Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ромео и Джульетта

Сообщений 1 страница 30 из 93

1

«Ромео и Джульетта» (op. 64) — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом Сергея Прокофьева. Либретто Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия.[1]

Содержание

    1 История
    2 История постановки
    3 Структура
        3.1 Действующие лица
            3.1.1 Капулетти
            3.1.2 Монтекки
    4 Премьера в Чехословакии
    5 Сценическая жизнь балета
        5.1 Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
        5.2 Большой театр
        5.3 Постановки в других театрахИстория

В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.

Премьера состоялась только через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешёл к Большому театру, который тоже отменил постановку после кампании 1936 г. В конце концов премьера состоялась за границей в декабре 1938 г., в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 г. после грандиозного успеха постановки в Брно. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета. Спектакль был удостоен Сталинской премии.

Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 г., в Большом театре. В 1955 г. Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 г., Кеннет Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965  г., и Рудольф Нуриев в 1972 г., со временем создали новые постановки балета.

В июле 2008 г. состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935-го года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард (англ. Bard Music Festival) в Нью-Йорке, США. Балетмейстером был Марк Моррис (Mark Morris). Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.
История постановки

Осенью 1938 года дирекция Кировского театра предложила Леониду Лавровскому ознакомиться с уже законченным клавиром балета «Ромео и Джульетта», написанного Прокофьевым. Из воспоминаний самого балетмейстера, это предложение он встретил с огромным волнением… и процитировал слова Виктора Гюго: «Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина». О своей работе в 1938 году Леонид Лавровский написал так:

    «В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого „Танца с подушечкой“… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами». — Леонид Лавровский[2]

По словам Львова-Анохина, готовясь к постановке спектакля, Леонид Лавровский изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже. Читая средневековые романы, он нашёл материал по танцам эпохи, так и родился знаменитый «Танец с подушками».[3]

15 декабря 1956 года Лавровский читал лекцию, под названием «Творческий путь Галины Улановой» в центральном лектории. Так он описывал сцены из спектакля:
« В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас, кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену „глазами Прокофьева“, они поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки. »

По мнению И. И. Соллертинского:
« Постановщику спектакля Лавровскому удалось создать ярко темпераментный, драматически напряжённый, богатый живописными возможностями и содержательный спектакль на сцене театра им. Кирова. Драматургия балета, как и драматургия оперы имеет свои особые законы. В либретто „Ромео и Джульетты“ сценаристов трое: Л.Лавровский, С.Прокофьев и С.Радлов. В данном отношении было не всё ладно, были сцены, неоправданные драматургически и музыкально. Поэтому некоторые эпизоды были решены кинематографично. Таким образом, первые препятствия, которые пришлось преодолеть Лавровскому были драматургического порядка. Музыка Прокофьева, впервые показанная в виде двух оркестровых сюит, пленила слушателей своей рельефностью портретно-симфонических характеристик и инструментальной изобретательностью. Скерциозный эпизод Джульетты-девочки, до-минорный траурный марш — все эти куски первоклассной музыки, разумеется вошли и в сценическую редакцию балетной партитуры, но их оказалось слишком мало, поэтому целые фрагменты пришлось повторять по нескольку раз.[4] »

Замечательный балетный дирижёр Ю. Ф. Файер так описывал постановку:
« По партитуре „Ромео и Джульетта“ — балет в четырёх действиях и девяти картинах. В Постановке Лавровского балет идёт в трёх действиях, тринадцати картинах с прологом и эпилогом. Балет демонстрирует нам удивительную последовательность и непрерывность музыкально-драматического развития при необычайной краткости большинства отдельных номеров: число их равно пятидесяти двум!».[5] »

Театральный и балетный критик Б. А. Львов-Анохин:
« Дуэты, сцены, объяснения Ромео и Джульетты проходят уединенно, вдали от чужого и враждебного мира. Даже в картине бала опускается занавес, который словно отрезает влюблённых от окружающей среды, они остаются одни. Из всех богатейших средств выразительности балета, Лавровский выбрал приёмы, наиболее близкие к законам естественной выразительности, соединив танец с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей».[6] »
Структура

Партитура балета была опубликована с исправлениями Лавровского, в трёх действиях с эпилогом и в девяти картинах:[7] [уточнить]
Картина № Название Обозначение темпов Примечания
Действие Первое
1 Вступление Andante assai при закрытом занавесе
Картина Первая 2 Ромео Andante
3 Улица просыпается Allegretto
4 Утренний танец Allegro Скерцо из Второй фортепианной сонаты, D-moll, op. 14
5 Ссора Allegro brusco
6 Бой Presto
7 Приказ герцога Andante
8 Интерлюдия Andante pomposo (L’istesso tempo)
Картина Вторая 9 Приготовление к балу (Джульетта и Кормилица) Andante assai. Scherzando
10 Джульетта-Девочка Vivace
11 Съезд гостей (Менуэт) Assai moderato
12 Маски (Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках) Andante marciale
13 Танец рыцарей Allegro pesante (главная тема)
Poco più tranquillo (вторая тема Джульетты и Париса)[8]
14 Вариация Джульетты Moderato (quasi Allegretto)
15 Меркуцио Allegro giocoso
16 Мадригал Andante tenero
17 Тибальд узнает Ромео Allegro
18 Гавот (Разъезд гостей) Allegro Гавот из «Классическая симфония» D-dur, op. 25
19 Сцена у балкона Larghetto
20 Вариация Ромео Allegretto amoroso
21 Любовный танец Andante
Действие Второе
Картина Третья 22 Народный танец Allegro giocoso
23 Ромео и Меркуцио Andante tenero
24 Танец пяти пар Vivo
25 Танец с мандолинами Vivace
26 Кормилица Adagio scherzoso
27 Кормилица передает Ромео записку от Джульетты Vivace
Картина Четвёртая 28 Ромео у патера Лоренцо Andante espressivo
29 Джульетта у патера Лоренцо Lento
Картина Пятая 30 Народное веселье продолжается Vivo
31 Снова народный танец Allegro giocoso
32 Встреча Тибальда с Меркуцио Moderato попытка Ромео примирить Тибальда и Меркуцио
33 Тибалд бьётся с Меркуцио Precipitato
34 Меркуцио умирает Moderato
35 Ромео решает мстить за смерть Меркуцио Andante. Animato
36 Финал второго действия Adagio dramatico
Действие Третье
37 Вступление Andante
Картина Шестая 38 Ромео и Джульетта (Спальня Джульетты) Lento
39 Прощание перед разлукой Andante
40 Кормилица Andante assai
41 Джульетта отказывается выйти за Париса Vivace
42 Джульетта одна Adagio
43 Интерлюдия Adagio
Картина Седьмая 44 У Лоренцо Andante
45 Интерлюдия L’istesso tempo
Картина Восьмая 46 Снова у Джульетты Moderato tranquillo
47 Джульетта одна Andante
48 Утренняя серенада Andante giocoso мандолины за кулисами
49 Танец девушек с лилиями Andante con eleganza
50 У постели Джульетты Andante assai
Действие Четвёртое: Эпилог
Картина Девятая 51 Похороны Джульетты Adagio funebre
52 Смерть Джульетты Adagio (meno mosso del tempo precendente)Действующие лица

