Er hat sich damit lange Zeit gelassen − seit vergangenem Sommer ist er im Amt. Umso größer waren die Erwartungen und umso größer ist nun das Unverständnis. Dieses „Dornröschen“ hat der spanische Choreograph gar nicht eigens für Berlin entwickelt. Es ist die Neu-Einstudierung einer Arbeit, die er 2011 am St. Petersburger Mikhailovsky-Theater herausgebracht hat und für die er dort vernichtend schlechte Kritiken bekam.

Jetzt also steht Iana Salenko, seit Jahren schon eine der ersten Solistinnen des Staatsballetts, als Prinzessin Aurora auf der Bühne. Sie ist eine kleine, quirlige Person, ihrem Tanz eignet sonst etwas verspieltes und kindliches, die optimale Besetzung also. Aber in Duatos „Dornröschen“ wirkt sie wie eingefroren, perfekt und kalt. So, als wäre sie in einem Eispalast Zuhause und schon mit der Geburt von der bösen Fee Carabosse unter einen bösen Fluch gestellt. Aber der wirkt, so zumindest will es die Geschichte, bekanntlich erst ab Auroras sechzehntem Geburtstag.

Der Tanz atmet nicht

Wer anderes erzählen will − und diese Freiheit hat ein Choreograph − muss dann aber auch die Fäden entsprechend anders ziehen. Sicher, die Musik von Peter I. Tschaikowsky ist so fein und bildhaft gearbeitet, dass dies einiges an dramaturgischem Geschick erfordert. Trotzdem haben nicht wenige Choreographen das „Dornröschen“ bravourös neu erfunden.

Nur Nacho Duato, und das ist das Problem dieses Abends, will eigentlich gar nichts erzählen. Völlig einfallslos ist er der 58-jährige Spanier der Struktur der überlieferten Choreographie gefolgt, hat ein wenig gekürzt und die traditionellen Pantomimen gestrichen ohne dafür subtilere, moderne Erzählweisen zu finden. Im Wesentlichen hat sich Duato darauf konzentriert, die Tänze neu zu choreographieren − und das ist ihm durchaus gelungen. Nur atmet dieser Tanz nicht, springt der Funke nicht über.

Denn was nützt eine perfekt auf den Punkt tanzende und enorm präsente Fliederfee, wie sie Sarah Mestrovic gibt, wenn man ihr das Gute nicht glaubt? Wenn der Segen, mit dem sie die Zauberkraft der bösen Carabosse außer Kraft setzt nicht spürbar wird? Das gilt natürlich erst recht für ein großes Liebes-Pas de deux, wie es Aurora und Prinz Desiré (eigens hierfür aus St. Petersburg als Gast eingeflogen: der sprungkräftige Leonid Sarafanov) im zweiten Akt tanzen.

Eigentlich gewinnt dieser Pas de deux seinen besonderen Zauber daraus, dass Aurora dem Prinzen hier nur als von der Fliederfee heraufbeschworenes Traumbild erscheint. Eine Ballerina muss all das in ihrem Tanz verkörpern können, die ätherische Unwirklichkeit, das zarte Erwachen des Begehrens im Liebestraum einer Sechzehnjährigen.

Das mag verdammt altmodisch sein, aber nur so funktioniert das klassisch-romantische Ballett. Im Moskauer Bolschoi-Ballett werden junge Ballerinen von manchmal schon über achtzigjährigen Primaballerinen betreut. Nicht, weil diese ihnen die Technik antrainieren, sondern weil sie mit ihnen an der Verkörperung einer Giselle, eines verzauberten Schwans, einer Aurora arbeiten, an der Verkörperung von Archetypen. Es ist, ein wenig wie im japanischen No-Theater, eine Weitergabe von Generation zu Generation.

Nicht konsequent und mutig genug

Die Anforderung bis in die kleine Fingerspitze den Tanz mit Geist und Leben zu füllen gilt nicht nur für Ballerinen, sondern auch noch für die letzte Tänzerin im Corps de Ballet. Wenn das gelingt, wenn der gesamte Tanz wie von einem Geist durchatmet scheint, dann entfalten die klassisch-romantischen Ballette ihre Größe. An diesem Ziel der unendlichen Vervollkommnung hat das Staatsballett bislang hart gearbeitet. So, wie jede andere große klassische Compagnie es tut.

