Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Герой нашего времени. Hero of Our Time.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Благодаря железной воле неукротимых летописцев БТ, мы всё же получили возножность ознакомиться с очередной победой "бренда" над самим собой.
Немного о БОЛЬШОМ
Победа данная заключается, в первую очередь, в том, что "бренд" наконец-то сподобился заказать российскому композитору музыку к эксклюзивному балету. Честно говоря, не помню, когда подобное в последний раз случалось. Поэтому приносим благодарность ответственным товарищам, которые осознали, что если не поддерживать отечественного производители серьёзной музыки, то никакой такой музыки и не будет. А теперь вот есть - и слава богу.
Победить такой грандиозный литературный материал, как бессмертное творение уникальнейшего мирового писателя - Михаила Юрьевича Лермонтова - в одиночку приглашённый из далёкого американского Сан-Франциско хореограф российского происхождения Юрий Посохов, видимо, не мог. Поэтому ему в помощь был придан театральный режиссёр господин Серебренников.
Ну что ж - на двоих, так на двоих. Михаила Юрьевича хватит на всех.
Даже на очень многих блестящих танцовщиц и танцовщиков, имеющихся в распоряжении "бренда". Обомлев от такой роскоши, о подобной которой никакие Святые Франциски и мечтать не могут, хореограф с помощью приданного режиссёра порешили задействовать как можно больше уникального человеческого материала и размножили исполнителя Печорина на троих.
Мы, в принципе, ничего против данного хитроумного хода не имеем, поскольку Печорин - он и есть Печорин. Образ множественный и собирательный на все века. Лишний человек во враждебном мире в условиях войны - весь он вышел из Печорина. Хотя до него и был Онегин, и на Западе кое-кто был, если хорошенько подумать. Но всё же размышляя об истоках Раскольникова и Мышкина, героях Ремарка и Хэменгуэя, как-то невольно упираешься именно в Печорина. И как он выглядит - с тем или иным лицом - не так уж и важно. Поэтому хорошо, что мы смогли увидеть сразу стольких блестящих Печориных.
Как хорошо и то, что данное театрально-балетное действо даёт возможность узнавать роман Лермонтова без разгадки особых ребусов, как в недавних балетных премьерах по мотивам других литературных прозведений, которым в этом плане повезло значительно меньше.
И режиссёрские находки и ходы подчас весьма радуют. Как, к примеру, православное и мусульманское погребальное песнопение. Момент этот важен в новелле писателя как политико-культурологически-этически составляющая своего времени. И необыкновенно обострён в наше время. Но вот как передать всю глубину этого пласта лермонтовского шедевра? Как передать приверженность вере, в которой рождён, и уважение к вере того, кого полюбил(а)? И как передатъ равность всех в ином мире перед общим Богом и общей судьбой? На мой взгляд, очень впечатляющее решение было найдено в данной постановке. И Бела как Крест на плечах Печорина, и Бела, уходящая в позе распятия, и мусульманское (?) пение ...
Напряжённейшая музыка первой новеллы, создающая ощущение метущегося внутреннего мира героев - безусловная удача Ильи Демуцкого.
Самым слабым звеном в букете составляющих спектакля мне представляется хореографический текст. Не знаю, конечно, может быть это не вина хореографа, а вина насмотренных любителей балета, узнающих цитаты из великих с первого взгляда. Но монолог Печорина не опознать как подобие монолога Грозного невозможно. А подддерживание умирающей Белы спиной Печорина невозможно не совместить со сценой умирающих Ромео и Джульетты у Григоровича. Размахивание телом умершей, как маятником, непременно приводит к Эсмеральде Пети или Андрея Петрова. А также к "Белоснежке" Прельжокажа...
А сколько неиспользованных возможностей для оригинальной хореографии давала музыка, наполненная восточными мотивами. Но не случилось ни искромётных по-настоящему горных танцев, ни томимых настоящей негой танцев Белы. Зато случились упражнения у балетного станка - приём избитый и каждому балетоману понятно, откуда уведённый. Жаль.