    Эскал, герцог Вероны.
    Парис, молодой дворянин, жених Джульетты.

Капулетти

    Капулетти
    Жена Капулетти.
    Джульетта, их дочь.
    Тибальд, племянник Капулетти.
    Кормилица Джульетты.
    Самсонэ, Грегорио, Пьетро — слуги Капулетти.
    Подруги Джульетты.
    Паж Париса.

Монтекки

    Монтекки
    Ромео, их сын.
    Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео.
    Лоренцо, монах.
    Абрамио, Балтазар — слуги Монтекки.
    Паж Ромео.
    Служанки. Розалина [уточнить]
    Хозяин кабачка.

    Нищие.
    Трубадур.
    Шут.
    Юноша в бою.
    Торговец зеленью.
    Горожане.

    В середине оркестрового вступления занавес раздвигается, открывая зрителям трехстворчатую картину-триптих: справа — Ромео, слева — Джульетта, в центре — Лоренцо. Это эпиграф к спектаклюПремьера в Чехословакии

Премьера прошла 30 декабря 1938 года в Национальном театре в Брно Балет в 1 акте, балетмейстер-постановщик Иво Ваня Псота, художник-постановщик В. Скрушный, дирижёр К. Арнольди. Либретто: А. И. Пиотровский, С. С. Прокофьев, С. Э. Радлов. Художник В. Скрушный.

Действующие лица

    Джульетта — Эва Шемберова (чеш. Zora Šemberová)
    Ромео — Иво Псота

Постановка имела большой успех.
Сценическая жизнь балетаЛенинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Премьера прошла 11 января 1940 года

Балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом, балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Исай Шерман[10]

Действующие лица

    Джульетта — Галина Уланова
    Ромео — Константин Сергеев
    Тибальд — Роберт Гербек
    Меркуцио — Андрей Лопухов

28 декабря 1946 года — возобновление, балетмейстер Леонид Лавровский. Театр им. Кирова. Художник: П. В. Вильямс.

    Джульетта —Галина Уланова
    Ромео — Михаил Габович
    Меркуцио — С. Г. Корень
    Тибальд — А. Ермолаев

27 апреля 1991 года — возобновление, дирижёр-постановщик Александр Вилюманис

Действующие лица

    Джульетта — Елена Евтеева, Алтынай Асылмуратова (15 декабря)[11], Нина Ананиашвили (дата?)
    Ромео — Сергей Бережной, Андрей Яковлев (9 мая), Андрис Лиепа (дата?)
    Меркуцио — Андрей Босов, Владимир Ким (9 мая, 15 декабря)[12]
    Тибальд — Геннадий Бабанин, Дмитрий Корнеев
    Парис — Вячеслав Хомяков

Большой театр

28 декабря 1946 года — балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский, художник-постановщик Пётр Вильямс, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица

    Джульетта — Галина Уланова, (затем Елена Чикваидзе, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова)
    Ромео — Михаил Габович, (затем Юрий Гофман, Юрий Жданов, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Владимир Васильев, Леонид Козлов)
    Тибальт — Алексей Ермолаев, (затем Константин Рихтер, Владимир Левашёв, Анатолий Симачёв, Герман Ситников)
    Меркуцио — Сергей Корень, (затем Владимир Левашёв, Ярослав Сех, Юрий Папко, Михаил Цивин)
    Синьора Капулетти — Елена Ильющенко

Спектакль прошёл 210 раз, последнее представление — 20 марта 1976 года. В 1979 году спектакль был перенесён на сцену Кремлёвского Дворца съездов, последнее представление — 21 июня 1980 года.

26 июня 1979 года

Новая постановка — балет в 3-х актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис

Действующие лица

    Джульетта — Наталья Бессмертнова, (затем Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили, Надежда Грачёва, Инна Петрова)
    Ромео — Вячеслав Гордеев, (затем Александр Богатырёв, Ирек Мухамедов, Андрис Лиепа, Юрий Посохов, Юрий Васюченко, Юрий Клевцов, Андрей Уваров)
    Тибальт — Александр Годунов, (затем Леонид Козлов, Алексей Лазарев, Александр Ветров, Сергей Соловьёв, Марк Перетокин, Ирек Мухамедов, Илья Рыжаков)
    Меркуцио — Михаил Цивин, (затем Владимир Деревяннко, Виктор Барыкин, Михаил Шарков, Андрей Буравцев, Владимир Бубнов, Николай Цискаридзе, Александр Петухов)

Спектакль прошёл 67 раз, последнее представление — 29 марта 1995 года.