Nacho Duatos „Dornröschen“ streicht diese Tradition durch. Vielleicht wollte Duato das Ballett als Pop-Art, als hermetisches, mechanisches Spielwerk zeigen, aber dafür war er nicht konsequent und mutig genug. So treten sie alle auf, die Zauberwesen, die Feen und die böse Carabosse als starke Dragqueen (Rishat Yulbarisov), der blaue Vogel und Prinzessin Florin, die Edelsteine und der Kater und das Kätzchen. Nur zaubern können sie nicht.

Dabei stecken sie allesamt doch in umwerfenden Kleidern. Einen prachtvollen, märchenhaft-überbordenden Kostümrausch hat Angelina Atlagic für Duato entworfen. Damit hätte sich durchaus mehr anstellen lassen. Aber von dieser ersten Produktion des neuen Intendanten bleibt vor allem der Eindruck, dass Duato mit klassischem Ballett nicht wirklich etwas anfangen kann und ihm die Kraft fehlt, es in etwas Anderes zu transformieren.

Dornröschen: 20.2. (19.30Uhr), 15.3. (18Uhr), 3.4. (15 und 19.30Uhr) 6.4. (18Uhr), Deutsche Oper, Tel.: 206092630

0

15

Но если в петербургской версии российские танцовщики смогли это действо спасти за счёт своей прирождённой гениальности и традиционной выучки, то в Берлине спасать сей кошмар было некому.
Но мне Берлин не жалко - за что боролись, на то и напоролись: выгнали Малахова - ну вот пусть и получают оргазм от Дуато! :tomato:

0

16

А мне очень понравилась дуатовсая Спящая. Хотя в театре слышала от одной капельдинерши, что Осипенко сказала, будто это - не Спящая. Но каждый имеет право на своё мнение. Смотрела живьём с Новиковой и Сарафановым. Особенно понравилось худ.оформление. Балет очень нежный и камерный. Сочетание цветов необыкновенное. На мой взгляд, такая Спящая имеет право на существование. А вот его РиД не понравился. Хореография неинтересная. Он говорил, что хочет показать, подчеркнуть, что действие происходит в стране, где много солнца и света, но балет получился мрачным и не соответствующим планам. Танцевали Воронцова и Сарафанов. Но что говорить об их танце, если, на мой взгляд. танцевать ненечего и скучно. А вот Щелкунчик у меня есть в записи, немного просматривала, полностью никак руки не доходят. То, что видела, очень неплохо. А вот современная хореография Дуато из того, что видела, не нравится. Только один его балет, посвящённый Баху, можно смотреть, и то, т.к. не длинный. Вообще я люблю сюжетные балеты.

0

17

Дорогая Prima!
Не могу не согласиться с Вами насчёт красоты костюмов в "Спящей Красaвице". А также в "Щелкунчике". Но это заслуга художников, а не Дуато. Размышляя над тем, что такое его "классические" балеты, прихожу к следующему сравнению: вот есть на Западе книжки детских сказок. Это вроде и Андерсон, и нет: весь глубинный подтекст убран, остался один облегчённый сюжет. По мнению авторов, видимо, так доходчивее. А в результате вместо векового шедевра получаем ширпотребную подделку. Вместо сочного фрукта старинного сорта - попкорн. Чего стоят одни только нац. танцы в дуатовском "Щелкунчике"!
Кроме того, господин Дуато, видимо, человек недалёкого ума и небогатой фантазии. Иначе зачем он раздал десятки интервью, где утверждал, что не возьмёт ни одного па от Петипа, а затем копировал не только целые па-де-де, но и полностью концепцию произведения, о чём и написал немецкий рецензент.
Что касается "Ромео и Джульетты", так это вообще слёзы: хореограф хотел "запаха средиземноморья", "запаха апельсинов". Видимо, он забыл, где Верона, а где море и апельсины и перепутал Верону с Мабейей.
Что касается его бессюжетных балетов, то да - есть там его авторский подчерк. Ну вот бы и "писал" дальше. Но беда в том, что Мадриду эти "писания" надоели, видимо, сборов не было. Его ведь оттуда выперли в 24 часа. Ну а Кехман зачем-то подобрал. Это наше вечное "французик из Бордо". Да, нежно любимому мною Сарафанову хотелось танцевать Дуато. Вот бы и был приглашённым в какой-нибудь дуатовской бродячей труппе. Кстати, этот хореограф как раз такого плана, как, к примеру Ноймайер или Прельжокаж: со своим подчерком, неизменным, со своей философией. У каждого из названных есть свои труппы и свои при них школы, которые растят единомышленников с детских лет. Но Дуато не смог создать своего и "пиратничает" по чужим театрам. На беду зрителям. А заодно и ни в чём не повинного Малахова.
Ну а то, что "хавал" наш российский зритель, Запад за свои кровные безропотно "хавать" не будет.