Но в целом атмосферно "Бела", на наше восприятие, вполне удалась. Чему посодействовал и сезановский ярый задник.
"Тамань", как мне кажется, наиболее состоявшаяся хореографически часть балета. Хотя эти бесконечные "нырки" руками и Печорина, как и в первой части, и Слепого, и Янко быстро надоедают и в смысловом отношении представляют из себя абсолютную пустоту: ну надо же что-то современное делать на сцене руками.
Зато Ундина - яростная, страстная, по-чаичьи дикая удалась на славу. И вот эта сущность дикой вольной птицы, повторяющаяся в пластике Янко, создала полное ощущение моря и яростной волны. И если Ундина Екатерины Шипулиной отличалась, в основном, необыкновенным совершенством линий человеческого тела, то Ундина Марии Александровой была овизуаленным неукратимым страстным факелом. Браво обеим примам.
Печорин Овчаренко заслужил похвалы, потому что не уронил партнёршу. А попытка была.
Печорин Лантратова был в образе - и очень влюблён. Что, безусловно, сказалось на качестве дуэтного танца.
Уникального Янко создал выдающийся танцовщик Вячеслав Лопатин.
История с многотонной старухой особой значимости спектаклю не прибавила. Но как забавный режиссёрский каламбур имеет, наверное, право на существование. Особенно, если спектакль смотреть без подготовки и пережить эффект неожиданности. Вопрос - а зачем?
Самым слабым звеном в спектакле из трёх звеньев мне представляется "Княжна Мери". И в первую очередь из-за неудачного либретто. Я уже не знаю, кто из тандема играл там решающую роль, но изменить Лермонтова и заставить Печорина и Грушницкого примитивно ссориться на балу из-за внимания Мери, это значит убить сущность литературного источника. Это значит ничего в нём не понять. И перепутать с "Евгением Онегиным". Трагизм описанных Лермонтовым событий заключается в том, что подлость сталкивается с ещё большей подлостью. Подлость вранья Печорина против подлости преднамеренного убийства Грушницкого. Подлость адюльтера Печорина против подлости оклеветования Мери Грушницким. И подлость секундантов Грушницкого против подлости доктора Вернера, являвшегося соучастником происшедшего с Печориным, но не подавшим последнему после печальных событий руки.
Вот весь данный слой - ради которого, вообще-то, и писалось произведение, был полностью уничтожен либреттистом. Вместо этого - пошлая драка на балу. Пошлый страх Грушницкого, переданный велянием попы перед зрителями. Цитата из Крэнко - преддуэльный монолог Ленского-Грушницкого. Цитаты из Крэнко - дуэты Мери-Печорина. Снабжённые для большей цитатности ещё и музыкальными цитатами из Чайковского. Цитатные па-де-де с Верой: на выбор - из Макмиллана или из Ноймайера...
Возможности уникального кордебалета БТ для постановки роскошных бальных танцев исчерпаны не были за отсутствием предоставленного хореографом танцевального материала. Как, впрочем, отсутствовал данный материал и в танцах основных героев: местами музыка существовала просто в отдельном от происходящего на сцене. Так как на сцене элементарно не происходило ничего. Честно говоря, давно мне не приходилось видеть настолько немузыкальной хореографии, как отдельные куски из "Княжны Мери".
Спасла Мери, безусловно, Захарова. Мощью своего грандиозного дарования создав на сцене незабываемый образ страдания утончённой женской натуры.
И опять не могу не упомянуть цитаты из "великого и могучего" Грига - "свечки-поддержки" томимой неутолимым желанием Мехмене-Бану.
Эх, горькая балетоманская доля!
Мери Анастасии Сташкевич была Сильфидой, Офелией и всеми невесомыми балетными девами вместе взятыми. Но Мери для меня она не была. А её Печорин - Вячеслав Лопатин - любил её так преданно и беззаветно, как и может любить только верный супруг. Замечательный дуэт - но не про то...
Трио - Мери, Вера, Печорин. Выбираем, какой источник нам больше по вкусу: "Сильфида" - Эффи, Сильфида, Джеймс; "Баядерка" - Баядерка, Гамзатти, Солор; "Ручей" - Нуредда, Наила, Джемиль. Вот как-то так из века 21 мы вдруг оказались в начале 19-го ....
Ну что ж - "Герой"-то наш тоже родом оттуда.