25 декабря 1995 года — возобновление постановки Леонида Лавровского, балетмейстер-постановщик Вячеслав Гордеев, дирижёр-постановщик Александр Копылов

Действующие лица

    Джульетта — Надежда Грачёва, (затем Галина Степаненко, Нина Ананиашвили, Анна Антоничева, Инна Петрова)
    Ромео — Андрей Уваров, (затем Сергей Филин, Алексей Фадеечев, Дмитрий Белоголовцев)
    Тибальт — Александр Ветров, (затем Марк Перетокин, Владимир Моисеев, Дмитрий Белоголовцев)
    Меркуцио — Николай Цискаридзе, (затем Константин Иванов, Александр Петухов, Михаил Шарков, Дмитрий Гуданов)

Спектакль прошёл 18 раз, последнее представление 5 января 2000 года

13 декабря 2003 года

Новая постановка — балет в 2-х актах, либретто Деклана Доннеллана, Раду Поклитару и Николаса Ормерода, режиссёр Деклан Доннеллан, балетмейстер Раду Поклитару, художник-постановщик Николас Ормерод, дирижёр-постановщик Гинтарас Ринкявичус

Действующие лица

    Джульетта — Мария Александрова, (затем Анастасия Меськова)
    Ромео — Денис Савин, (затем Ян Годовский)
    Тибальт — Денис Медведев, (затем Александр Петухов)
    Меркуцио — Юрий Клевцов, (затем Марк Перетокин)
    Леди Капулетти — Илзе Лиепа, (затем Мария Исплатовская)
    Парис — Александр Волчков, (затем Георгий Гераскин)

Спектакль прошёл 18 раз, последнее представление 29 января 2005 года21 апреля 2010 года — новая редакция в 2-х действиях, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Андрей Аниханов

Действующие лица

    Джульетта — Анна Никулина, (затем Нина Капцова, Екатерина Крысанова)
    Ромео — Александр Волчков, (затем Артём Овчаренко, Руслан Скворцов)
    Тибальт — Михаил Лобухин, (затем Юрий Баранов, Павел Дмитриченко)
    Меркуцио — Вячеслав Лопатин, (затем Андрей Болотин, Дмитрий Загребин)

Постановки в других театрах

    1944 — Труппа Биргит Кульберг, Стокгольм, Швеция, балетмейстер-постановщик Биргит Кульберг

    1946 — Театр «Ванемуйне» (Тарту), балетмейстеры-постановщики И. А. Урбель и У. Вяльяотс

    25 июня 1948 — Национальный театр, Белград, Югославия, балетмейстер-постановщик Димитрие Парлич

    1948 — Немецкая государственная опера, Восточный Берлин, ГДР, балетмейстер-постановщик Татьяна Гзовская

    1949 — Хорватский национальный театр, Загреб, балетмейстер-постановщик Маргарита Фроман

    19 мая 1955 — Датский королевский балет, балетмейстер-постановщик Фредерик Эштон, художник П. Райс. Джульетта — М. Вангсо, Ромео — Х. Кронстам

    1955 — Опера де Пари, балетмейстер-постановщик Серж Лифарь, Парижская опера
    1955 — Киевcкий театр оперы и балета имени Т. Шевченко, балетмейстер-постановщик Вахтанг Вронский

    1956 — Пермский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Т. Е. Рамонова

    26 июля 1958 — Ла Скала на сцене Театро Верде[en], Венеция, балетмейстер Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе. Джульетта — Карла Фраччи, Ромео — Марио Пистони

    1961 — Гамбургский балет, балетмейстер-постановщик Питер ван Дийк

    1962 — Киргизский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Н. С. Тугелов, художник-постановщик А. Арефьев, дирижёр-постановщик А. Джумахматов; Ромео — Уран Сарбагишев, Джульетта — Бибисара Бейшеналиева

    2 декабря 1962 — Штутгартский балет, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе; Ромео — Рей Барра, Джульетта — Марсия Хайде

    1963 — Национальный балет Канады, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе

    24 мая 1963 год — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани, художник-постановщик А. И. Морозов, дирижёр-постановщик И. А. Зак

    1964 — Башкирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Леонид Лавровский

    9 февраля 1965 — Лондонский Королевский балет, балетмейстер-постановщик Кеннет МакМиллан, художник-постановщик Н. Георгиадис; Ромео — Рудольф Нуриев, Джульетта — Марго Фонтейн

    1965 — Театр оперы и балета «Эстония», балетмейстеры-постановщики Леонид Лавровский и Юрий Дружинин

    1965 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Олег Виноградов, художник-постановщик Валерий Левенталь; Ромео — Никита Долгушин, Джульетта — Татьяна Зимина, Тибальт — Валерий Ромм

    1966 — Цюрихский оперный театр, балетмейстер-постановщик Николай Берёзов

    1967 — Нидерландский Национальный балет, балетмейстер-постановщик Руди ван Данциг

    19 апреля 1968 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. С. Заславский, художник-постановщик Евгений Лысик, дирижёр-постановщик Ю. Луцив

    1968 — Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани

    1969 — Королевский Шведский балет, балетмейстер Кеннет Макмиллан, художник-постановщик Юрген Розе [уточнить]

    1969 — Лондонский Королевский балет, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе

    1969 — Горьковский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Л. Н. Флегматов

    1969 — Свердловский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Светлана Тулубьева

    1970 — Воронежский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик К. А. Муллер

    1970 — Ереванский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Олег Виноградов

    1971 — Городской театр, Франкфурт-на-Майне, балетмейстер-постановщик Джон Ноймайер

    1971 — Киевcкий театр оперы и балета имени Т. Шевченко, балетмейстер-постановщик Анатолий Шекера, художник-постановщик: Федор Нирод

    1971 — Театр оперы и балета «Эстония», балетмейстер-постановщик Май Мурдмаа

    1972 — Пермский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Николай Боярчиков

    1972 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв

    1972 — постановка Эльзы-Марианны фон Розен[fr]

    1974 — Гамбургский балет, балетмейстер-постановщик Джон Ноймайер

    1975 — Казанский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Д. Арипова

    21 апреля 1976 — Ленинградский Малый театр оперы и балета, балетмейстер и художник-постановщик Олег Виноградов, дирижёр-постановщик П. А. Бубельников; Ромео — Никита Долгушин, Джульетта — Е. Г. Алканова, Тибальт — П. О. Сталинский, Меркуцио — А. П. Евдокимов

