Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Don Quixote". Vienna State Ballet. 18.09.2015

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Венский балет открыл сезон - показательным образом тем же балетом, которым и закрыл: "Дон Кихотом" в редакции Рудольфа Нуриева.
На завершавшем сезон гала танцевалось первое действие "ДК". На открытии сезона - весь "ДК". С теми же протагонистами: Китри - Мария Яковлева, Базиль - Денис Черевычко, уличная танцовщица - Кетеван Папава, тореро - Роман Лацик.
Ну что сказать об этой постановке? Одно слово - Нуриев во всей своей красе. Он же не такой, как все. Он не может просто радоваться жизни, её краскам, её темпам, её гармонии. Он считает, что может осчастливить человечество "нырками в подсознание". Даже там, где нырять незачем. И что это кто-то решил повеселиться на балете "ДК"? Нечего тут расслабляться! Дон Кихот как раз при смерти и достопочтенная публика присутствует при его последних галлюцинациях. В которых ему является Китри-Дульчинея в образе Жизели под вуалью. А сопровождают её некие летучие мыши, подобные тем, что в нуриeвском "Щелкунчике". Так начинается пролог.
Ну а потом происходят известные всем балетные события, но в трактовке господина Нуриева.
Вот выходная вариация Базиля: с непрерывными дрыганиями в дегаже, "лягушачьями" прыжками, которыe станут лейтмотивом данной хореографии, маленькими рон-де-жамбами, которые также будут преследовать нас весь спектакль, и в окружении многочисленных мальчиков, которые лично у меня сразу пробуждают вопрос. "А при чём здесь Китри?"

А вот начисто лишённые своей мачистcкой крови тореодоры.

И абсолютно непонятно, чего это уличная танцовщица так вокруг него вьётся? Ему бы со своей вероникой совладать.

А вот так в данном действе появляется "рыцарь печального образа": ни тебе лошадки, ни тебе ослика. Защитники животных могут спать спокойно. Хотя недалеко от Венской оперы имеет место быть Испанская школа верховой езды. И там есть прекрасные белые кони. Хорошо выдрессированные, а некоторые в предпенсионном образе. Но Европа есть Европа. Итак, его в.... Дон Кихот.

Совместный выход Китри и Базиля. Китри хронически за ним не поспевает.

Ну а здесь в па-де-де героев вставлен известный всем па-де-сис. В конце которого Базиль получает подножку от Китри. Смешно. И Гамаш смешной. Особенно в костюме данной постановки.

"Лягушачья" вариация Базиля под музыку, вставленную Ланчбери. Собачий лай, видимо, выразил возмущение четвероногогo друга грязным приземлением господина Черевычко (собачка - русский террьер - ходит на все трансляции со своим хозяином и, видимо, поднаторела в балете).

Против вариации Китри с кастаньетами хореограф Нуриев оказался бессилен. Впрочем, как и венская прима Мария Яковлева: она не успела за музыкой, перестала передвигаться вдоль ряда тореодоров и закончила вариацию нe в левой кулисе, как положено, а посередине торреровского ряда. Что, тем не менее, не помешала взреветь венской клаке.

В начале второго акта господина Нуриева одолела тоска по "Баядерке". И он осчастливил балетоманов выходным дуэтом Никии и Солора в исполнении Китри и Базиля. Да, чуднОе вышло зрелище. Особеннo у данных исполнителей. В отличие от грандиозных Осиповoй-Сарафанова, сумевших и в данной хореографии пропеть музыку, у наших героев вышла некая пародия - не знаю, правда, на что.

А после сражения Дон Кихота с мельницами нас опять отправляют в его подсознание, предварительно заставив его покрутиться среди рваных зонтиков (и откуда только эти зонтики взялись - ух не из Эштоновской ли "Тщетной", где с зонтиком ходил Алан, а у Нуриева - Гамаш. И это его уже рваный зонтик преследует бедного рыцаря) и жутких существ с клетками на головах. Ну а после зонтиков вновь, как в прологе, появляется Китри-Дульчинея-Жизель - Сильфида в погребальной вуали. И, полетав в темноте, подобно гоголевской Панночке, становится она одновременно Мэджью и Джеймсом, опутывая рыцаря волшебным шарфом, как Джеймс Сильфиду. И несчастный потом так и ходит в своём сне  в этой нелепой "бабкиной" обмотке.

Именно в таком виде он и попадает в царство дриад под предводительством примы Ольги Есиной.
Её явление было поистине королевским. Что несколько примирило нас с самими дриадами, неумолимо напомнившими о нуриевских же кладбищенсих снежинках из "Щелкунчика". И костюмами, и сценографией.

Па-де-де в трактире Нуриев благородно поделил между Китри-Базилем и Эспадой-подружкой. Высокие поддержки достались эспаде. А пасторальные рыбки - Базилю. Не любил наш гений тягать балерин наверх.

И поэтому и свадебное па-де-де обходится без единой верхней поддержки. А вариации почти традиционные.

Не считая, конечно, застывших арабесков Базиля и всё тех же неизменных вычурных и манерных рон-де-жамбов.

Финальное пиршество разворачивается по неизвестным причинам на фоне цыганских кибиток. Танцуется при этом некая смесь фламенко, хоты и далее неопознанных испанских народных танцев. Со вставками всё тех же неизменных дегаже, рон-де-жамбов и т.п.

В заключении хочется поблагодарить руководство Венской оперы за трансляции на внешний экран: очень хороший вариант для тёплого времени года. А также на случай, подобный данному, когда жаль тратить деньги, а увидеть всё же хочется.
Перед началом трансляции зрителей приветствуют постоянные Пласидо Доминго, Элина Гаранча, Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко.
Приветствие последней настолько вульгарно, что предтставляет собой уже особую "антихудожественную" ценность.
Поэтому мы её здесь увековечим.