0

18

А в Берлине народ в страстную пятницу бастовал: в 18:00 танцовщики заявили, что на сцену не пойдут и "Спящую" Дуато танцевать не будут. Вот так! Туристы, настроившиеся на действо, были в шоке. Так танцовщики к ним вышли и объяснили, почему не танцуют.
И самое смешное, что теперь во всём винят Малахова, который разработал систему нынешних гонораров. Это при том, что начальная зарплата у кордебалета 3250 Евро!
Ну-ну!

http://www.morgenpost.de/kultur/berlin- … h-tut.html

Ziel der Gewerkschaft ist es, einen Haustarifvertrag zu schließen, der die besonderen Berliner Arbeitsbedingungen berücksichtigt. Da die Tänzer ihre rund 120 Vorstellungen pro Saison in allen drei Opernhäusern der Stadt absolvieren, wechseln ihre Wege zum Arbeitsplatz ununterbrochen und sind oft überdurchschnittlich lang. Weitere Punkte, für die sich Verdi stark macht, sind die Bezahlung von solistischen Leistungen der Ensembletänzer sowie das Mitspracherecht der Künstler bei Pausenregelungen.

http://www.tagesspiegel.de/kultur/strei … 96776.html

Отредактировано bird (08-04-2015 17:46:25)

0

19

Пока всё прогрессивное балетоманское сообщество погрузилось в гадания на кофейной гуще по поводу будущего балета БТ и кликушествование по поводу его заката, мы заглянули на сайт Гос. балета славного города Берлина, дабы ознакомиться с уже состоявшимся настоящим данной компании под руководством выдающегося творца современности Начо Дуато.

http://www.staatsballett-berlin.de/en/s … e2015_2015

Что же мы там узрели? Дуато, конечно. Дуато в дуато, Дуато в классике, и даже Дуато в сравнении с незабвенным Балaнчиным.

"FORM AND REFINEMENT

GEORGE BALANCHINE AND NACHO DUATO DEVOTE THEMSELVES TO THE ABSTRACT FORM AND ITS REFINEMENT. BOTH TRANSFORM MUSICAL FORMATIONS INTO MOVEMENT OF CAPTIVATING BEAUTY. AND YET BOTH STAND OUT AS DISTINCTLY UNIQUE. DARE TO COMPARE."

Правда, не истёк ещё, видимо, контракт на прокат "Щелкунчика" в постановке Василия Медведева и Юрия Бурлаки. Поэтому тем, кто хочет застать данную стилизацию под настоящего Петипа, надо поторопиться: сомнений нет, что как только сможет, Дуато заменит этот уникальный спектакль на небезысвестную версию из Михайловского.

Пока ещё не коснулась рука гения и двух других кассовых шлягеров: "Жизели" и "Лебединого озера". Они будут продолжать идти в редакции Патриса Бара. Хотя кто его знает: Дуато вдохновится и .....

А вот "Баядерки" Малаховской в грядущем сезоне уже не прописано.
А спектакль был, судя по всему интересный. И вот как они с Захаровой над ним работали.
Кстати, в "Корзинке" там опять совсем другая музыка и другая вариация, похожая на Макаровскую.

Так что нашим эффективным менеджерам есть, где продолжать набираться опыта по истреблению репертуара и подмене вечного на ....
Весь наработанный Малаховым репертуар канул в Лету. И продолжает канать туда же.