    1977 — Лондон Фестивал Балет, балетмейстер-постановщик Рудольф Нуриев

    1977 — Куйбышевский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Яшутин

    22 февраля 1978 — премьера постановки Юрия Григоровича в Опера де Пари

Балет в 3-х актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис

Действующие лица

    Ромео — Микаэль Денар, (затем Шарль Жюд, Александр Богатырёв)
    Джульетта — Доминик Кальфуни, (затем Флоранс Клер, Наталья Бессмертнова)
    Тибальт — Жан Гизери
    Меркуцио — Патрик Дюпон, (затем Жорж Пилетта)

    1978 — Донецкий театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Виктор Шкилько

    1980 — Ла Скала, балетмейстер-постановщик Рудольф Нуриев, художник-постановщик Эцио Фриджерио, дирижёр-постановщик М. Сассон

    3 апреля 1981 — Московский классический балет, под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили, дирижёр-постановщик А. В. Виноградов; Ромео — Станислав Исаев, Джульетта — Маргарита Перкун-Бебезичи, Тибальд — Ирек Мухамедов, Меркуцио — Александр Горбацевич

    1981 — Екатеринбургский театр оперы и балета, под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили

    30 апреля 1983 — Опера де Пари, балетмейстер-постановщик Джон Крэнко, художник-постановщик Юрген Розе; Ромео — Микаэль Денар, Джульетта — Ноэлла Понтуа, Меркуцио — Патрик Дюпон

    19 октября 1984 — Опера де Пари, балетмейстер-постановщик Рудольф Нуриев, Ромео — Патрик Дюпон, Джульетта — Моник Лудьер, Тибальд — Сирил Атанасов, Меркуцио — Жан-Поль Франкетти, Леди Капулетти — Иветт Шовире

    3 января 1985 — Американский театр балета, балетмейстер-постановщик Кеннет МакМиллан; Ромео — Джульетта — Лесли Браун, Ромео — Роберт Ла Фосс.

    1986 — Красноярский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик В. С. Федянин

    11 апреля 1987 — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Юламей Скотт и Юрий Папко, художник-постановщик К. Шимановская, дирижёр-постановщик В. Е. Соболев
    1988 — Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, балетмейстер-постановщик — Валентин Елизарьев, художник Э. Гейдебрехт, дирижёр Г. Проваторов

    8 декабря 1988 — Ленинградский Малый театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Николай Боярчиков, художник-постановщик Р. Н. Иванов, художник по костюмам И. В. Сафронова, дирижёр-постановщик П. А. Бубельников; Ромео — Валерий Аджамов, Джульетта — Регина Кузьмичёва, Тибальт — Олег Ужинский, Меркуцио — Геннадий Судаков

    17 декабря 1988 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Г. А. Исупов, художник-постановщик Евгений Лысик, дирижёр-постановщик И. Лацанич

    1989 — Горьковский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Юламей Скотт и Юрий Папко

    21 июня 1990 — Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Сергей Бархин, дирижёр-постановщик Евгений Колобов; Ромео — Алексей Дубинин, Джульетта — Светлана Смирнова, Тибальт — Валерий Лантратов, Меркуцио — Андрей Глазшнейдер

    1990 — Национальный балет Канады, балетмейстер-постановщик Джеймс Куделка

    1990 — Лионская национальная опера, балетмейстер-постановщик Анжелен Прельжокаж; Ромео — С. Лора, Джульетта — Н. Комменж

    1991 — Омский музыкальный театр, балетмейстер-постановщик Сергей Колесник

    1993 — Литовский национальный театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Сергей Бархин

    1995 — Ла Скала, балетмейстер-постановщик Кеннет МакМиллан

    1996 — Балет Монте-Карло, балетмейстер-постановщик Жан-Кристоф Майо (Jean-Christophe Maillot)

    1996 — Театр балета Евгения Панфилова, Пермь, балетмейстер-постановщик Евгений Панфилов

    1996 — Екатеринбургский театр оперы и балета, возобновление постановки Касаткиной и Василёва, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили, балетмейстер-постановщик Татьяна Луань-Бинь

    20 апреля 1999 — Кремлёвский балет, в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Владимир Понькин; Ромео — Юрий Клевцов, Джульетта — Наталья Балахничёва, Тибальт — Валерий Лантратов, Меркуцио — Вадим Кременский

    1999 — Латвийская национальная опера, балетмейстер-постановщик Владимир Васильев, художник-постановщик Сергей Бархин

    28 ноября 2000 — Краснодарский театр балета, в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк; Ромео — Инь Даюн, Джульетта — Елена Князькова, Тибальд — Сергей Баранников, Меркуцио — А. Кондратюк

    10 сентября 2003 — Саратовский театр оперы и балета, в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Михаил Лавровский (по Леониду Лавровскому), художник-постановщик С. Зограбян, художник по костюмам О. Резниченко, дирижёр-постановщик Юрий Кочнев

    8 ноября 2003 — Национальная опера «Эстония», балетмейстер-постановщик Тиит Хярм, художник-постановщик М. Форссен, дирижёр-постановщик А. Вяйя

    9 июля 2004 — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия), в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Владимир Рылов

    25 октября 2004 — Башкирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, дирижёр-постановщик Р. Лютер; Ромео — Ильдар Маняпов, Джульетта — Гюльсина Мавлюкасова, Меркуцио — Дмитрий Кожемякин, Тибальд — Денис Зайнтдинов

    8 июля 2005 — Красноярский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Сергей Бобров, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, дирижёр-постановщик А. П. Чепурной; Ромео — А. Асиньяров, Джульетта — Анна Ребецкая, Тибальд — Дмитрий Зыков, Меркуцио — Аркидий Зинов

    14 ноября 2005 — Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева

В 2-х актах, балетмейстер-постановщик Константин Иванов, художник-постановщик Борис Голодницкий, дирижёр-постановщик Михаил Адамович; Ромео — Константин Иванов, Джульетта — Мария Максимова, Меркуцио — Александр Зверев, Тибальт — Александр Самохвалов, Бенволио — Константин Коротков

    3 февраля 2006 — Ростовский государственный музыкальный театр, балетмейстер-постановщик Алексей Фадеечев, художник-постановщик В. Окунев, дирижёр-постановщик Павел Клиничев

    24 сентября 2006 — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Константин Уральский, художник-постановщик Никита Ткачук, дирижёр-постановщик Сергей Ферулёв

    9 июля 2008 — Национальный Балет Кореи (Сеул), в 2-х актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк

    5 мая 2011 — Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова, балетмейстер-постановщик Р. Харатян, дирижёр-постановщик К. Дургарян

    27 июня 2012 — Самарский академический театр оперы и балета, хореограф-постановщик — заслуженный артист России, лауреат премии им. М. Бежара Кирилл Шморгонер, дирижёр-постановщик Евгений Хохлов, художник-постановщик заслуженный художник России Феликс Волосенков.

