Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Балет ""Спящая красавица"

Сообщений 1 страница 30 из 80

1

Спящая красавица

Композитор
П. И. Чайковский
Автор либретто
Иван Всеволожский и Мариус Петипа
Источник сюжета
одноимённая сказка Шарля Перро
Хореограф
Мариус Петипа
Дирижёр-постановщик
Рикардо Дриго
Последующие редакции
Александр Горский, Константин Сергеев, Юрий Григорович
Количество действий
3
Год создания
1889
Первая постановка
1890
Место первой постановки
Мариинский театр

«Спящая красавица» — балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889, представлен публике в 1890.

До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Спящая красавица леса — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошел на сцене Парижской Оперы 27 апреля 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др.

Новая версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых шедевров балетного искусства.

Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и злая Карабос; принц Дезире.

Наиболее известный номер балета — вальс из I акта.Перечень номеров (в соответствии с клавиром П. И. Чайковского)

    Интродукция

Пролог

    Марш
    Сцена с танцами
    Pas de six

    Интродукция
    Адажио
    Фея искренности
    Фея цветущих колосьев
    Фея, рассыпающая хлебные крошки
    Фея — щебечущая канарейка
    Фея пылких, сильных страстей
    Фея Сирени
    Кода

    Финал

Действие первое

    Сцена
    Вальс
    Сцена
    Pas d’action

    Адажио
    Танец фрейлин и пажей
    Вариация Авроры
    Кода

    Финал

Действие второе

    Антракт и сцена
    Жмурки
    Сцена

    Танец Герцогинь
    Танец Баронесс
    Танец Графинь
    Танец Маркиз

    Фарандола

    Сцена
    Танец

    Сцена
    Pas d’action

    Сцена Авроры и принца Дезире
    Вариация Авроры
    Кода

    Сцена
    Панорама
    Антракт
    Симфонический антракт (Сон) и сцена
    Финал

Действие третье

    Марш
    Полонез
    Pas de quatre

    Антре
    Фея золота
    Фея серебра
    Фея сапфиров
    Фея бриллиантов
    Кода

    Pas de caractere

    Кот в сапогах и Белая Кошечка

    Pas de quatre

    Сцена
    Золушка и принц Фортюне
    Синяя птица и принцесса Флорина
    Кода

    Pas de caractere

    Красная Шапочка и Волк
    Золушка и принц Фортюне

    Pas berrichon

    Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед
    Кода

    Pas de deux

    Интродукция
    Выход
    Адажио
    Принц Дезире
    Вариация Авроры
    Кода

    Сарабанда
    Финал
    Апофеоз

Дальнейшая судьба музыки

Уже в процессе работы над первой постановкой партитура П. И. Чайковского претерпела некоторые изменения. В авторской редакции исполнялась музыка пролога и первого действия балета. Во втором и третьем акте были сделаны отдельные пропуски и перестановки. В сюите танцев охотников, охотниц и крестьян купировался менуэт (примерно в начале XX века ситуация изменилась до наоборот — вместо существовавших ранее танцев исполнялся менуэт и завершающая сцену фарандола). Вариация Авроры в «Нереидах» шла на музыку вариации феи Золота из третьего акта (впоследствии ряд балетмейстеров возвращали оригинальную вариацию). Пропускался скрипичный антракт, предшествующий второй картине этого действия (в ряде постановок он восстановлен, в редакции Р. Нуреева использован для монолога принца Дезире перед появлением видения Авроры, известны также случаи, когда на эту музыку ставили адажио «Нереид»). В третьем действии сокращениям подвергся Pas de quatre фей драгоценных камней. Отсутствовала вариация феи Золота (звучавшая ранее в танце Авроры), была также купирована вариация феи Сапфиров. В окончательном виде Pas de quatre приобрел форму танца солистки (Бриллиант) в сопровождении трех танцовщиц. В антре танец тройки сменялся выходом солирующей феи. Затем шла вариация трех фей на музыку Серебра, сольная вариация Бриллианта и общая кода. Этот номер не исполнялся в авторской музыкальной редакции ни в одной из многочисленных постановок. Ближе всех к ней подошёл Р. Нуреев, вернувший вариацию Сапфира (исполняется танцовщиком, включенным также в Антре фей). Вариация Золота в редакции К. М. Сергеева включена в партию феи Сирени (с хореографией, поставленной Петипа для Авроры) и исполняется перед ансамблем Драгоценностей, хотя большинство балетмейстеров не делает такой перестановки даже если в «Нереидах» используется специально написанная Чайковским музыка соло. В Pas de deux главных героев на музыку Антре исполнялся танец фей Золота и Серебра (по некоторым свидетельствам, с участием неких «пажей» — однозначной информации о том, были ли это воспитанники или взрослые танцовщики нет).

