Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Игорь Моисеев

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Игорь Моисеев

Он играл в бильярд с Маяковским, увел невесту у сына маршала Конева, 18 раз отказывался вступать в компартию. В 24 года ставил спектакли в Большом театре. В 31 год организовал свой ансамбль танца. Француженки после его выступления в Париже в 1955 году надели сапоги и шапки а-ля кубанский казак.

Игорь Александрович Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве.

Попал в балет случайно
Отец Моисеева Александр Михайлович был правоведом, окончил философский факультет в Гейдельберге. «Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, — писал про отца Игорь Моисеев. — В Париже он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве».

В балет Игорь Моисеев попал в большой степени случайно. Это было уже в Москве. Его, 14-летнего, в балетную студию привел отец, боясь дурного влияния улицы. В кордебалет Большого театра танцора взяли автоматически. Вскоре его заметил балетмейстер Касьян Голейзовский и дал главную партию в балете «Теодолинда». Однако Голейзовский попал в опалу, его обвиняли в модернистских экспериментах. За балетмейстера вступилась молодежь театра, в том числе Моисеев. Бунтовщики были выгнаны. Их спасло только вмешательство Луначарского. Моисеев позвонил наркому просвещения и попросил о встрече. Она была назначена через 15 минут. По воспоминаниям Моисеева, состоялся такой разговор:
— И за это вас выгнали из театра?
— Да, за то, что мы написали такое письмо.
— С вами неправильно поступили. Завтра приходите в театр, вы будете восстановлены.

Авторитет Луначарского помог, и бунтовщиков приняли обратно. Однако еще год не давали ролей. Безработицу Моисеев обернул себе в пользу. Регулярно посещал класс, чтобы не терять форму, и библиотеку Исторического музея, чтобы учиться. Знакомство с Луначарским и желание хоть немного соответствовать гостям его знаменитых «четвергов», среди которых были Маяковский, Барбюс, Таиров, еще более подстегнуло его энтузиазм. Вместо чтения «под настроение» появилась норма 100 страниц в день, вместо случайного выбора литературы — программа по искусствознанию, составленная для него одним из академиков, курировавших библиотеку.

Опала завершилась во многом неожиданно для Моисеева. Прима Большого театра Екатерина Гельцер осталась без партнера, который надорвал себе спину. Нужно было срочно искать замену. Ее выбор пал на Игоря Моисеева, и режиссеру пришлось «амнистировать» опального артиста.

В 1930 году Моисеев поставил свой первый балетный номер на сцене Большого театра. В этот период на сцене ГАБТ Игорь Моисеев осуществил постановку танцев в операх «Турандот», «Демон», «Кармен», а также поставил балеты «Футболист», «Саламбо», «Три толстяка». Шесть лет спустя, уже приобретя репутацию знатока танцевального фольклора, он написал письмо в правительство с идеей создания ансамбля народного танца. На письме появляется резолюция Молотова: «Идея хорошая, пусть автор ее реализует». В 1937 году И. А. Моисеев организовал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, который в 1938 году уже танцевал на правительственном концерте в Большом театре, а, спустя почти три десятка лет, в 1967 году, — первым был удостоен звания академического. В 1943 году при ансамбле Игорем Моисеевым была основана первая в мире профессиональная Школа-студия народного танца (ныне училище).

Готовил парады для Сталина и Берии
Во время опалы в Большом театре Моисеев хватался за любую работу. Однажды спортсмены из физкультурного техникума попросили поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади. На выступление выделили всего пятнадцать минут, в то время как институты физкультуры выступали по часу.

Поставленное Моисеевым выступление длилось всего семь минут. В темпе стометровки участники парада выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Спортсмены имели колоссальный успех, и техникум даже наградили.

Накануне следующего парада Моисееву позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ: «Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, почему институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: „Пусть он и сделает“. Поэтому мы попросили вас приехать». Мог ли балетмейстер спорить со Сталиным?

Следующая композиция готовилась для бериевского «Динамо». Чтобы ее подготовить, Моисеева срочно вызвали с ансамблем из гастролей, а на вокзале встречали энкавэдэшники. Сердце упало от нехорошего предчувствия. Но в кабинете на Лубянке Игорю Александровичу сказали: «Не волнуйтесь, товарищ Моисеев. Нет такой вещи, которую бы мы не сделали для того, чтобы парад удался. Поэтому продумайте наше выступление спокойно». К счастью, выступление прошло удачно.

Так Игорь Моисеев стал первым постановщиком физкультурных парадов на Красной площади (1930-1934).

Берег девушек на кремлевских банкетах
«В 1938 году нас пригласили выступать в Кремль, и с тех пор ни одного из этих приемов мы не пропустили», — говорит Моисеев. Но у признания есть и другая сторона медали.
«Ситуации были — не дай бог! У моих девчонок была красота, у кремлевских начальников власть, надо ли объяснять? Я до сих пор помню, как Поскребышев грозил мне кулаком, погоди, мол, доберусь я до твоего ансамбля. Но нас спасало, что Сталин обожал ансамбль, и никто не смел нас тронуть», — рассказывал балетмейстер в интервью «Известиям».