И последнее: даже этот спектакль можно танцевать на радость зрителю. Тех, кто хочет порадоваться, прошу пройти в тему "Дон Кихот" и посмотреть запись из Ла Скала с Натальей Осиповой и Леонидом Сарафановым.

0

2

Hallo PRIVET,
es war - wie immer - ein unvergesslicher Abend :)
Danke für den tollen Bericht!

0

3

Дорогой PRIVET, большое спасибо. Очень хорошо, что Вы не пошли в театр, т.к. можно снимать  было, сколько хочешь, и получился прекрасный репортаж.
Вот мне, прежде всего, не понятно, зачем Нуреев во многом изменил музыку. Хотя, конечно, в ДК за всю историю было полно вставок  других композиторов, например, в Большом. А здесь он просто изменил во многих местах музыку Минкуса. Сделал "похожей", но другой. Музыка в ДК очень танцевальная, красивая, а он сорегинальничал, и неудачно.
А в хореографии он всё сделал на себя. Мне кажется, что это имеет право быть, просто Китри очень неудачная. Если это всё исполнить классно (как я поняла, в Скале - эта же редакция, но я ещё не смотрела), этот вариант можно акцептировать. Ну хотелось Нурику себя выделить. Мне кажется, что здесь хореография создана под влиянием Сильфиды Бурнонвиля, очень напоминает. Тут явно мужской танец преобладает.
В каком-то интервью Цискаридзе сказал, что не танцевал в ДК, т.к. есть другие танцовщики, которые это делают лучше него, но  если бы станцевал, то только в редакции Нуреева. Мне бы очень хотелось выяснить, почему. Или он считал, что для него хореогарфия более подходящая, или просто было бы не сравнить с другими, т.к. хореография другая.

0

4

Спасибо, дорогая Prima!
Почему господину Цискаридзе пришла в голову шальная мысль танцевать только нуриевского Базиля, для меня загадка.
Тем более в свете того, что его поклонники, да и он сам позиционирует себя как "антизападникa" (см. нашу дискуссию с трындычихой в "Заметках на полях").
На мой взгляд, эта версия хотя и позиционируется как торжество мужского танца, и Базиль танцует много, но сам по себе этот танец как раз лишён привычной для нас базилевской мужественности: одно отсутствие высоких поддержек (сохранены только три в па-де-де первого акта) чего стоит. Сам рисунок танца манерный и вычурный. Так что уж не знаю: то ли Цискаридзе уж очень хотелось танцевать в Париже, то ли ему близок такой подход к мужскому танцу, то ли он просто оригинальничал, забыв о своей глубокой приверженности ко всему русскому, то ли для него западное творчество беглеца Нуриева относится к русской школе, как и американец Баланчин. :dontknow:
Да, а музыка здесь в аранжировке Ланчбери, как и в макаровской Баядерке. И во многих других балетах Ковент Гардена.

0

5

Дорогой Привет!
Напрасно вы так рассердились по поводу моих слов, что Цискаридзе – «антизападник».
Ну, сморозила я по глупости. Язык-то без костей. Метет, как помело. На то я и трындычиха. Вы же сами просили быть поразговорчивей, вот я и стараюсь. ;)
Сейчас постараюсь объяснить.

Речь шла о западных СМИ, которые ситуацию в Большом преподносили как борьбу нового и прогрессивного (в лице Филина и Иксанова) со старым и консервативным (в лице Цискаридзе и Григоровича). Ну, в общем, как им тогда Иксанов напел, так они до сих пор и свистят.
Это как диагноз врачи переписывают друг у друга. Понимают, что самый первый диагноз был поставлен ошибочно и ничего страшного у больного нет, а перестраховываются. Случись что с больным, все шишки достанутся тому, кто сказал, что больной-то здоров. А в частных клиниках еще и неплохо зарабатывают на этом.
А зачем западным СМИ «заморачиваться»? Они с удовольствием борются с «путинским режимом» и со всеми, кто его поддерживает.

Смешно называть Филина «прозападником» только потому, что он якобы пригласил Килиана и МакГрегора. Их пригласили задолго до него, и не исключено, что с подачи того же Цискаридзе. Например, про Матса Эка Цискаридзе говорил, что была договоренность ставить «Бернарду», а потом переиграли на «Квартиру» специально, чтобы не дать ему станцевать главную роль. Ортодоксальным «антизападником» его за это назвать трудно. Повторюсь, Цискаридзе против тупого копирования западных методик.
Ну, по крайне мере, мне так кааааца :)

+1

6

Prima написал(а):

В каком-то интервью Цискаридзе сказал, что не танцевал в ДК, т.к. есть другие танцовщики, которые это делают лучше него, но  если бы станцевал, то только в редакции Нуреева. Мне бы очень хотелось выяснить, почему.


Уважаемая Prima.
У меня такая версия:
В трактовке БТ партия Базиля достаточно резкая, отточенная и, даже можно сказать, силовая.
А у Цискаридзе действительно хорошо получается все плавное, мягкое, легкое, парящее и летящее.

0

7

Дорогая трындычиха!
Спасибо Вам за дискуссию - для того мы и создали эту площадку, чтобы все могли высказываться свободно и аргументированно.
А Николая Максимовича иногда заносит даже по отношению к своим собственным мыслям.
Он же тоже всего лишь человек. А не бог. Хотя и был очень хорош и Золотым божком, и Синим Богом. :flag:

0

8

Дорогой Privet, спасибо большое за видео ДК из Вены и отдельное спасибо за комментарии.

0