На императорской сцене спектакль претерпевал постепенные изменения, установить точную последовательность которых можно из афиш. Почти сразу после премьеры из третьего акта выпала медленная Сарабанда, предшествующая финальной мазурке. К началу XX века были произведены указанные выше перемены в сцене охоты, пролог недосчитывался вариации феи Сирени. К 20-м годам XX века купированию подвергся большой объём оригинальной хореографии: в Прологе сокращался выход Карабос, в первом акте — сцена вязальщиц и некоторые фрагменты финала, во втором — танцы на охоте.

В 1922—23 годах Ф. Лопухов поставил перед собой задачу объективно воспроизвести постановку М. И. Петипа, насколько можно более полно восстановив её хореографическую и музыкальную драматургию. Однако в процессе работы он допустил ряд изменений, тем самым положив начало широкой практике пересмотра музыкальной стороны спектакля.

Сегодня почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию «Спящей красавицы», создает и новый вариант её партитуры.
Постановки
Премьера

    03.01.1890 — Мариинский театр, Петербург, балетмейстер М.Петипа, художники Г. Левот, И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M. И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дирижёр Р. Е. Дриго; Аврора — К. Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — M. M. Петипа, Кот в сапогах — А. Ф. Бекефи.

Мариинский театр

    16.2.1914 — Мариинский театр, возобновление, балетмейстер H. Г. Сергеев (по Петипа), художник К. А. Коровин, дирижёр Р. Дриго.
    8.10.1922 — Петроградский театр оперы и балета, возобновление, балетмейстер Ф. В. Лопухов (по постановке Петипа), художники К. А. Коровин, П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров, Н. А. Клодт, дирижёр В. А. Дранишников; Аврора — Е. П. Гердт, Дезире — М. А. Дудко, фея Сирени — M.Ю. Пильц, фея Карабос — А. И. Чекрыгин.
    25.3.1952 — Театр им. Кирова, балетмейстер К. M. Сергеев (по Петипа), худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — Н. M. Дудинская, Дезире — К. М. Сергеев, фея Сирени — А. Я. Шелест, фея Карабос — Б. В. Шавров; спектакль экранизирован (1964).
    1989 — балетмейстеры К. M. Сергеев и Н. М. Дудинская (по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Дж. Э. Далгат.
    1999 - балетмейстер Сергей Вихарев, реконструкция спектакля Мариуса Петипа 1890 года.

Большой театр

    17.1.1899 — Большой театр (Москва), возобновление постановки М.Петипа в Мариинском театре, балетмейстер А. А. Горский, художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева, принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.
    24.5.1924 — Большой театр, балетмейстер В. Д. Тихомиров (по постановке Петипа), художник А. Ф. Гельцер, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — Е. В. Гельцер, Дезире — В. Д. Тихомиров, фея Сирени — M. В. Васильева, фея Карабос — В. А. Рябцев.
    20.3.1936 — балетмейстеры А. M. Мессерер, А. И. Чекрыгин, режиссёр Б. А. Мордвинов, художник И. M. Рабинович, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — M. Т. Семёнова, Дезире — В. Д. Голубин, фея Сирени — Г. П. Петрова, фея Карабос — Г. А. Лерхе.

    9.4.1952 — балетмейстер M. M. Габович, А. M. Мессерер, художники M. Оболенский (декорации), Л. Н. Силич (костюмы), дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — О. В. Лепешинская, Дезире — В. А. Преображенский, фея Сирени — Л. К. Черкасова, фея Карабос — Е. С. Ванке.

    7.12.1963 — балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая композиция и редакция по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — M. M. Плисецкая, Дезире — Н. Б. Фадеечев, фея Сирени — Р. К. Карельская, фея Карабос — Е. А. Холина, Принцесса Флорина — Е. С. Максимова, Голубая птица — В. В. Васильев.

    31.5.1973 — балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая редакция по постановке Петипа), художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр А. А. Копылов; Аврора — Е. С. Максимова, Дезире — В. В. Васильев; фея Сирени — М. К. Леонова, фея Карабос — В. А. Левашёв.

