По наводке дорогого Tecila8412 выкладываю эту замечательную статью о Мэтре.
http://www.sem40.ru/famous2/m184.shtml
Мировое признание театра Бориса Эйфмана
"Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Это - он, Борис Эйфман", - писала в газете "Нью-Йорк Таймс" главный балетный критик Нью-Йорка Анна Киссельдорф после дебюта театра Эйфмана с балетом "Красная Жизель" в 1998 году.
Вот уже четвертый раз за три года "столица мира" и центр исполнительского искусства Нью-Йорк приглашает полюбившийся театр. Ежегодный творческий отчет труппы на нью-йоркской сцене стал доброй традицией. Президент Сити-Центра на встрече с прессой сказала о том, что театр Эйфмана получил постоянную прописку в балетных сезонах города и что "все премьеры театра имеют зеленую улицу", в знак чего был вручен соответствующий документ в элегантной раме.
В этом сезоне у театра Эйфмана десятки представлений в крупнейших городах США: Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Сиэттле, Майами-Бич и др. В гастрольной поездке этого года два балета: "Русский Гамлет" и мировая премьера "Дон Жуан".
Спектакли последних лет
Балет "Красная Жизель" был первым спектаклем, показанным на американской сцене.
Это хореографическое эссе о жизни, творчестве и душевной болезни русской балерины Ольги Спесивцевой. Сюжет балета проходит через серию образов-галлюцинаций, преувеличенных и экстремальных, как страсти реально живущих характеров. Ольга Спесивцева, великая балерина Мариинского театра, захвачена водоворотом русской революции и становится любовницей агента-чекиста. Марширующая, толкающаяся локтями толпа, ведомая революционным красным знаменем, разрушает искусство. Балерина эмигрирует и становится звездой в Париже. Ее ожидает сценический блеск джазового века в Париже, успех. Однако жизненные потрясения, связанные с эмиграцией и предательством в любви, вызывают галлюцинации героини. Она танцует па-де-де с... головой Агента. Ее прекрасный партнер по парижской сцене (прототип - Сергей Лифарь) не отвечает на ее новое чувство, предпочитая мужчин. Личный кризис слишком тяжел и окончательно повергает героиню в безумие. В конце она исполняет свою самую известную партию в виде великолепного попурри из нескольких сцен "Жизели".
Преданая любимым, душевнобольная Жизель скользит по изломанному миру зеркал, проходя через стекло, чтобы стать трагической легендой.
Реальная Спесивцева сравнительно недавно умерла в лечебнице для душевнобольных в штате Нью-Йорк. Существует документальный фильм о ней, снятый более 30 лет назад. Сегодня Ольга Спесивцева - культовая фигура в России, ей посвящены два фильма и балет.
Нью-Йоркская The Star Ledger назвала "Красную Жизель" "оглушительным дебютом". "Эта экстраординарная Жизель расшатала все предвзятые представления о русском балете как об искусстве жестких традиций. Эйфман исключительно современен в своем подходе, сохраняя язык и живую эмоциональность театрального наследия. Его работа - последнее, чего можно было ожидать от России, которая 70 лет оставалась изолированной от культурного развития на Западе. Эйфман предложил то, что хореографы Советского Союза не способны были даже понять, а еще меньше принять - принципы модернизма, новое восприятие сценического пространства, в котором объемы, как и линии, могут быть усилены, подчеркнуты, и в котором можно забыть о традиционных линейных перспективах. Эйфман, имея мысль, идею, придает новую форму классическому балетному языку в трех измерениях, как если бы это было естественнейшей вещью в мире. Его работа - истинный постмодернизм".
Сильвана Голд в Newsday пишет о "поразительном театре человеческого тела" и "безудержной хореографии" Эйфмана, о "замечательных танцорах, которым следует путешествовать со знаком "огнеопасно". "Высочайшее эмоциональное напряжение выражено в головокружительных дуэтах и математически точных взрывных движениях. Кульминационные моменты производят действие ударной силы", - пишет критик.