Но самой красивой в ансамбле была Ирина Чагодаева, ставшая женой Моисеева. Игорь Моисеев вспоминает: «Она пришла в ансамбль весной 1941 года, и первое, что меня поразило, — ее огромные лучистые глаза. Когда она просто шла по улице, на нее оглядывались, так она была хороша. Лучшим способом уберечь ее от нападок было выдать замуж. И когда за ней стал ухаживать сын маршала Конева, я даже был рад. Сам маршал Конев как-то подсел ко мне и стал расспрашивать: что это, мол, за танцулька такая, не легкомысленная ли жена для сына? И я стал расписывать ее достоинства, как заправская сваха. Позже маршал Конев признался мне, что души в ней не чаял. И я с ним согласен. Мы вместе уже много лет. Более порядочного и чистого человека я не знаю. Без нее я не мыслю своей жизни».

А вот что рассказывала Ирина Алексеевна корреспонденту «Независимой газеты»: «Когда началась война, мы уехали из Москвы на восток — одновременно на гастроли и в эвакуацию. И как Моисеев руководил! Я за всю жизнь подобного не видела и не слышала. Нам дали три вагона. Артисты каждый раз сами разгружали имущество — костюмы, реквизит и прочие вещи, а после концерта загружали обратно. Игорь Александрович ни разу не пропустил погрузку, работал вместе со всеми. Среди артистов было много молодежи 15, 16 лет. Моисеев всеми правдами и неправдами добывал для нас дефицитный сахар, чтобы не отощали. Строго следил за чистотой — это в теплушке! Репетировал каждый день, даже в вагонах. Каждый вечер собирал артистов, что-то им рассказывал — про Большой театр, про постановки и интересные встречи… И так всю жизнь».

Как делать танцы
Как делать танцы, Моисеев рассказал в своей автобиографии. «Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось, о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пляски. Возвратившись в Москву, я сделал танец под названием „Бульба“. Когда лет через пятнадцать я снова побывал в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою „Бульбу“. Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: „А он у нас всегда был“. Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после моей постановки».

Горячие финские аплодисменты
Пик славы ансамбля пришелся на послевоенные годы. В 1945-м моисеевцы первыми выступили перед финнами, еще не забывшими кампании 1939/40 годов, — и заставили их, демонстративно скрестивших руки на груди, разразиться аплодисментами.

Француженки после выступления ансамбля в Париже в 1955 году надели сапоги и шапки а-ля кубанский казак. Арагонскую хоту, испанскую балладу, танго в Испании оценили орденом. Итальянцы назвали моисеевскую тарантеллу возрождением этого танца.

Сегодня в репертуаре ансамбля около 300 танцев народов мира.

Мое счастье, что рядом — жена
Мое счастье, что рядом — жена. «Ирина — мой ангел-хранитель, который помогает мне во всем». На вопрос, откуда у Игоря Александровича такая бодрость в почтенном возрасте, его жена отвечает так: «Во-первых, он любит много ходить, вообще спортивный человек. Никогда не пил и артистам не разрешал, это у нас страшный грех — выпивать на работе. Не курил. Но главное, Игорь Александрович живет в душевной гармонии, в согласии с собой, без темных страстей. Работа для Моисеева — смысл жизни и удовольствие, а не просто способ заработать. У Моисеева всегда было много интересов. Он много лет собирал марки, увлекался шахматами, читал книги по антропософии, играл в бильярд и любил раскладывать пасьянсы. Разговоров с подведением итогов („это удалось, это не удалось“) Моисеев никогда не ведет. Просто живет и работает. Сила духа у него необыкновенная. Я думаю, что он всегда жил и на Земле, и как бы над ней».

http://taganka.theatre.ru/history/guests/moiseev/

+2

2

Уникальный  :cool:

+1

3

К сожалению, не посмотреть это видео. В тюбике есть другие, но это самое длинное. Жаль.
Дорогой Konrad, есть ли в этом видео Половецкие пляски и Ночь на Лысой горе?

0

4

Prima написал(а):

К сожалению, не посмотреть это видео. В тюбике есть другие, но это самое длинное. Жаль.
Дорогой Konrad, есть ли в этом видео Половецкие пляски и Ночь на Лысой горе?


Нет, дорогая Prima!
Вот программа этого концерта:

01. «Дорога к танцу» - Класс-концерт
02. «Калмыцкий танец»
03. «Чиокырлия», «Жок» - Сюита молдавских танцев
04. «Старинная городская кадриль» из цикла танцев «Картинки прошлого»
05. «Партизаны» - Хореографическая картина
06. «Крыжачок» - Белорусский танец
07. «На катке» - Фрагмент хореографической картины
08. «Сиртаки» - Сюита греческих танцев
09. «Болгарский танец»
10. «Сербский танец» - премьера
11. «Сапатео», «Авалюлько» - Сюита мексиканских танцев
12. «Арагонская хота»
13. «Гаучо» - Танец аргентинских пастухов
14. «Лето» - Русский танец

0

5

"Ночь на Лысой горе"

+1

6

А здесь есть "Половецкие пляски"

+1

7

Дорогой Konrad, спасибо Вам за столь красочное и информативное развитие темы.
Было бы интересно увидеть и классические балетные постановки мастера, но, возможно, уже ничего не сохранилось.
Его Спартак в БТ когда-то  вызывал восхищение своей постановочной мощью.