18 ноября 2011 года — новая хореографическая редакция в двух действиях

Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, дирижёр-постановщик Василий Синайский.

Действующие лица

    Принцесса Аврора — Светлана Захарова, (затем Нина Капцова, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова)
    Принц Дезире — Дэвид Холберг, (затем Александр Волчков, Николай Цискаридзе, Семён Чудин, Артём Овчаренко, Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов)
    Злая Фея Карабос — Алексей Лопаревич, (затем Игорь Цвирко)
    Фея Сирени — Мария Аллаш, (затем Екатерина Шипулина, Ольга Смирнова)
    Белая кошечка — Юлия Лунькина, (затем Виктория Литвинова, Мария Прорвич)
    Кот в сапогах — Игорь Цвирко, (затем Александр Смольянинов, Алексей Матрахов)
    Принцесса Флорина — Нина Капцова, (затем Дарья Хохлова, Анастасия Сташкевич, Чинара Ализаде, Кристина Кретова)
    Голубая птица — Артём Овчаренко, (затем Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин)
    Красная шапочка — Анастасия Сташкевич, (затем Ксения Пчёлкина, Мария Мишина)
    Серый волк — Алексей Корягин, (затем Антон Савичев, Александр Воробьев)
    Золушка — Дарья Хохлова, (затем Ксения Керн, Анна Тихомирова)
    Принц Фортюне — Карим Абдуллин, (затем Клим Ефимов, Артём Беляков)

Ленинградский театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского — Михайловский театр

11 ноября 1995 года — премьера

Художественный руководитель постановки Николай Боярчиков (использована хореография Мариуса Петипа в редакции Фёдора Лопухова, Константина Сергеева, Петра Гусева), художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по костюмам Ирина Пресс, музыкальный руководитель и дирижёр Андрей Аниханов

Действующие лица

    Принцесса Аврора — Регина Кузьмичёва, (затем Ольга Шестакова)
    Принц Дезире — Юрий Петухов, (затем Сергей Басалаев)
    Фея Сирени — Галина Ларичева
    Фея Карабос — Геннадий Судаков

16 декабря 2011 года — новая постановка

Балет в трёх актах с прологом, либретто Начо Дуато по сценарию Ивана Всеволожского, балетмейстер-постановщик Начо Дуато, художник-постановщик Ангелина Атлагич, художник по свету Брэд Филдс, дирижёр Валерий Овсяников

Действующие лица

    Принцесса Аврора — Ирина Перрен, (затем Светлана Захарова, Наталья Осипова)
    Принц Дезире — Леонид Сарафанов, (затем Иван Васильев)
    Фея Сирени — Екатерина Борченко
    Фея Карабос — Ришат Юлбарисов
    Принцесса Флорина — Сабина Яппарова
    Голубая птица — Николай Корыпаев

Другие постановки

Саратов (1941, балетмейстер К. И. Сальникова; 1962, балетмейстер В. Т. Адашевский), Свердловск (1952, балетмейстер M. Л. Сатуновский; 1966, балетмейстер С. М. Тулубьева; 1989, редакция К. М. Сергеева, балетмейстер Т. Соболева), Новосибирск (1952, балетмейстеры В. И. Вайнонен; 1967, балетмейстеры К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская; 1987, балетмейстер Г. Т. Комлева), Горький (1953, балетмейстер Г. И. Язвинский; 1973, балетмейстер Ю. Я. Дружинин), Пермь (1953, балетмейстер Ю. П. Ковалёв; 1968, балетмейстер Н. С. Маркарьянц), Куйбышев (1955, балетмейстер Н. В. Данилова; 1970, балетмейстер Э. X. Танн, 1977, возобновление И. А. Чернышёв), Воронеж (1983, балетмейстер К. М. Тер-Степанова), Самара (2011, балетмейстер Г. Т. Комлева).

0

2

Алла Сизова, Юрий Соловьев, Ирина Баженова, Наталья Дудинская, Ольга Заботкина, Наталья Макарова, Екатерина Максимова.

0

3

Чудесный балет :shine:

Отредактировано Анна (27-05-2014 12:01:38)

0

4

Редакция Константина Сергеева.
Главный хореограф и художественный руководитель Олег Виноградов.
Принцесса - Лариса Лежнина.
Принц - Фарух Рузиматов.
Кировский балет.