0

20

Музыка в "Корзинке не Минкуса.А чья? И где сейчас Малахов? Я совершенно не в курсе.

0

21

Вопрос о том , де сейчас Малахов, отпадает . Я прочитала , что  он будет руководить  труппой  Токио- балет.

0

22

Рома написал(а):

Музыка в "Корзинке не Минкуса.А чья? И где сейчас Малахов? Я совершенно не в курсе.

Дорогая Рома!
Вот здесь прощальное интервью Малахова.
Vladimir Malakhov

Что касается, музыки "Корзинки", то, я думаю, что это тоже Минкус, но другой, которого решил использовать в этом месте Малахов.
Но точно я пока не знаю.
Пытаюсь получить материал по этой постановке.
Если получится - поделюсь информацией. :flag:

0

23

Дорогая Рома!
Пустившись в абсолютную авантюру дабы удовлетворить балетоманское любопытство, privet заказал в Японии двд под названием "Vladimir Malakhov. Behing the Scenes of "La Bayadere".
И как ни странно - диск пришёл. Причём быстро. Правда, ещё не пришёл чек в евро. Только в енах. Посмотрим, не будет ли каких сюрпризов.
Итак, по малаховской "Баядерке".
Он рассказывает, что нашёл много новой музыки. Музыка эта принадлежит Минкусу. Поставил новые вариации Гамзатти.
Работать над постановкой начал, отдыхая на нудистском пляже на Ибице. Слушая в наушниках музыку, очень напугал окражающих, начав размахивать руками и ногами, сочиняя какие-то движения. Затем начал "ставить", используя игрушки "киндерсюрприз", которые были у него под рукой, поскольку он их коллекционировал.
Постановка состоялась сначала в Вене, а потом в Берлине. Художник-постановщик рассказывал, что изучил много материалов по индийской культуре и получил большую помощь от сотрудников индийского посольства в Вене.
Балет сосотоит из 4-х частей. Танцы на свадьбе поставлены по-новому и там звучит также неизвестный мне доселе вальс.
Малахов интересно раззсказывал про корзинку. По его истории, в корзинке должно было находиться письмо от Солора к Никии, где он ей сообщал, что они встретятся в полночь и убегут. Но Гамзатти подменила письмо на змею. Поэтому, когда Никия танцует с корзинкой, Солор абсолютно уверен, что она прочитала письмо. Появление змеи и смерть Никии становятся для него как бы двойным ударом перед лицом такой истории.
Интересная история происходит у Малахова с шарфом Никии. Этот шарф - подарок Солора. Но Никия теряет его у костра, а Магедавея его находит. Он приносит его Радже в доказательство связи Солора с Никией и его клятвы. В четвёртом акте танцуется па-де-труа Никии, Солора и Гамзатти. Боги сбрасывают Никии - вернее, её духу - этот шарф и она отдаёт его Солору, поскольку теперь он должен подарить его новой невесте. Когда Гамзатти берёт белый шарф, то он становится кровавым и все видят, что она убийца.
После этого случается землетрясение, все погибают и дух Никии уводит за шарф душу Солора на небеса.
Золотого Божка Малахов перенес в начало 4-го акта. Он выходит из золотой статуи Будды. Это дух Золотого Божка, видимый только Солору, который просит его о помощи.
Ну вот, собственно, в кратце всё, о чём рассказала данная двд применительно к самой "Баядерке", поскольку много времени Малахов говорит там о себе, а также репетирует с Вишнёвой, Кноп и Семионовой.
За музыкальные исследования отвечал Игорь Заправдин - большой друг Малахова и концертмейстер Венского балета.
Я надеюсь увидеть его в сентябре. И тогда постараюсь расспросить, о чём они думали, подбирая музыку к этой редакции.

+1

24

отрывок из описанной выше двд

0

25

Ой ,что-то мне эта редакция не нравиться. Дорогая  PRIVET,ну сколько можно кромсать " Баядерку"!!!!.

