Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Баядерка", "La Bayadere"

Сообщений 1 страница 30 из 96

1

Либретто балета Баядерка

Предлагаем вашему вниманию либретто балета Баядерка. Балет в четырех действиях с апофеозом. Композитор А. Ф. Минкус. Либретто С. Худекова. Постановка М. Петипа. Художники М. Бочаров, Г. Вагнер, А. Роллер, П. Ламбин.

Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 21 января 1877 г.

Действующие лица: Дугманта, раджа. Гамзатти, его дочь. Солор, воин. Никия, баядерка. Великий брамин. Магдавая, факир. Толорагва, воин. Четыре факира; шесть юношей, приближенных раджи; две девушки, приближенные Гамзатти; невольницы, брамины, слуги, раджи, воины, баядерки, факиры, странники, музыканты, охотники.

Праздник огня. В священном лесу появляется Солор с группой охотников, преследующих тигра. По знаку Солора охотники направляются в глубь леса. Вслед за этим Солор приказывает факиру Магдавае передать Никии, что он ждет ее.

Раскрываются двери храма, и оттуда торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки. Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии - она должна украсить своими танцами процессию.

Фанатики огнепоклонники истязают себя ножами и огнем. Закутанная в покрывало, на сцену выходит Никия. К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора.

Наступает ночь. Луна освещает голубоватым светом лес и пагоду. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную.

В одном из окон мелькает свет. Солор подходит к окну. И через мгновение заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест.

Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику.

Наступает утро. Влюбленным нужно расстаться. Из леса выходят охотники. Они несут убитого тигра. Им навстречу идут баядерки за священной водой.

Солор весь во власти воспоминаний о минувшей ночи. Он не слушает рассказ Толорагвы об удачной охоте, рассеянно приказывает охотникам возвратиться домой и сам уходит.

Дворец раджи. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора.

Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится через три дня.

Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии.

Раджа решает погубить баядерку. Но Великий брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора.

Раджа непреклонен. Завтра во время праднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея. Таков его план.

Всю эту сцену подслушивает Гамзатти, притаившаяся за колонной. Она велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная девушка соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии.

Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну.

Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает.

Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь. Начинается празднество.

Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии. Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние.

Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен. Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал - любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Раджа и Гамзатти торжествуют, их замысел осуществился.

Комната Солора во дворце раджи. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Чтобы развлечь его, факир Магдавая велит привести укротителей змей. И это зрелище не отвлекает Солора от мрачных мыслей.

На пороге - Гамзатти со своими прислужницами. Она обращается с упреками к Солору. Но когда он берет Гамзатти за руку, на стене появляется тень плачущей Никии.

Солор умоляет Гамзатти оставить его одного, бросается к стене. Тень Никии исчезает. Он вспоминает слова клятвы, данной той, чья тень возникла перед ним, и падает без чувств. Солор погружается в мир сновидений. Он в царстве теней. Среди них и Никия. Она то приближается к нему, то ускользает.

Спящий Солор возвращается к действительности. Входит факир и с грустью смотрит на своего господина. Солор еще не избавился от ощущения, что Никия рядом с ним.

Слуги раджи, воины, брамины, баядерки заканчивают приготовления к свадьбе Солора и Гамзатти. Раджа приказывает начать празднество. Гамзатти старается привлечь внимание своего жениха. Ей это не удается. Он во власти видения. Ему все кажется, что рядом с ним то возникает, то исчезает тень Никии.

Девушки подносят невесте корзину с цветами. Она так похожа на корзину, поднесенную Никии, что Гамзатти в ужасе отталкивает ее. Перед ней возникает тень баядерки. Дочь раджи бежит к отцу, умоляя защитить ее. Раджа торопит с началом обряда венчания. Великий брамин соединяет руки жениха и невесты.

Страшный удар грома, блеск молний, землетрясение. Дворец рушится и погребает под своими обломками раджу, его дочь, Великого брамина, Солора.

Апофеоз: сквозь дождь видна вершина Гималаев. В воздухе скользит тень Никии. Она нежно глядит на своего возлюбленного, который склоняется к ее ногам.