0

5

Choreographers: Rudolf Nureyev Choreography and staging after Marius Petipa 
Execute: La Princesse Aurore - Myriam Ould Braham
Le Prince Désiré - Mathias Heymann

0

6

http://www.latimes.com/entertainment/ar … tml#page=1

By SUSAN REITER Entertainment

Russian ballet tradition hits a new level in @ABTBallet's 'Sleeping Beauty,' to be unveiled @SegerstromArts
'I thought we should get really daring for our [75th] anniversary,' says ABT's McKenzie of 'Sleeping Beauty'
As a late-afternoon rehearsal in a vast studio at American Ballet Theatre's Manhattan headquarters got underway, a studious-looking man held a notebook and addressed the assembled dancers.

"Good evening. We're going to try to space the nymphs, Aurora, the Prince and the Lilac Fairy," he said.

Alexei Ratmansky, the company's artist in residence since 2009, was in the early stages of his most ambitious undertaking yet for ABT — an elaborate new production of "The Sleeping Beauty" that will be unveiled Tuesday at the Segerstrom Center for the Arts, the first of eight performances featuring five casts in the two leading roles.

Over the past decade, Ratmansky, 46, has rapidly earned a reputation as one of the most inventive, sophisticated and prolific ballet choreographers of our time. He also has a deep respect for and love of ballet history — particularly from his native Russia — and has often created productions based on earlier, forgotten works.

But his immersion in the vast Russian ballet tradition reaches a new level with this "Sleeping Beauty." This production is not an occasion for him to express his bold originality as is the case with his "Nutcracker" that ABT will bring to the Segerstrom in December.

Rather, his approach to "Sleeping Beauty" is to re-create as closely as possible the 1890 choreography by Marius Petipa, often referred to as the father of classical ballet.

During the late 1800s, Vladimir Stepanov, a dancer in the Imperial Ballet, developed and published a system for notating ballet choreography that drew on principles of musical notation. In 1905, "The Sleeping Beauty" was notated using this system, by a team that included Nicholas Sergeyev, the company's régisseur. He brought that notated score and about 20 others with him when he left Russia after the 1917 Revolution for a career in the West.

Ratmansky and his wife, Tatiana, a former dancer and his assistant on the production, have learned to read the Stepanov notation. The notebook that he consulted in the ABT rehearsal was filled with the intricate tiny symbols of the ballet's notated score.

The company performed its first full-length "Sleeping Beauty" in 1976, a British-influenced production staged by Mary Skeaping. Two more have followed: one staged by Kenneth Macmillan in 1987, then a 2007 collaboration among Kevin McKenzie, Gelsey Kirkland and Michael Chernov. Given the expense and time investment required for such a large production, one wouldn't have expected another "Beauty" this soon.

But McKenzie, ABT's artistic director since 1992, was looking for a way to make a strong statement to mark this 75th-anniversary year.

I thought we should get really daring for our anniversary ... 'Sleeping Beauty' came to mind. There was always something imperfect about it. I just wish we could get it right.
- Kevin McKenzie, artistic director of American Ballet Theatre
"I thought we should get really daring for our anniversary," he said by phone. "I was trying to identify a ballet for which ABT has had either near-misses or couldn't really claim as its own and unique. 'Sleeping Beauty' came to mind. There was always something imperfect about it. I just wish we could get it right."

When he learned of Ratmansky's long-standing interest in staging the ballet from the Stepanov notation, the wheels for ABT's fourth "Beauty" production were set in motion. It is having its world premiere at Segerstrom because the company was offered a full week in the theater to work on it. "Segerstrom made the theater available for the entire week, which is unheard-of. We rarely get that kind of luxury," McKenzie said.

cComments
Got something to say? Start the conversation and be the first to comment.
ADD A COMMENT
0

Post-rehearsal in ABT's conference room, Ratmansky said he considers "The Sleeping Beauty" "the highest achievement of Russian classical ballet." He had long envisioned creating his own production, all the more so after the Kirov (now Mariinsky) Ballet's 1999 production based on those early notations.

"It was a huge inspiration," he said. "I felt it didn't work 100%, but it opened the door that this notation can be used, and there is a lot of information that could bring back the original steps."

So when the opportunity arose at ABT, he knew from the start that his role was to honor Petipa — and to a greater extent than most versions of the ballet, which usually are credited as "after Petipa" and incorporate significant sections that have been passed down through generations.