Балет "Реквием", исполненный в конструктивистском стиле, использует моцартовские размышления о божественном, прослеживая как биологические сцены жизни человека от рождения до смерти, так и его духовные искания и сильные чувства от отчаяния до экстаза.
В спектакле "Мой Иерусалим" Эйфман вызывает дух трех религий Иерусалима, используя народные еврейские мелодии, музыку исламского мира, литургии Рахманинова.
Мучительную трагедию гениального русского композитора, бесконечные страдания, которые сопровождали его всю жизнь и создавали противоречия его имиджу как победителя, зритель постигает в балете "Чайковский".
В основе спектакля "Русский Гамлет" история Екатерины Великой и ее сына Павла. Тот факт, что невольным соучастником покушения на Павла I был сменивший его на троне Александр I, стал одной из главных причин того, что историки тех лет и даже более позднего времени делали все возможное, дабы представить Павла в негативном свете, и только сейчас происходит пересмотр этой трагической фигуры. Сложные отношения с матерью делают его историю сродни гамлетовской. "Но этот шекспировской силы конфликт, - говорит Эйфман - происходит в русских условиях, то есть с грязью, подлостью, ложью и в результате на еще более глубоком по драматизму уровне". Показан короткий период жизни юного принца - до трагического конца его первой женитьбы, когда внезапно умирает его молодая жена, и Павел погружается в мир кошмаров, снов и фантазий.
В премьерном балете "Дон Жуан"- трагический контраст личной драмы Ж.Б. Мольера и насыщенной приключениями жизни его сценического героя Дон Жуана. Но различны судьбы выдуманного героя и его творца... Свою юную жену Арманду Мольер сделал великой актрисой. Но она его не любила, лишь принимала его любовь и принесла много страданий в его жизнь. Но великие трагедии рождают великих художников. В жизни Мольера на первом месте творчество, выжимающее все жизненные силы, и его театр с тяжелой каждодневной борьбой за успех у зрителей.
Вся трагическая биография Мольера, все его страдания - в творчестве. Оно - отражение его жизни, сублимация личных переживаний, в нем сплетаются фантазия и реальность. Но при всем трагизме своего существования Мольер относится с юмором к себе и происходящим событиям. Это философ жизни, который посредством юмора умел передать несовершенство человеческой природы, самые драматические коллизии бытия и своей эпохи.
Герой Мольера, как и его великий создатель, вроде бы ведет вечный поиск идеала. Но в Дон Жуане есть сатанинское начало, жажда разрушения. Он пришел на эту землю не столько искать идеальный женский образ, сколько испытывать Божий мир на прочность. Дон Жуан стремится разрушить миропорядок, издевается над такими понятиями, как религия, вера, мораль, любовь. Для него не существует ничего святого, его роль выходит за рамки искушения женщин - он искушает весь мир. И вызов Дон Жуана неминуемо оборачивается против него: его настигает Божья кара. Новый спектакль - о неизменных разочарованиях на пути к идеалу, о постоянном, изнурительном преодолении себя, о мучительном пути творца, дарящем миру бессмертные образы...
Борис Эйфман и его кредо
Борис Эйфман - один из немногих, если не единственный российский хореограф, который активно работает уже десятилетия. Он создал свыше 40 балетных постановок в спартанских условиях театра, который, несмотря на всемирное признание, все еще не имеет собственной сцены, только репетиционный зал в бывшем кинотеатре Санкт-Петербурга. Его балеты "Чайковский" и "Братья Карамазовы", а также главные их исполнители получили российский театральный приз "Золотую маску", а сам Эйфман является лауреатом независимой награды "Триумф", которой он удостоен за вклад в развитие современного искусства.
53-летний хореограф родился в Сибири, куда были сосланы его родители, в 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу балета и вскоре основал единственный в России театр, развивающий искусство современной хореографии. Он не только создал собственный оригинальный современный стиль, основанный на классической школе, но создал и обучил труппу единомышленников, для которых нет пределов технических возможностей. Его балетный ансамбль монолитен, скоординирован и подчинен единой цели. Театр Эйфмана использует синтез хореографии, драматургии, музыки, движения, света и цвета для выражения философских идей, сильных страстей и глубин человеческого духа. Он убежден, что в новом веке танец должен быть более, чем эстетически совершенным, он способен выразить тончайшие человеческие эмоции, тайны любви и созидания через уникальные возможности пластики человеческого тела. "Движение - это чистый звук, интонация психологического состояния", - говорит он.