+1

2

Нет балета  печальнее на свете , чем  балет о Ромео и Джульетте.

0

3

Конечно, логичнее было бы начать с видео балета на музыку Прокофьева, но не могу удержаться. :blush:

Балет Мориса Бежара на музыку Г. Берлиоза.  Снят в 1972 г. во Флоренции, в садах Боболи, знаменитом парке эпохи Ренессанса.

Ромео – Хорхе Донн (Jorge Donn)
Джульетта – Сюзанн Фаррелл (Suzanne Farrell)
Меркуцио – Даниэль Ломмель (Daniel Lommel)
Тибальд – Бертран Пи (Bertrand Pie)
Патер Лоренцо – Пьер Добревич (Pierre Dobrievich)
Мэб – Анжель Альбрехт (Angèle Albrecht)
Кормилица – Мариз Патри (Maryse Patris)

Легкие, изящные, невероятно пластичные, сочетающие в себе естественность и утонченность Сьюзанн Фарелл и Хорхе Донн.

Ангелоподобные создания в белых одеждах, не от мира сего. 

Её сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Её в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?

+1

4

По примеру Айрин  8-)

Музыка, на которую поставлен балет: «Ромео и Джульетта», драматическая симфония Г. Берлиоза  по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра.

Считается, что появлением этой симфонии мы обязаны «вулканической страсти» композитора к своей будущей жене, к тому же познакомившей его с трагедией Шекспира. «Ромео  и  Джульетту» Берлиоз впервые увидел во время гастролей в Париже английской труппы; в роли Джульетты выступила Генриетта Смитсон, в которую 24-летний композитор тотчас же влюбился без памяти.

Он испытал истинное потрясение: это была возможность «перенестись к жгучему солнцу, благоуханным ночам Италии, к этим жестоким сценам мести, к  этим  самозабвенным объятиям, к этим отчаянным битвам любви и смерти, присутствовать при зрелище этой любви, внезапной, как мысль, кипучей, как лава, властной,  непреодолимой, огромной и чистой, и прекрасной, как улыбка ангелов …»

Программа симфонии
1. Интродукция: «Схватки. — Смятение. — Вмешательство князя». Пролог
2. «Ромео один. — Печаль. — Концерт и бал. Большой праздник у Капулетти».
3. «Сцена любви. Ясная ночь. — Сад Капулетти, молчаливый и пустынный. — Возвращаясь с бала, проходят молодые Капулетти, напевая отрывки музыки бала».
4. «Царица Маб, или фея снов», «Траурный кортеж Джульетты», «Ромео в гробнице Капулетти» («Призыв. — Пробуждение Джульетты. — Безумная радость, отчаяние; последние томления и смерть обоих любовников»). Финал («Толпа собирается на кладбище. — Драка Капулетти и Монтекки. — Речитатив и ария патера Лоренцо. Клятва примирения»).
(По кн. Л. В. Михеевой; А. К. Кенигсберг «111 симфоний»)
Источник

Естественно, хореограф был в плену у  музыки, которая не воспроизводит сюжет трагедии буквально. Поэтому Меркуцио совсем не задира и баловень, он почти alter ego Ромео и лишь слегка окрашен мягкой иронией. Тибальт танцует свой смертельный танец без музыки, под ритм, отбиваемый ватагой сорвиголов. Королева Маб, о которой у Шекспира в шутку упоминает Меркуцио, становится персонажем и навевает волшебные сны о любви.

Отредактировано Zeta (12-02-2014 21:41:27)

+1

5

Владимир написал(а):

26 июня 1979 года

Новая постановка — балет в 3-х актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис


Запись 1989 г.

Джульетта – Наталья Бессмертнова
Ромео – Ирек Мухамедов
Тибальт – Александр Ветров
Меркуцио – Михаил Шарков

+2

6

Дорогая Zeta!
Спасибо за Бежара и Берлиоза.
А вот и наша потеря.  :love:

0

7

Прекрасный  :shine: балет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

0

8

Ну а в 2012 музыкой Берлиоза вдохновилась Саша Вальц и подарила миру своё творение. Премьера состоялась в опера Бастий.

Отредактировано bird (15-02-2014 15:07:31)

+1

9

Dear Privet, спасибо за находку! Существует расхожая цитата про Пушкина, что он будто думал стихами. Органичность танца Васильева и Максимовой вызывает у меня подобное чувство.

Dear Viliam, очень рада, что Вы разделили мое восхищение  :shine:

Dear bird, большое-большое спасибо за Сашу Вальц, я этой записи не видела. Посмотрим, как она совладала с влюбленным Берлиозом)))

Отредактировано Zeta (07-04-2014 14:03:24)

0

10

Дорогая Zeta!
А вот, по нашей небольшой традиции, и та, кому мы обязaны...

http://img845.imageshack.us/img845/5536/harrietsmithsonasmissdo.jpg

+1

11

Хочу вернуться к постановке Григоровича.

Чуть-чуть истории. В 1973 г. Ю. Н. Григорович подал заявку на постановку «Ромео и Джульетты» в министерство культуры, но получил отказ. Существовало особое благоговейное отношение к золотому классическому наследию – балету Л. Лавровского, поэтому идея новой постановки вызвала скепсис.