Л. Энтeлиc
http://www.russkoekino.ru/theatre/ballet-0074.shtml

+1

2

История создания
Мариус Петипа, представитель семьи, давшей не одного выдающегося деятеля балета, начал свою деятельность во Франции в 1838 году и вскоре завоевал большую известность как в Европе, так и за океаном. В 1847 году он был приглашен в Петербург, где его творчество достигло расцвета. Им было создано большое число балетов, вошедших в сокровищницу этого искусства. Наиболее крупной вехой стал «Дон Кихот», поставленный в 1869 году.
В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Он составил план сценария, к работе над которым привлек Сергея Николаевича Худекова (1837—1927). Худеков, юрист по образованию, был журналистом, критиком и историком балета, автором четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов»; пробовал силы в драматургии и беллетристике. Он взялся за разработку сюжета, в основе своей имевшего драму древнеиндийского поэта Калидасы (по одним сведениям, I век, по другим — VI век) «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье, поставленный братом хореографа, Люсьеном Петипа в 1858 году. «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться, — пишет Ю. Слонимский, — героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц... мстительную соперницу, ситуации... И все же «Баядерка» — не вариант французского балета... Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны — они-то и входят в актив русского балетного театра... Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны». На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. Музыка «Баядерки» была заказана постоянному сотруднику Петипа Минкусу. В хореографии органично слились драма и лирика. На пестром фоне дивертисментных танцев развивалась драма Никии. «В ее хореографической партии не было пустых мест, — пишет В. Красовская. — Каждая поза, движение, жест выражали тот или иной душевный порыв, объясняли ту или иную черту характера». Премьера состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 125 лет идет на сценах России.

Л. Михеева
http://www.belcanto.ru/ballet_bayadere.html

0

3




0

4

0

5

0

6

0

7

0

8

Дорогой  PRIVET! Благодарю  вас за тему . Вы помогаете людям приобщаться к прекрасному .                                                                                                        Спасибо вам большое . :love:

Отредактировано Viliam (24-01-2014 21:55:42)

0

9

Иван Васильев "БАЯДЕРКА" 28 04 2014 Новосибирск

0

10

Бедный город, в котором танцуют такие Баядерки, как Вера Сабанцева.
Бедный Васильев, потоянно её ловивший, чтоб с вращений не упала.

0

11

TheRisingOfTheBlackSwan написал(а):

Бедный город, в котором танцуют такие Баядерки, как Вера Сабанцева.
Бедный Васильев, постоянно её ловивший, чтоб с вращений не упала.

Вы знаете, ув.TheRisingOfTheBlackSwan, по-моему и сами новосибирцы не в восторге от Веры Сабанцевой. Но с другой стороны если посмотреть, то девушка старается, как может подтягивается, стремится  к более высокому уровню. А уровень в городе не особо высок, если лучшая - Наталья Ершова.
Вместе с тем, у девушки внешние данные  неплохие. Смотреть на нее приятно. Молода еще. Может быть что-то в дальнейшем и получится. Иван же надежен как скала. Так что Вере только на пользу такое партнерство, ИМХО.

Я хотела бы задать знатокам вопрос.
В Метрополитен-Опере скоро выступают в "Баядерке" мариинцы Шкляров и Терешкина, а из Большого - Смирнова с ковентгарденовским Мунтагировым.
А вот какая версия (редакция) "Баядерки" идет а Америке? Пыталась найти какую-либо запись  этого балета в исполнении артистов Американского театра балета, но ничего не получилось...

+1

12

Дорогая Maria!
Насколько мне известно, это версия Наталии Макаровой.
Андрис Лиепа в своём интервью на "Эхо Москвы" тоже об этом говорил, а также сетовал, что у Терёшкиной и Шклярова не будет достаточно времени, чтобы войти по-настоящему в эту постановку. Соответственного стоит ожидать и результата.

http://www.echo.msk.ru/sounds/1311028.html

0

13


Переношу сюда часть обсуждения видео Леонида Сарафанова с ЮТ.
Well, it was not an easy job, but I think I've done it.
The FIRST video is MARIINSKY with Viktoriya Tereshkina.
La Bayadère (El Reino de las Sombras) - Viktoria Tereshkina - Leonid Sarafanov (2009).avi

The SECOND could be MIKHAILOVSKY (it was really hard to figure out because of the bad quality of the back picture). The new version by Mikhail Messerer. Sarafanov danced with Alina Somova.
http://www.mikhailovsky.ru/afisha/perfo … il/151511/
(at the picture you see Ivan Vasiliev but on the programm left is written Alina Somova and Leonid Sarafanov on that special day).
here is the same with Ivan Vasiliev

La Bayadere - Ivan Vasiliev 25.04.2014  or it is also MARIINSKY as danced by Komleva
Complete - La Bayadere - Kirov (Mariinsky) Ballet - Gabriela Komleva  1:15:00

but he dances another variation at the same place
and here is the same in Vienna (somebody wrote that Sarafanov is not known in the world)
Ballet La Bayadère - Viena (26.12.2007) - Leonid Sarafanov