Балеты Эйфмана захватывают, увлекают, очаровывают всех и каждого несмотря на то, что требуют серьезной интеллектуальной работы от зрителя. Его спектакли не знают условностей, бесстрашно смешивая внутренний мир героев с реальностью событий, размывая границы между реальностью и фантазией, и становятся своего рода сценическим психоанализом героев. Постоянное авторское желание выразить средствами балета человеческую драматургию приводит к огромному эмоциональному напряжению его работ. "Я всегда пытался создать энергетический эмоциональный поток, который принадлежал бы театру будущего", - говорит хореограф.
Критика сравнивает творческие методы Эйфмана и Джорджа Баланчина, модерниста первого поколения, который творил объемный танец в 20-х, и отмечает различия между ними. "В бессюжетном танце Баланчина формы и фигуры имеют по большей части нейтральную ценность. Балеты же Эйфмана - это горячее страстное повествование, в котором тело говорит и кричит, и где пространственные построения служат метафорами для выражения психологического состояния героев. Баланчин - неоклассицист, в то время как Эйфман - неоромантик".
По уровню виртуозности, головокружительной ошеломляющей сложности хореография Эйфмана находится между искусством и спортом, но духовные ее глубины всегда делают доминирующим искусство. Стрессы, а иногда и муки исступленных репетиций, которым подвергаются танцоры, позволяют им преодолевать "барьеры собственного тела".
В театре Эйфмана, по его собственному выражению, царит "добровольная монархия". Но зависимость между танцором и балетмейстером взаимная. "В создании балетов не существует исполнителей, только живые созидательные личности-творцы. Текст балета - это базовая модель, которую актеры поднимают на высоту искусства. Я особенно ценю индивидуальность, которая мощно проявляется на сцене подобно взрыву", - говорит хореограф.
Литературная и музыкальная стороны одновременно являются источниками вдохновения для балетмейстера, но он сознательно нарушает традиционные отношения между хореографом и писателем, хореографом и композитором, полагая, что искусство хореографии абсолютно свободно в выборе соавторов. Так, он выбирает себе в соавторы Ф.М. Достоевского, Э. Золя, М.А. Булгакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Р. Штрауса, С.В. Рахманинова, А. Шнитке, смело привлекая и комбинируя музыку разных авторов для решения сценических задач.
Музыка направляет и выражает эмоциональную энергию героев, Борис Эйфман открыл секреты ее воздействия на аудиторию и использует их в своих работах. Иногда совпадение эмоционального потока музыки и намерений хореографа так велико и идеально, что эффект воздействия достигает поразительной силы.
Искусство Эйфмана смело использует кинематографическую технику монтажа, одновременное соединение нескольких моментов в один, что делает его творчество исключительно современным.
Так, использование двойников в балете "Чайковский" - лучший пример полифонической мысли хореографа. Понимая сущность трагической фигуры композитора, Борис Эйфман создает как бы два лица своего героя, комбинацию очищенного имиджа и демонической страстной натуры. Решение об использовании двойников пришло к Эйфману, когда он, слушая музыку Чайковского, постиг его жизненную трагедию. Необычность этого подхода вызывает мощный отклик в зрительном зале.
Перед премьерой балета "Чайковский" у петербуржской консерватории стояли пикеты, угрожающие срывом спектакля. Со времен Дягилевских сезонов в Париже с их "Обрядами весны" Вацлава Нижинского балетный мир не испытывал скандала такого мощного звучания. Пикетчики поняли верно - современный танец имеет огромное влияние на публику - сильные стимулы, более яростную реакцию.
Нет ни малейших сомнений в том, что Театр Бориса Эйфмана - сенсационное событие в российском и мировом искусстве балета на рубеже тысячелетий.
VIVA, БОРИС ЭЙФМАН!
Вера Белогорская