В самом Большом театре балетмейстер также встретил сопротивление, в том числе М. Плисецкой, Е. Максимовой, В. Васильева, М. Лавровского. Свои сомнения осторожно высказывала и Г. С. Уланова. Правда, идею возврата к первоначальной партитуре С. Прокофьева горячо поддержал тогда Г. Рождественский.

Премьера в Большом театре состоялась только через  6 лет, в 1979 г.

Запись выложенного мною спектакля сделана в 1989 г. Конечно, близкие планы не очень выгодны для 48-летней балерины, но это такая ерунда по сравнению с мощным трагическим  впечатлением, которое  оставляет она в душе зрителя (это я к постоянно муссируемому вопросу о возрасте артиста балета).  Чистая, возвышенная, с печатью трагической обреченности, абсолютно несовместимая со своим окружением. Страстный и порывистый герой  Мухамедова немедленно сжигает за собой все мосты, встречая эту светлую душу.

… Не смею
Назвать себя по имени. Оно
Благодаря тебе мне ненавистно.
Когда б оно попалось мне в письме,
Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

В спектакле царствует концентрированный мрак человеческих страстей гордыни, вражды и убийства. И вот на такой почве вырастают эти цветы, прекрасные, нездешние и мраку этому ненужные... Люблю Григоровича за многое, в том числе за непримиримый конфликт его героев с окружающим. Никаких компромиссов)))

Отредактировано Zeta (18-02-2014 20:25:53)

+2

12

PRIVET написал(а):

А вот, по нашей небольшой традиции, и та, кому мы обязaны...


Dear Privet!!! неужели Генриетта Смитсон? Вот здорово!

Белолицая, с огромными темными глазами и каштановыми волосами - лицо очень выразительное, видно, что натура мечтательная и страстная. Было от чего сойти с ума)))

Отредактировано Zeta (17-02-2014 21:29:38)

0

13

Zeta написал(а):

... Люблю Григоровича за многое, в том числе за непримиримый конфликт его героев с окружающим. Никаких компромиссов)))

И это так! Тем труднее танцевать эти балеты современному поколению конформистов...

Zeta написал(а):

Dear Privet!!! неужели Генриетта Смитсон? Вот здорово!

Белолицая, с огромными темными глазами и каштановыми волосами - лицо очень выразительное, видно, что натура мечтательная и страстная. Было от чего сойти с ума)))


Если верить всезнающей сети, то именно она и есть. Под стать симфоническим страстям. :love:

0

14

С удовольствием поддержу нашу маленькую традицию не забывать о музах-вдохновительницах.

Юрий Григорович:  «Первая Джульетта моей постановки, Наталия Бессмертнова, во многом вдохновляла мои поиски как хореографа. Ее индивидуальность многое определила в том нашем шекспировском балете». 

http://s8.uploads.ru/93P6E.jpg               http://s8.uploads.ru/pIYZC.jpg

Людмила Семеняка:  «Она была сильной духом женщиной, обладавшей особым жизненным талантом: Бессмертнова была музой своего великого мужа Юрия Григоровича. Я всегда восхищалась, какой изумительной сподвижницей была Наташа, как мудро умела всегда находиться рядом, разделять и отстаивать его творческие взгляды, поддерживать. На это способны только истинно любящие люди, посвятившие друг другу всю жизнь и творчество».

Когда Юрий Николаевич возобновлял свой балет в 2010 г. для БТ, он убрал последнюю сцену примирения враждующих семей. Теперь его спектакль заканчивается смертью Джульетты…

+1

15

Наверное, это его протест против жестокости судьбы...
Вот в теме Дианы Вишнёвой в фильме Иржи Килиан говорит: "Самый древний плач человека - это когда из двух любящих один уходит первым..."

+1

16

Да, дорогая bird, в этом столько личной горечи и протеста. Меня это просто сразило. 

И он не захотел, чтобы в его балете гибелью любви было заплачено за сомнительную гармонию. Вспомнилось библейское "цена Неоцененного".

0

17

Нет ничего, что смогло бы оправдать гибель любви. Те, кто этого не понимают, виновны во всех бедах человечества.

0

18

Да... Именно об этом история Григоровича...

Здесь Ю. Н. рассказывает о своем балете накануне премьеры 2010 г.
Очень интересно о  музыке Прокофьева, о работе Вирсаладзе, об истории постановки.  Ни слова о хореографии))

Главной для меня была встреча с музыкой

«Балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева я впервые ставил в Парижской опере на сцене Пале Гарнье в 1978 г. После того, как в Париже с успехом про-шла премьера моего балета «Иван Грозный», директор театра Рольф Либерман пригласил меня на следующую, на сей раз шекспировскую постановку.

Мы с Вирсаладзе, моим постоянным художником и другом, остановились на необычном решении спектакля. Мир трагедии Шекспира предельно абстрагировался и окрашивался не в цвета оптимистического, как принято думать, ренессансного мироощущения. Нет, мы выбрали черный цвет как трагедийную краску, призванную обозначить мир трагедии вообще, вне каких-то примет и конкретного «адреса». На черном бархате высвечивались отдельные детали. Мир обобщался, максимально освобождался от подробностей быта, оставалась лишь одна симфония любви.

Позже мы узнали, что так же ставил «Ромео и Джульетту» один французский художник: он тоже освободил сцену от всего, что не было связано с магистральной линией сюжета - развитием любви героев.

Балет в Парижской опере танцевали артисты нового поколения, только что пришедшие и заявившие о себе, в том числе и в этой постановке: Флоранс Клер и Доминик Кальфуни (Джульетта), Шарль Жюд и Микаэль Денар (Ромео), Жан Гизерикс (Тибальд) и Патрик Дюпон (Меркуцио). Наталия Бессмертнова и Александр Богатырев также танцевали в ряде премьерных спектаклей. Критика была противоречива и как-то без полутонов раздели-лась на черное и белое. В театре считали, что сложился заговор с целью провалить балет, что, несомненно, только прибавило к нему интереса и в Париже, и в Японии, где он был показан на гастролях труппы. Помню, что меня поддерживали Нина Вырубова, Надя Нерина, Виолетт Верди, которая в то время была художественным руководителем балета Оперы, Юлий Алгаров, Рольф Либерман, Борис Трайлин, многие артисты и педагоги театра. 