+1

2

"Не слишком возмутительно",-ответила я на вопрос встречавшего меня после спектакля мужа...Сравнивая с недавней "Татьяной"-существенно бережней и адекватней подход , плюс музыка Демуцкого- все же музыка в общепринятом смысле этого слова, сравнивая с давним "Онегиным",которого видела 10 раз и все не насмотрелась, схожу,может быть, еще раз на Героя и достаточно .
Случайно, видимо, авторам удалась "Тамань", и Печорин был Печориным , и хореотекст был интересен( или смог его сделать таковым Владислав Лантратов), и атмосфера лермонтовско-горьковская какая-то была создана всем ансамблем исполнителей.
Вячеслав Лопатин тронул за душу соответствием лермонтовскому облику, изумительной легкостью и техникой танца. А затем наступило разочарование- элементы фатовства были ощутимы в его герое, которые следовало бы иметь трагично-романтическому Грушницкому, упрек не испонителю, а режиссеру,сделавшему вовсе непонятными мотивы и причины трагедий, переживаемых всеми героями.
Наименее удачная часть и самый неудачный Печорин-"БЭЛА" и Лобухин, если артист хотел показать скуку ,пресыщенность, опустошенность героя ,то он явно переусердствовал, ни мгновения любви (или просто чувственности), ни тени жалости или сожаления...
И что за сомнительная сцена гибели Бэлы за частоколом бурок?
Не могу не согласиться - именно "Княжна Мэри" стала самым слабым звеном спектакля из-за того ,что авторы не смогли показать пружину произошедшего, ведь Печорин у Лермонтова уже и на дуэли готов был остановиться, яви хоть на мгновенье Грушницкий след раскаянья или сомненья в замышляемой им подлости...а тут получилась калька с Ленского у Крэнко, даже что-то общее почувствовала в хореографии последнего монолога Грушницкого( да еще и Вера в шарфе мечется)...Сознательный отсыл к "Онегину"? Тогда очень неудачно примененный постмодернистский прием- еще дальше уводящий от лермонтовских героев. Понятно, что каждый девятиклассник способен сопоставить пары Онегин-Ленский, Печорин-Грушницкий, зачем-то они сближены в этом спектакле чуть не до идентичности психологической...
А "Бэла" у Серебренникова просто дайджест какой-то повести Лермонтова, такой скороговоркой :он захотел -украл-полюбила-наскучила-убили-схоронили. Замечено (мною) ,что у современных творцов пересказ какого-нибудь важного эпизода занимает больше времени, чем сценическое действие. Так,например, в " Укрощении строптивой" важная по смыслу сцена чаепития, символизирующая, собственно, состоявшееся укрощение занимает 20-30 секунд .Смазанность финала как у Майо,так и у Серебренникова...
. к сожалению, Серебренников примитивизировал или не дал возможности своим Печориным выразить всю сложность и трагизм ,которые и определяют суть характера и личности героя.
Почему-то мне хочется защищать непонравившийся мне при первом просмотре спектакль, определенно, надо смотреть еще раз Confused .

Отредактировано olga_s (29-07-2015 23:46:44)

+1

3

Дорогая olga_s!
Спасибо за Ваши глубокие размышления и о сути спектакля, и о принципах современного подхода к "балетизации" литературы.
Насчёт Михаила Лобухина. Мне показалось, что его Печорин и мучился одиночеством, и страдал от скуки, и проявлял неподдельный интерес к "дикарке". Думаю, здесь больше вина постановщиков, убивших настроение новеллы дурацким отсылом к балетному станку. Вот просто другого слова, как "дурацкий" и употреблять не хочется.
Плюс ко всему, дуэт у них с Марией Виноградовой особо не сложился, хотя оба артиста танцевали прекрасно.
Может быть, стоило пойти путём проверенным и поставить, как и в других частях, партнёров по жизни, раз уж есть такая возможность :blush: ?
Будем надеяться, что в слеующем сезоне введут Ивана Васильева.
Кстати, безотносительно к вышесказанному - кусочек с Ольгой Смирновой и Игорем Цвирко мне показaлся более пластически мягким.