"My idea is not to change things but to stay with what was written," he explained. "This is Petipa's choreography. I want to do as little as possible of my own."

L.A. Ballet rounds out Tchaikovsky trilogy with 'The Sleeping Beauty'
L.A. Ballet rounds out Tchaikovsky trilogy with 'The Sleeping Beauty'
Once he added to his already impressive knowledge of ballet history by learning to read the notated choreography (in the Harvard Theatre Collection, along with other related materials), he felt ready to approach the revered ballet.

"It all makes sense," he said of the tiny, extremely detailed notations. "If something doesn't, then you probably don't understand it. You need to look back at it and reconsider. When you change, it looks wrong — then when you find out what it is, then everything falls into place. It's like a puzzle, or deciphering a lost language."

So what will audiences see, and how different will it be from other versions of "Sleeping Beauty"? They will see familiar passages performed with unfamiliar stylistic approach and often, a different attack than they are used to.

"Some of it is very close. But it's all different in details — timing, some positions," Ratmansky said.

"Technically, it's very different. Certain steps are done on demi-pointe, not on full pointe. All the pirouettes are in low passé, not high passé. Everything is very clear — the height of the leg, where it's bent — and all of the angles, all the directions, and front or back. It's very difficult to do. I just talked to Diana [Vishneva, the opening-night Aurora] before the rehearsal, and she said her muscles are painful — it's so different and so difficult."

McKenzie has been fascinated by what he's seen in the rehearsals: "He's literally delving into the mind and soul of Petipa. When I look at some of this choreography, it's so beautiful that I'm stunned. How did we get from this to what we know now?"

Ratmansky has had a similar reaction as he discovered how the choreography evolved from "then" to "now." "All the changes, I feel, went from sophisticated and complex to simple," he said. "From the graceful to the pushy and athletic. From feminine to unisex. It's not progress, it's just changing the style."

For Gillian Murphy, who will dance Aurora on Wednesday, "The interesting challenge is to bring the contemporary knowledge that we have, that's been handed down through generations — and the evolution that we've had as dancers over that time — to make that material come to life in a way that honors the original intention. But also I think our modern use of footwork and port de bras will only enrich and enhance the original intention of Petipa."

Her partner, James Whiteside, observed that the choreographer "is trying to instill the same dynamic and attack and musicality that he would for something he was choreographing from scratch. Alexei always tries to give us motivations. He's very open to listening to what we have to say. It's definitely collaborative."

Adding another layer of historical reference are the elaborate, exquisitely detailed costume and set designs by Richard Hudson, who has worked on several Ratmansky ballets, including "The Nutcracker." His designs are inspired by those by Leon Bakst for the historic 1921 "Sleeping Princess" performed by Serge Diaghilev's Ballets Russes in London.


"I haven't copied anything, but I studied the 1921 production very carefully and used it as inspiration," the British designer said recently by phone. "Alexei wanted me to give this production the same kind of decorative opulence that Bakst's production for Ballets Russes had." This has meant designing nearly 400 costumes, making this the largest ballet production on which he has worked.

Hudson was able to view some of the 1921 costumes and set designs at the Victoria & Albert Museum and the Museum of London. But while he has drawn on what Bakst (designer for many landmark Diaghilev ballets) created, Hudson had the freedom to make his own choices about colors and other details — and has filled in with his own invention when no documentation existed, as in the set for the Hunt Scene.

"The tutus are not traditional 'Sleeping Beauty' tutus; they're much more romantic and have slightly longer skirts — though I've made them shorter than they were in 1921. They're about knee-length. They have a much softer silhouette," he said.

He has been kept busy supervising workshops in both Italy — where the sets, backcloths, hats, masks and wigs were constructed — and New York, where most of the costumes, tiaras and jewelry were made.

They will all find their way to California as all the elements, collaborators and performers come together for a production that reverently salutes the past while pointing the company toward its future.