0

8

Дорогая Айрин!
По одному только маленькому номеру уже понятно, какой это был "размашистый" "Спартак".

Отрывок "Волк и овечка" из балета "Спартак". ГААНТ им Игоря Моисеева.

0

9

Дорогой Konrad, ещё одна благодарность.
Увидела этот номер впервые. Замечательно. Вот что значит Мастер. Не требуется никаких невразумительных режиссерских "находок"  и заимствованных "цитат", пояснений балетоведов и критиков.
Талантище  :cool:  не спрячешь, наподобие шила в мешке.

+1

10

Спасибо, дорогой Konrad.

0

11

Хочу присоединиться к этой замечательной теме.
Мы постоянно говорим: "и .... мы впереди планеты всей".
Я уж не знаю на сегодняшний день, как насчёт балета.
Но вот этот уникальнейший человек - Игорь Моисеев, он абсолютно точно и после своей кончины впереди планеты всей.
Нет и никогда, и нигде не будет подобного уникального ансамбля с подобным уникальным репертуаром.
И в какой бы стране, какой бы национальный танец показан ни был - он признаётся своим в наилучшем варианте исполнения.
Как смог этого достичь хореограф, не обладавший возможностями беспрепятственно путешествовать по миру в любое удобное и нужное для его хореографических изысков время? Вот это и есть загадка истинного гения. Интуиция, безошибочное чутьё, умение воссоздавать стиль по имеющемуся в распоряжении материалу.
Непостижимый, грандиозный, действительно уникальный солнечный гений.
Кстати, знаменитые на весь весь мир ирландские танцы тоже поставил Моисеев. Просто так, безвозмездно. В начале 90-х в России он оказался никому не нужным. А ирландцы попросили. И он сделал. А его солисты, танцевавшие премьеру, потом сбежали на сытные ирландские хлеба. Разные источники повествуют о разном: кто-то пишет, что он вообще стоял у истоков шоу, кто-то - что ставил только "русскую часть". Но факт есть факт: без Моисеева не обошлось.

+1

12

Игорь Моисеев. "Я вспоминаю... гастроль длиною в жизнь"
Прошу прощения, что сумела выложить только в виде ссылок.  Возможно у кого-то из участников появится желание и  хватит умения выложить в более приемлемом виде. Фильм интересный, хотя и длинный.
Серия 1
Ссылка
Серия 2
Ссылка
Серия 3
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 4
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 5
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 6
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 7
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 8
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 9
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1
Серия 10
http://my.mail.ru/mail/olegsibn/video/4 … ted_deep=1

Отредактировано Айрин (10-02-2017 20:42:20)

+1

13

Спасибо, дорогая Айрин, за размещение ссылок на видео с Игорем Моисеевым и за напоминание о 80-тилетнем  юбилее его ансамбля.
Как хорошо, что фильм был таки сделан. Как говорил маэстро - надо же понимать, что люди уходят и ничего не остаётся.
А тут осталось - не только грандиозный ансамбль, но и человеческая глыба по имени "Игорь Моисеев".
И хотя он и говорит, что у него не философский склад ума, но его мысли настольки глубоки, что уж и не знаю, каким тогда должен быть ум философский.
Исключительно интересны его рассуждения о разнице между культурой и цивилизацией как внутреннем и внешнем факторе в жизни человека. И о пагубности цивилизации без культуры.
Интересно, что в своём творчестве он взял за образцы Фокина и Горского. А Петипа был для него не хореографом, а архитектором в балете: выстроить сцену или фигура - да, создать переход одного движения в другое - нет. Зато это блестяще умел делать Фокин.
Насчёт Горского он не углублялся, но, думаю, и так ясно - вот она, бьющая через край жизнь московского стиля. Только теперь в народном танце.
Интересно, как он рассказывал о своём методе создания народных танцев: ему надо было увидеть хотя бы одно характерное движение оригинального народного танца, чтобы потом создать на его основе собственный танец в данном стиле.
Интересна его история с БТ: в 24 года он был балетмейстером БТ. И ему говорят: всё, больше не ставишь, будешь только танцевать. Такого крушения он в жизни больше не испытывал. На вопрос об отношении к БТ цитирует высказывание на смерть Ришелье: "Он сделал мне столько хорошего, что я не могу сказать о нём ничего плохого. Он сделал мне столько плохого, что я не могу сказать о нём ничего хорошего".
Рекомендую к просмотру всем балетоманам! Какое наслаждение от общения с умнейшим, мудрейшим, утончённейшим человеком. :flag:

+2

14

Сегодня 10 лет со дня смерти Игоря Моисеева. Ему был 101 год.

http://s1.uploads.ru/t/S9LdB.jpg

0

15

"Ночь на Лысой горе". Ансамбль п/у И.Моисеева (1991

0