0

4

Скучно, скучно,  господа. А ведь мы, кажется,  и на форуме когда-то обсуждали -  любая современная постановка имеет место быть, если ее интересно смотреть, тем более,  если еще и захочется   пересмотреть. Но  в данном случае это не про меня и можете предать меня за это остракизму.
Конечно, если наш бренд  всерьез озаботился  поддержкой отечественного творца, а за одно и  благотворительностью, то это дело достойное.  Поддержать собственных:  композитора, балетмейстера, режиссера, колясочников, занять  в постановке большое  количество  артистов …  Кстати, опять непоследовательность в действиях: почему слепого не танцует член общества слепых?  Или у них, у незрячих,  пенсии  по инвалидности на жизнь хватает и  поэтому они в поле зрения бренда не попали? Одним словом,  логики и здесь для меня маловато.
Когда цельная  картина  отсутствует, то имеем  лоскутное одеяло, которое  и распадается на куски, а в данном случае  эти  куски  ещё и какие-то мало интересные. Даже не знаю, о чем написать. О попадании в образ? Но кто, вообще, в этой постановке ставит перед собой такие сверхзадачи?  В какой образ попадать артисту? Где он, этот самый образ возьмет?
Лобухин, танцующий   невнятные хореографические  монологи? Кого он изображает? Если бы это был «циник» Базаров из Отцов и детей, я бы сказала – в точку, но Печорин - русский офицер, белая косточка?  Да,  он чужой в этой жизни во всех ее ипостасях, но кто в его время заморачивался, каким образом  ненужная, несправедливая война калечит психику боевого офицера, вынужденного переживать нелепые смерти   и на своих собственных плечах тащить все тяготы бивуачной жизни? Разве тогда  прибывших с войны  направляли к психоаналитикам?
Одним словом,  Лобухин для меня по всем параметрам -  категорическое  «нет». А разве прочие Печорины лучше? Я понимаю, почему не ввели Родькина, потому что  тогда получился  бы всего один настоящий Печорин на три состава по три  Печориных в  каждом, т.е. 1:9. Вот такая арифметика. Наверное, исключу Скворцова. Тогда, 1:8.
Может быть Бэлла, более удачна?  Пожалуй, да. Временами.  Но сама постановка  «Белла»  безмерно скучна. Не понравилась и музыка.
Тамань?  Да, обе примы, каждая по-своему, очень хороши, но ведь Лермонтов не для красного словца  назвал девушку «ундиной». Разве ундины похожи на развязных контрабандисток?  МЮ  написал о ней: «то была она, моя ундина; она села против меня тихо и безмолвно и устремила на меня глаза свои, и, не знаю почему, но этот взор показался мне чудно нежен; он мне напомнил один из тех взглядов, которые в старые годы так самовластно играли моею жизнью.» (образ Веры?) Ведь  МЮ все же романтик.  Где нежность, на которую и откликнулось сердце воина?  Я не увидела.
olga_s очень правильно выразила и мои ощущения тоже  – на сцене был Горький, а не Лермонтов.
Так что же мы получили в «сухом остатке»? Лермонтова? Нет. Печорина? Нет. Попадания в какие-то другие образы и эпизоды романа «Герой нашего времени»? Редко,  и то при большом воображении и  с большим натягом. Прекрасную музыку,  углубляющую и раскрывающую атмосферу  именно этого романа? Тоже нет. (Возликуем, что не Лера Авербах). Тонкую, интересную  и логичную хореографию? Конечно, нет. Тогда что же это  за продукт и достоин ли он бренда? И какого бренда, того прежнего или теперешнего? Я не могу ответить на этот вопрос.
Короче, если бы я была «цензором», то убрала бы из балета всю ненужную «бытовуху», длинноты, бессмыслицу,  наскучившие  «хореографические цитаты»  и повторения,  оставила бы только удачные моменты и находки, и перенесла бы акцент постановки все же на раскрытие внутреннего мира героев.  О внешних сходствах не буду даже упоминать.  Глядишь, все и получилось бы гораздо логичнее, короче и интереснее.

Отредактировано Айрин (30-07-2015 19:07:16)

+2

5

Кстати, посетила  интересная идея. А вот всех героинь в этом балете вполне логично могла бы танцевать только одна балерина (кроме  Мэри, Печорин её не любил).  Думаю, для исполнительницы получилось  бы интересно воплотить три совершенно разных, но и в чем-то  похожих образа.  Ведь для Печорина по-настоящему имела значение только Вера и в других своих  женщинах он искал и находил именно  её черты.

На самом деле мне нравилась только ты,
мой идеал и мое мерило.
Во всех моих женщинах были твои черты,
и это с ними меня мирило...
Д.Быков

Да, и так бывает.

0

6

Айрин написал(а):

Кстати, посетила  интересная идея. А вот всех героинь в этом балете вполне логично могла бы танцевать только одна балерина (кроме  Мэри, Печорин её не любил).  Думаю, для исполнительницы получилось  бы интересно воплотить три совершенно разных, но и в чем-то  похожих образа.  Ведь для Печорина по-настоящему имела значение только Вера и в других своих  женщинах он искал и находил именно  её черты.

На самом деле мне нравилась только ты,
мой идеал и мое мерило.
Во всех моих женщинах были твои черты,
и это с ними меня мирило...
Д.Быков

Да, и так бывает.

Дорогая Айрин!
Спасибо за Вашу аргументированную оценку спектакля и за идею!
Действительно, такой креативный ход был бы значительно более глубоким проникновением в сущность характера Печорина. :cool:

0

7

неслучившаяся премьера - Екатерина Крысанова, Андрей Меркурьев

https://video-fra3-1.xx.fbcdn.net/hvideo-xtp1/v/t42.1790-2/11837974_1007194315998118_1196573379_n.mp4?efg=eyJybHIiOjM3NCwicmxhIjo1MTIsInZlbmNvZGVfdGFnIjoicmVzXzQyNl9jcmZfMjNfbWFpbl8zLjBfc2QifQ==&rl=374&vabr=208&oh=6509e299416df4c8a39bc64b35ba8a58&oe=55C667EC

0

8

Ой, ну просто помираю - вот, оказывается, откуда толстая кукла выросла.
"Любовь к трём апельсинам" - хореограф Михаил Кисляров. Смотрим видео на 9:39.

0