Как бы там ни было, главной для меня была встреча с музыкой, к тому времени целиком и полностью утвердившей себя. Ее никто уже не называл непригодной для танца, как это случилось в 1930-х гг., когда Прокофьев принес ее в Большой театр. Люди не могли до-слушать до конца, уходили потихоньку... То же произошло в Ленинграде: оркестранты не воспринимали, настоятельно рекомендовали дирижеру не прикасаться к партитуре и не вызывать недоумение у зрителя. Как известно, ходила даже такая фраза: «нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

В Москве первым должен был ставить этот балет Ростислав Захаров. В Ленинграде - Федор Лопухов. Лопухов сразу отказался. Я спрашивал его потом - почему? Он ответил про-сто: там нет любви. Есть вражда, яркие эпизоды борьбы - фон, а любви нет... Партитура попала к Леониду Лавровскому и Сергею Радлову. Говорят, даже возникал вариант счастливого конца... Известен такой случай: к Прокофьеву в гостиницу пришли разговаривать о переделках, он играл в шахматы, и, не отвлекаясь от доски, сказал, что больше ни одной ноты не даст исправить. Почувствовал, зачем пожаловали. Словом, предыстория у партитуры удивительная. Тем счастливей история первой ленинградской постановки, которую встретил подлинный и заслуженный триумф.

Вернувшись из Парижа домой, я начал думать о постановке в Большом, вовсе не стремясь отменить или пересмотреть легенду и перекрыть славу старого спектакля. Было решено сохранить в репертуаре старую постановку, перенеся ее на сцену Кремлевского дворца. Таким образом, какое-то время обе версии балета шли параллельно. И не ради соревнования, а чтобы показать: музыка Прокофьева не исчерпывается единственным сценическим решением.

Узнав, что я собираюсь ставить этот балет, Ростислав Владимирович Захаров принес мне хранившуюся у него на антресолях отвергнутую изначально партитуру 1936 г., в которой обнаружились музыкальные фрагменты, никогда ранее не звучавшие. Они были не равноценны, но мы с дирижером Альгисом Жюрайтисом хотели прочесть сочинение полностью, без изъятий, хотели работать с первоисточником. Жюрайтис оркестровал три новых музыкальных куска. И они вошли в постановку, по-своему дополнив композиторский замысел. Возник клавир номер два, ставший для нас музыкальной основой.

Московский спектакль получился совершенно отличным от парижского. Мы с Вирсаладзе многое пересмотрели… В дальнейшем я и в уже готовый спектакль постоянно вносил изменения… Потом я ставил «Ромео» в разных театрах в нашей стране и за рубежом, и продолжал совершать для себя все новые и новые открытия.
Сейчас в Большом театре этот балет будут танцевать те, кто на сцене его никогда не видел, разве что в раннем детстве. Это не попытка дважды войти в одну реку. Мне хочется оживить шекспировские образы в новом времени, вернуться к вечному сюжету и к вечной - действительно, вечной - музыке. Для меня очень важны и личные воспоминания о Наталии Бессмертновой - первой Джульетте моей постановки. Она во многом и вдохновляла тогда мои поиски. Ее индивидуальность столько определила в том нашем общем балете...».

Источник

0

19

Запись трансляции 2013 г. Можно, конечно, поместить запись в тему "немного о Большом", если модератор сочтет нужным)))

    Джульетта — Анна Никулина
    Ромео — Александр Волчков
    Тибальт — Михаил Лобухин
    Меркуцио — Андрей Болотин

Отредактировано Zeta (27-02-2014 16:49:33)

+1

20

"Нет повести запутанней на свете, чем наша повесть о "Ромео и Джульетте"!"  :flag:
Вот уж непроторенным путём пошёл наш разговор о балетах на эту тему: Бежар, Григорович, Вальц... Между ними Берлиоз, Прокофьев...
А сейчас вернёмся к началу - к Леониду Лавровскому и к великому фильму-балету с Галиной Улановой и Юрием Ждановым. А ещё там танцуют Сергей Корень, Алексей Ермолаев, Александр Лапаури...
Что меня потрясает в этом шедевре: безусловное чувство стиля в мельчайших деталях. Ведь снимали его люди, жившие за железным занавесом. Но эффект нашего полного присутствия в Вероне, причём в Вероне средневековой - абсолютный. Как они этого добивалисъ? Наверное, путём безоговорочной требовательности к выверенности всех деталей. И поэтому у них не мог бокал из века 20 оказаться в руках веронской знати века 16. А у нас в современных фильмах народ 30-х годов века 20 спокойно пьёт из стаканов века 21 (непоэтическое отступление).
Достоверность чувств тоже абсолютная. Я вижу перед собой влюблённых детей и даже не пытаюсь анализировать возраст исполнителей. Потому что он меня просто не интересует. Вопрос не возникает - исполнителей нет. Есть Ромео и есть Джульетта. Есть их чувства. Есть мои слёзы.
Как они это делали? Это останется их большой тайной. Тайной таланта, делающего своё дело.
Последняя сцена в склепе... Как он берёт её на руки. Она мёртвая. Она такая мёртвая, что вопросов, почему он должен себя убить, просто не возникает. А возникает мороз по коже и состояние полного конца света. Который окончательно наступает, когда и она уходит.
А после этого наступает состояние возвышения души, которое бывает только после встречи с вечным....

+2

21

PRIVET, спасибо. Один плюс поставился, но еще сто плюсов в уме. :cool:

0

22

Спасибо, дорогая Айрин!
На видое с пресс-конференции в Вашингтоне Олег Виноградов говорит, что шедевром дрматического русского балета является "Ромео и Джульетта" Лавровского. (Часть вторая, 4:15).