0

7

http://www.paballet.org/sites/default/files/media-gallery/6-SleepingBeauty-Gallery_Largest_816x450.jpg

+1

8

http://www.nytimes.com/2015/03/01/arts/ … .html?_r=0

A 1999 production by the Mariinsky Ballet sought to recreate the 1890 production, relying in part on Stepanov notation, and ran almost four hours. Mr. Ratmansky’s version will be shorter and will include a number of steps that were added later — including the breathtaking fish dives — so it will better fit with the 1921-inspired sets and costumes. “It’s a very interesting counterbalancing of these different styles,” he said

0

9

Richard Hudson’s costume designs for ABT’s Sleeping Beauty – based on work by Léon Bakst for Ballets Russes in 1921. Photograph: American Ballet Theatre

http://se.uploads.ru/t/Z2nyB.jpg

Отредактировано Konrad (04-03-2015 09:56:43)

0

10

Диана Вишнева

0

11

http://www.ocregister.com/articles/beau … ansky.html

Like all good fairytales, the visual stylings of this production mix all manner of beauty: Beaux Arts architecture, Hudson River school landscapes, and great pops of art nouveau geometry, like a suspension of swollen lilac buds to signify the descent of the 100-year slumber. Bakst’s colors and patterns launched Hudson into an orgiastic exploration of costume material and color and court style: certainly some of the most breathtaking tutus to grace a dance stage, the outfits feature every manner of material and embellishment (lamé, satin, brocade, braids, feathers, gilding, crowns, turbans – the list is endless).

Equally inspired by Bakst, Ratmansky chose to include some expendable, but loveable walk-through characters from the 1921 production (Mandarin, Porcelain Princesses, Scheherazade, Shah and his Brother) based on the vividness of their costume designs.

0

12

Леон Бакст. «Спящая красавица»

Это было давно. Прошло более двадцати пяти лет с того события, о котором я повествую. Я был еще безусым, но я уже обожал театр.

Генеральная репетиция долгожданного балета Чайковского «Спящая красавица» пришлась на темный и холодный ноябрьский день1. Но когда ты очень молод, что значит погода? В особенности, если имеешь в кармане билет, полученный по протекции почтенного и старшего друга, главного режиссера императорской оперы.

По этикету полагалось раньше, чем пройти в уже кишащий зрительный зал, зайти в кабинет режиссера2, где он — настоящий паша со своей белой бородой Мафусаила и с персидской ермолкой на голове,— курил и пил свой вечный стакан чая в этом клубе звезд пения и танца. Все любили болтать в этой большой комнате!

Это посещение сохранилось в моей памяти на всю жизнь. Сняв калоши и стряхнув снег с мехового воротника, я остановился в смущении... Смею ли я войти? В глубине просторной комнаты, украшенной персидскими коврами, сквозь толпу балерин в нарядных пачках, я видел два силуэта, составлявших центр, и по тому, как почтительно обращались к ним артисты, я понял, что это «персоны».

Один из них был большой, с сутулой спиной, с орлиным носом, с ласковой и лукавой улыбкой, со звездой Владимира на левой стороне груди голубого мундира директора императорских театров3.

«Значит, в театре кто-то из царской семьи»,— подумал я (действительно, император Александр III был тут). Второй господин был ниже ростом, волосы и борода белые, лицо очень розовое, приветливое и застенчивое. Он явно нервничал и заметно делал усилия, чтобы овладеть собой.

Кто это? Я старался встретиться взглядом с моим старшим другом, который, наконец, заметил меня, затертого в море пенящихся пачек...

— Левушка, иди-ка, я представлю тебя нашей славе, нашей гордости — Петру Ильичу Чайковскому!

Красный от волнения, в своем мундире школы живописи, очень маленький, но в белых перчатках,— казавшихся мне такими шикарными,— рыжий, коротко остриженный,— я казался, вероятно, смешным. Храбро вырвавшись из своего приятного заключения, не сморгнув, я первый протянул руку знаменитому композитору.

— Вот,— продолжал старый режиссер среди общих улыбок,— этот малыш обожает театр и рисует уже эскизы. На днях, рассказывая за чашкой чая у друзей о вашей «Красавице», он импровизировал декорации по своему вкусу... Где же они? — И он тщетно рылся в ящике своего стола.

— Я нахожу музыку «Спящей красавицы» хорошей! — вскричал я прерывающимся от волнения голосом среди общего изумления, скоро сменившегося диким хохотом.

— А! Вы уже знакомы с моим балетом? — удивился Чайковский, продолжая смеяться, и его вопросительный взгляд остановился на патриархальной бороде режиссера...