0

26

Дорогая Рома!
Поскольку мы этой "Баядерки" не видели, ничего не могу о ней сказать.
В принципе, великое классическое наследие можно ставить или традиционно, стараясь сохранить всё в неприкосновенности или реставрировать утерянное и стилизировать под первоисточник. Или же постаратъся что-то переосмыслить, домыслить, внести собственное понимание.
Видимо, Малахов пошёл вторым путём: сохранил "жемчужины" и предложил свою трактовку.
Но, судя по всему, постановку нам смотреть в ближайшем будущем больше не придётся: в этом сезоне он ещё прилетал из Токио на репетиции. А в новом сезоне спектакль уже не идёт.
Не дай бог, Дуато озаботится и представит своё "видение"....
Думаю, надо бы посмотреть в Берлине "Щелкунчика" Медведева-Бурлаки, пока ещё идёт.
На следующий год наверняка заменят на Дуато.

0

27

Рома написал(а):

Ой ,что-то мне эта редакция не нравиться. Дорогая  PRIVET,ну сколько можно кромсать " Баядерку"!!!!.

Дорогая Рома,  мне кажется, что как раз в советское время Баядерку-то  и покромсали, т.к., видимо, не было возможности у Чабукиани и Пономарева (а потом и Сергеев что-то добавил, а Зубковский - Божка) из ног в ноги получить хореографию. И доступа к записям Николая Сергеева тоже не было. Ведь Семенова уже была в Москве, а другие, наверное, не помнили. А, возможно, это хэппи энд по-советски, т.е. все остается во сне. А возмездия быть не может, о божественном говорить было нельзя. Так везде и ставили этот балет, по всему миру тоже, так она и гуляла в Чабукианиевско-Пономаревско-Сергеевской версии, пока Макарова не поставила.  Даже в Большом Баядерка появилась только в 1991. А до этого в БТ шли только Тени в концертном исполнении. Сама смотрела с Годуновым.
Вспоминаю, что какое-то время её довольно часто по Ленинградскому ТВ показывали, с Комлевой. У меня такое ощущение, что кроме Комлевой её тогда никто и не танцевал. Да Гамзатти - Терехова. Эта версия есть в видео, Солор - Абдыев. Так, знаете, даже надоело, честно Вам скажу.
Поэтому, на мой взгляд,  первый, кто приблизился к нормальному концу, была Макарова, которая поставила Баядерку в АБТ в 1980 г. Потом Малахов поставил в Вене в 1999 г. и перенес в Берлин. Возможно, он до этого посмотрел Макаровский вариант. Ведь даже Нуреев поставил "советский" вариант, т.к. другого он не знал, хотя уже был Макаровский. Возможно, если бы он не был болен, то попытался бы восстановить истину. Привожу здесь перечень постановок (почему-то в западных постановках постановщики не указаны):

Постановки

    1974 — Акт «Теней» из балета «Баядерка» Л. Минкуса — Американский театр балета
    1980 — «Баядерка» Л. Минкуса — Американский театр балета
    1983 — Гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса — Американский театр балета
    1984 — Акт «Теней» из балета «Баядерка» Л. Минкуса — Национальный балет Канады
    1985 — Акт «Теней» из балета «Баядерка» Л. Минкуса — Лондон Фестивал Балет
    1986 — Акт «Теней» из балета «Баядерка» Л. Минкуса — Муниципальный театр Рио-де-Жанейро
    1988 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Лондон Фестивал Балет
    1989 — «Баядерка» Л. Минкуса — Королевский Шведский балет
    1989 — «Баядерка» Л. Минкуса — Лондонский Королевский балет
    1991 — Гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса — Национальный балет Канады
    1991 — Гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса — Universal Ballet Company, Сеул
    1992 — «Баядерка» Л. Минкуса — Ла Скала
    1992 — «Баядерка» Л. Минкуса — Театр Колон
    1997 — «Баядерка» Л. Минкуса — Финский национальный балет
    1997 — «Баядерка» Л. Минкуса — Балет де Сантьяго, Чили
    1998 — «Баядерка» Л. Минкуса — Австралийский Балет, Сидней
    2000 — Акт «Теней» из балета «Баядерка» Л. Минкуса — Сан-Франциско Балет
    2000 — «Жизель» А. Адана — Королевский Шведский балет
    2000 — «Баядерка» Л. Минкуса — Муниципальный театр Рио-де-Жанейро
    2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Муниципальный театр Рио-де-Жанейро
    2002 — «Баядерка» Л. Минкуса — Гамбургский балет
    2003 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Лондонский Королевский балет
    2003 — Гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса — Сан-Франциско Балет
    2004 — «Баядерка» Л. Минкуса — Театр Вельки, Варшава
    2005 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Пермский театр оперы и балета
    2007 — «Баядерка» Л. Минкуса — Нидерландский Национальный балет
    2007 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный балет Китая, Пекин
    2008 — «Баядерка» Л. Минкуса — Корелла Балет
    2009 — «Баядерка» Л. Минкуса — Токио Балет
    2013 — «Баядерка» Л. Минкуса — Национальная опера Украины, Киев.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Баядерка