Дорогая Zeta!
Спасибо за обе записи Григоровича.
по последней хочу сказать: выдающaяся работа Михаила Лобухина - Тибальд и Андрея Болотина - Меркуцио. Яркие, характеры переданы так, что уже не забыть, а станцовано безукоризненно. Абсолютный злодей Тибальд и солнечный, жизнеутверждающий, готовый на смерть ради дружбы Меркуцио. Пластичный, гибкий, неуёмный, как колокольчик. Вообще Андрей Болотин - зрелый мастер, явно недооценённый в театре. Одного взгляда нa его Первого танцовщика в общем-то не приглянувшихся мне "Утраченных иллюзиях" достаточно, чтобы понять ту пропасть, которая отделяет этого зрелого артиста от попрыгунчиков типа Артёма Овчаренко и Владислава Лантратова.
Анна Никулина - последняя любовь Григоровича (прошу ничего такого не думать, имеется в виду как балерина). Он её везде ставит в первые составы: и в "Спартаке", и в "Иване Грозном", и в "Ромео и Джульетте". Ну что ж, я не против. Видимо, она напоминает ему Наталью Бессмертнову. Своей тихостью, неброской отточенностью линий, безупречным стилем.
Александр Волчков в этой записи уникален: веришь, что перед тобой Ромео-мальчик. Вообще этот артист достоин огромного уважения: от Ромео до Красса на наивысшем уровне.

+1

23

PRIVET написал(а):

"Нет повести запутанней на свете, чем наша повесть о "Ромео и Джульетте"!"  :flag:
Вот уж непроторенным путём пошёл наш разговор о балетах на эту тему


Воистину мы не ищем легких путей   :flag: 

Да, dear Privet, есть грех)))   Как будто тщательно зажмурив глаза, пронеслись мимо шедевра Лавровского.  Ну этот парадокс из разряда «Что нам Пушкиным восхищаться, недосягаем по умолчанию, займемся другими».  Спасибо за этот глоток свежего воздуха. Такие записи нужно размещать с меткой «наше все», как Вы уже делали в другой теме…

Я тоже не понимаю, как это у них получалось. Мы знаем, сколько Галине Сергеевне было лет на этих съемках. И откуда в ней  подлинная  неискушенность и искренность девочки – не понимаю, а ведь это кино, крупные планы…  Великая тайна гения. В фильме есть такой сквозной образ - легкий ветерок. Колышутся портьеры, распахиваются двери, развеваются одежды… Джульетта Улановой  –  это тоже ветер. Нежный, игривый, порывистый, горячий, упорный  – какой угодно, но всегда легкий, почти неосязаемый. Был – и исчез, растворился. Ну что тут скажешь, если это настоящее чудо.

К сожалению, искусство утратило этот дивный дар – вызвать потрясение, рассказав историю «из жизни» простым и бесхитростным языком, без швов, нажима и рассчитанных эффектов. 

А еще о финале.  Конечно, когда у Григоровича (и у Бежара тоже)  Джульетта застает еще живого Ромео, это эффектная сцена. Усиливается трагичность момента (хотя куда уж больше?), а для хореографа так важно заполнить музыку танцем.  Но торопливый, стремительный финал Лавровского и Шекспира, когда каждый торопится догнать душу любимого – сильнее. И тоньше)))

Отредактировано Zeta (24-02-2014 22:18:24)

+2

24

Дорогая Zeta !
Я искренне верю, что настанет время и кто-нибудь издаст отдельным сборником Ваши тексты и тексты Айрин. И очень горжусь, что эти замечательный тексты пишутся на нашем форуме. :cool:

А вот и ученики Галины Сергеевны танцуют своих Ромео и Джульетту Лавровского. Григорович им своих не доверил. Зато доверил потом Бежар.

Хотя очень интересный у нас выстроился ряд: любимая ученица Улановой - Максимова - любимая ученица Максимовой - Анна Никулина. Но уже у Григоровича.
И ещё по сцене в склепе в последней редакции Григоровича, которую танцуют Никулина с Волчковым: когда оба обречённых на смерть ребёнка, прижавшись спинами друг к другу пытаются удержать любимого/ую в жизни и удержаться самому/ой. Это их поддерживание друг друга из последних угасающих сил. Что-то есть в этом от истоков всего живого: как дельфины пытаются поддержать подранка, собаки приподнимают и поддерживают умирающих сородичей. Ну не знаю, нет у меня даже слов, чтобы передать ощущения от этой сцены. Одни слёзы остались. И гнев на человечество, которое и по сей день не научилось ограждать своих детей от непосильных страданий.

+2

25

Dear Privet, для меня мнение Privet, Айрин и Bird гораздо интереснее моего собственного, честно.  :blush: А форум у нас замечательный.

И, как говорит Айрин, "Один плюс поставился, но еще сто плюсов в уме": Вы меня просто огорошили своим комментарием про сцену в склепе, я об этом совсем не думала...   
И, конечно, спасибо за еще одно "наше все"  :flag:

0

26

А я не поспеваю за Вами, но все равно продолжаю откликаться на Ваши прежние посты)))

PRIVET написал(а):

...безусловное чувство стиля в мельчайших деталях....
А у нас в современных фильмах народ 30-х годов века 20 спокойно пьёт из стаканов века 21 (непоэтическое отступление).


Это действительно больная тема сегодняшнего дня. Но пусть не надеются на успех, просчеты в деталях всегда резко бросаются в глаза и могут сильно обесценить усилия актеров и режиссера.

Тоже сделаю непоэтическое отступление. Государственный телеканал, который называет себя «Культура», иллюстрирует лекции уважаемых профессоров портретами с подписью «такой-то», а это вовсе не «такой-то», а другой человек. Неужели лень уточнить у специалиста? И подобные ляпы встречала в других передачах того же ТК.

Люди работают, не любя и не интересуясь тем, чем должны заниматься. Просто потому что кое-как закончили какой-то вуз, и теперь где-то же надо работать.  :angry:

0

27

http://s8.uploads.ru/t/mfu5j.jpg

+1

28

http://s9.uploads.ru/t/V02Je.jpg

+1

29

http://s9.uploads.ru/t/0iQ2E.jpg

0

30

http://s9.uploads.ru/t/OF2kj.jpg

+1