Незабываемый день! В течение трех часов я жил в волшебном сне, опьяненный феями и принцессами, роскошными, отливающими золотом дворцами, очарованием сказки... Все мое существо как бы вторило этим ритмам, этому лучезарному и свежему потоку прекрасных, уже близких, мелодий... В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось.
http://www.tchaikov.ru/memuar122.html

0

13

Nureev
Aurelie Dupont, Manuel Legris

0

14

На совершенно замечательном сайте Министерства культуры РФ имеется "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича 1963 года. Тогда он ещё не был главным балетмейстрером БТ.
Запись просто уникальная по множеству параметров:
- танцуют на в БТ, а в КДС
- в роли Авроры потрясающая Нина Сорокина, записей с которой так мало, а имя постоянно уходит в тень на фоне других, более громких имён; а между тем и её техника, и ёе артистизм просто зашкаливают - 1963 год!
- в роли Дезире - Николай Фадеечев; но в третьем акте он как-то от себя самого очень отличается;
- королева поставлена на пуанты;
- Карабос - на пуантах и роль женская;
- "Голубую птицу" танцует кто-то, далее не обозначенный, но явно знаменитый, судя по приёму публики; танцуют весьма неординарно;
- костюмы и декорации Симона Вирсаладзе выполнены в минималистко-авангардистком стиле; создают атмосферу светлой старинной сказки;
- оркестр играет в таком темпе, какого теперь уже не услышишь.
Жаль, что не обозначены многие прекрасные исполнительницы Фей, в том числе и Фея сирени, и Фея Виолант., и Канарейка.
В книге "Энциклопедия Екатерины Максимовой" есть фотография Екатерины Сергеевны и Владимира Викторовича в па-де-де Голубой птицы как раз из этой постановки 1963 года. Но в данной записи танцуют явно не они. Жаль.
Очень рекомендую всем посмотреть в предверии грядущих событий в Милане.
А ещё мне показалось, что в идущей сейчас в Кремлёвском балете версии Андрея Петрова есть отголоски этого старого спектакля Григоровича.

http://www.culture.ru/movies/1938

0

15

Да, связи, конечно, вещь незаменимая.
Поэтому поблагодарим экспертов Смондырёва за предоставленный список артистов, танцующих в данном спектакле, да (хотя у нас на ЮТ почти всех правильно определила дорогая Helge)

Аврора – Нина Сорокина
Дезире - Владимир Тихонов
Сирень - Елена Рябинкина
Карабос - Марина Колпакчи
Феи Пролога: 1 - Голикова, 2 - Нина Федорова, 3 - Татьяна Попко, 4 - Наталья Седых, 5 - ?
Король - Василий Смольцов (мл.)
Королева - Алла Богуславская
Каталабют - Александр Лавренюк
4 кавалера в Адажио 1 акта: Борис Грошиков, Андрей Кондратов, Владимир Никитин, Владимир Романенко

Камни в последнем акте: Бриллиант - Наталия Филиппова, па-де-труа: Ирина Возианова, Ирина Холина и ???

Флорина - Людмила Богомолова
Голубая птица - Владимир Никонов
Белая Кошечка и Кот в сапогах – в этой записи номер пропущен, в общей коде лиц не видно
Красная Шапочка - Любовь Серова
Волк - неясно, ибо в маске (возможно, Анатолий Симачев или Герман Ситников)
Золушка - Елена Черкасская
Принц Фортюне – Валерий Лагунов

0

16

Thank you, JB!

0

17

Lauren Cuthbertson, Sergej Polunin, 2011

Отредактировано bird (11-10-2015 00:45:31)

0

18

Ulyana Lopatkina & Svetlana Zakharova in Sleeping Beauty (Kirov)

+2

19

Дорогой Конрад, большое спасибо за редкое видео!

Как они обе узнаваемы, несмотря на неважное качество записи. Загадочность и сокровенная жизнь души у одной, изысканность и кокетливое самолюбование другой. Чистота и абсолютная магия Лопаткиной, совершенная красота линий Захаровой. Что значит талант: 18 лет назад обе были уже неотразимы и имели свой стиль.  :)

0

20

Now & Then - Sleeping Beauty Prince variation - 11 solos - Fullington, Ratmansky, Baryshnikov, ...

0

21

От того же автора очень интересный монтаж о поддержках в свадебном ПДД.