На мой взгляд, лучше сравнивать одинаковые по сюжету версии, т.к.  теперь, когда многое открылось, просто  не могу "усечёнку" сравнивать с полной версией. Для меня всегда полная версия будет лучше советской. Ведь смысл тоже должен быть. Я вспоминаю, как на одной из своих лекций, посвящённых Баядерке, Цискаридзе сказал, что не понимает, почему Золотой божок появляется в конце, что это бессмысленно. А по-моему, у всех, кто его в конец поставил, было правильное представление, и Малахов объяснил. И Божка-то придумал Зубковский для себя. А Макарова и Малахов переосмыслили. Правда, у Вихарева, кажется, он появляется в танцах, как было принято в советское время. Во всяком случае, если он выходит в конце, тоже логично.

Дорогой Privet, а Вы в Вене разве не видели Малаховскую Баядерку?
Вот будете смеяться. Я ведь смотрела, кажется,  в 2002 году в Берлине Малаховскую версию, но только очень хорошо помню, что Божок появлялся в конце.  Так что с помятью ку-ку, помню не всё. Да и тогда ещё у меня только появился интернет, ещё не было форумов, столько версий посмотреть было нельзя. Ведь чем больше смотришь, больше помнишь. Но вот что странно, меня почему-то не поразила концовка. Может, тогда в Берлине Малахов сделал "усечённый" вариант и заканчивалось тенями? Даже стыдно, что этого не помню. Цирк, да и только.

Отредактировано Prima (07-08-2015 21:15:36)

+1

28

Нет, Вихарев остался верен оригиналу - у него Божка нет.

0

29

Konrad написал(а):

Нет, Вихарев остался верен оригиналу - у него Божка нет.

Дорогой Konrad, у меня сохранилась программка премьеры. Золотой божок появляется, как было и раньше, а не в конце. И в этой редакции это была не помоловка, а праздник в честь идола Бадрината. Я отсканирую эту программку и помещу в раздел Балетов в Баядерку. И содержание тоже. Надеюсь, что у меня получится. И в этом же разделе выложена версия Вихарева в 4-х частях, можно посмотреть. Впрочем, если Вы видели не премьеру и утверждаете это, то, возможно, они потом Божка убрали.

Отредактировано Prima (08-08-2015 03:18:40)

0

30

Да-да: убрали после премьеры. Был только один раз. А потом пошла такая критика, что реставратор вспохватился и вернулся к первоисточнику, как и предполагалось - а что тогда, спрашивается, было огород городить, если такие танцы оставлять?
Дорогая Prima!
Каюсь - по причине снобизма "Баядерка" в Вене отсмотрена не была.
Венская труппа представляла из себя до прихода Мануэля Легри такое печальное зрелище, что даже имя Малахова и некоторых приглашённых звёзд не могли заставить меня на них смотреть.
Слава богу - положение изменилось: некоторые "гадкие утята" типа Черевычко и той же Есиной выросли в хороших солистов. И новое поколение Легри набрал хорошее. Так что теперь мы их смотрим.
Да и сами мы повзрослели, поумнели, стали толерантнее.
Чтобы не старадать голословием - примеры того, как труппа танцевала в 2008 году.

P.S. Хотя это надо бы в тему Венского балета, ну да ладно, коль такой разговор.
Если Легри надумает сделать возобновление - пойдём. Но, думаю, если и надумает, то сделает редакцию Нуриева.

0