The choreo for the Sleeping Beauty PDD pdd segment before the fishdives comes in several persuations: The notated version and RB have the lifts (but with different position for the legs), Russian productions usually have développés, and the POB also has the développés. But in the 70's(?) there was a short-lived version with the "shoulder sit". In the montage I've included the three "shoulder sit" recs I know of (the first is the complete pdd, the other two excerpts); the next three excerpts are lifts (notated version and two RB versions); and the last is the oldest Russian perf with développés. UPDATE: The 1964 isn't the oldest Russian perf with développés, there is another one from 1963. Thanks to passionballet.topf.ru for the link.

Shoulder sit:
1970? Sabirova/Vilen Galstyan? or Muzaffar Burkhanov? (thanks to passionballet.topf.ru) https://www.youtube.com/watch?v=MzsPG...
1970? Maximova/Vasiliev (Bolshoi) https://www.youtube.com/watch?v=Dt17d...
1981 Makarova/Baryshnikov (Kirov/ABT) https://www.youtube.com/watch?v=1yedt...

Lifts:
Notated version (Fullington)
1955 Fonteyn/Somes (RB) https://www.youtube.com/watch?v=3veh2...
1959 Fonteyn/Somes (RB) https://www.youtube.com/watch?v=YJmf0...

Développés:
1964 Sizova/Soloviev (Kirov) https://www.youtube.com/watch?v=JSCYO...

0

22

post 80.
ABT Ratmansky SB Rose Adagio/ Variation

Диана Вишнева

0

23

К посту 18.
Дорогой Konrad, не знаете ли, кто Голубая Птица с Захаровой?

0

24

Prima написал(а):

К посту 18.
Дорогой Konrad, не знаете ли, кто Голубая Птица с Захаровой?


Думаю, это Никита Щеглов.

0

25

Konrad написал(а):

Prima написал(а):

    К посту 18.
    Дорогой Konrad, не знаете ли, кто Голубая Птица с Захаровой?

Думаю, это Никита Щеглов.

Дорогой Konrad, спасибо, Вы абсолютно правы. Я нашла ещё его Голубую Птицу с Вероникой Ивановой:

0

26

В Дрездене Флорине назначили двух Голубых птиц

Choreography by Aaron S. Watkin after Marius Petipa
Music: Ludwig Minkus (Staatskapelle Dresden)  :dontknow:

Dancers: Elena Karpuhina, Julian Lacey, Skyler Maxey-Wert

+1

27

И ещё несколько отрывков из балета Людвига Минкуса - он же Пётр Ильич Чайковский - в постановке Дрезденской Земпероперы.

Известная нам вариация Феи Сирени

Sangeun Lee

Неизвестная вариация неизвестного первого кавалера на неизвестную лично мне музыку ( а может, конечно, забытую под аккомпанимент неизвестной хореографии)

Thomas Bieszka

Адажио из свадебного па-де-де.

Melissa Hamilton, Denis Veginy


and some more about ....

https://www.semperoper.de/en/whats-on/s … 54849.html

0

28

Дорогой PRIVET, они это в афише написали про музыку Минкуса? Возможно, опечатка?
Оформление мне понравилось. И Фея Сирени тоже. А вот зачем две Голубые Птицы?..
Правда, я всё внимательно не посмотрела, только кусочки.

0

29

Prima написал(а):

Дорогой PRIVET, они это в афише написали про музыку Минкуса? Возможно, опечатка?
Оформление мне понравилось. И Фея Сирени тоже. А вот зачем две Голубые Птицы?..
Правда, я всё внимательно не посмотрела, только кусочки.


Это они на ЮТ в комментариях к видео написали.
Мы их там уже запросили, не шутка ли это. Надеюсь, исправят. :flag:
А зачем им две Голубые птицы, мне понять не удалось. Думаю, может, для оригинальности. А если быть особо злыми, то можно сказать, что один не справляется.  :jumping:
Мне тоже понравилось и оформление, и костюмы. Они перенесли действие в эпоху Генриха Саксонского.

0

30

К посту 2 ув.Анны.
К сожалению, заметила только сейчас, как говорится, не прошло и двух лет.
В этом фильме Екатерина Максимова не снималась. Вы, видимо, ошиблись.
Фильм надолго сняли с экранов, т.к. здесь снимались Наталия Макарова в партии Принцессы Флорины и Валерий Панов в роли Голубой Птицы. Панов - один из выдающихся танцовщиков, но т.к. они с супругой Галиной Рагозиной подали заявление на выезд, его имя "забыли". Он работал во многих театрах мира, поставил собственные балеты, но о нём мало знают.
См.раздел об артистах балета.

+1