And to round up the discussion:
just enjoy
Nikolai Tsiskaridze as Solor - La Bayadere

0

14

and now I think I found the answer to the question why he's dancing this variation in the Kingdom of Shades: it was a special New Yer performance for the French TV. So they changed the text in order to show more spectacular things.
and in the normal performance it belongs to the wedding PDD:
here with Shklyarov
La Bayadère - Grand Pas-de-Deux (A. Matvienko & V. Shklyarov)

so it may be that both videos of Sarafanov are from his time in Mariinsky.
Show less

0

15

Редкая запись - Наталья Осипова в роли Гамзатти.
Солор - Владимир Непорожний.

0

16

Дарья Павленко, Николай Цискаридзе
"Баядерка". Реконструкция Сергея Вихарева

0

17

Дорогой PRIVET, спасибо за Баядерку Вихарева.

0

18

Постановка Нуриева.
Ну как же хороши!

Bayadare II act pas de deux - Aurélie Dupont and Josua Hoffalt

0

19

Как обещала, программка Вихаревской Баядерки с премьеры с исполнителями и содержанием.

http://s6.uploads.ru/t/PwKTu.jpg
http://s7.uploads.ru/t/tKlbm.jpg
http://s3.uploads.ru/t/gQIeB.jpg
http://s2.uploads.ru/t/kEJMO.jpg
http://s7.uploads.ru/t/UxK65.jpg

0

20

Получилось мелко, но кликнув, можно всё прочесть. Первые 2 страницы - содержание, а потом идут действующие лица и исполнители с подробной последовательностью появления и названием каждой части.

0

21

Дорогая Prima!
Спасибо за уникальный документ!
Но, судя по всему, Вихарев потом передумал и Божка убрал.
Потому что в записи его нет - только в проносе. И запись, судя по всему, непорезанная.
Меня такой поворот событий порадовал. Потому что ну нельзя так рвать стилистику спектакля.
И в чём тогда вообще смысл так называемых "реконструкций", если набивать туда шлягеры, созданные полвека спустя?
И так у него не хватило духа оставить без вариаций Солора и Гамзатти. :jumping:

0

22

PRIVET написал (о Божке):

Да-да: убрали после премьеры. Был только один раз. А потом пошла такая критика, что реставратор вспохватился и вернулся к первоисточнику, как и предполагалось - а что тогда, спрашивается, было огород городить, если такие танцы оставлять?

Дорогой PRIVET, а мне жалко, что Божка убрали. Это ведь маленький шедевр. Кроме этого остаётся многое: и сама конструкция балета, новые сцены и декорации, а также костюмы и сама хореография. Хотя представляю, как Вихареву досталось. В Мариинке есть одна ненормальная капельдинерша, которая говорила, что Лопаткина отказалась танцевать в редакции Вихарева, что всё самое лучшее - это то, что поставил Сергеев. И даже Вихаревскую Спящую ругала. А ведь заменили Спящей Сергеева только потому, что стали раздаваться голоса о потере нашего наследия. Представляете, какие идиоты! Про Лопаткину я не верю, там какая-то другая причина.

Возможно, Вы перенесёте этот пост в другой раздел?

Отредактировано Prima (08-08-2015 20:58:57)

0

23

Дорогая Prima, позвольте мне высказать свое  дилетантское мнение. И (как вы называете ) в  советском варианте и в варианте Макаровой Солор курит кальян  со снадобьями и засыпает. Все ,что с ним  происходит далее-грезы . И в советском и в Макаровском варианте финал один.  Только Макарова решила его разжевать. В ее редакции Солор просыпается и сталкивается с реальностью, и  в советском варианте он понимает ,что это грезы( какая сцена отчаяния в финале!). Разве это не возмездие? Это понятно и зрителю. А то ,что ,как Вы выразились на сцене нельзя было показывать "божественное"(это не божественное , а потусторонний мир, царство теней , царство умерших),то это не так. Вот Вам прекрасный пример - "Жизель". Весь второй акт - в царстве теней, И Альберт попадает туда не воздействием дурманящих снадобий , а из реальности и пребывает там ,как  в реальном мире, и наш советский зритель,воспитанный на атеизме обожал этот балет многие годы.А ,что касается балета Макаровой,для меня он - "усеченка, несмотря на добавление в треьем акте явления Гамзатти , что должно символизировать возмездие,что совершенноне дополняет балет. И никогда я не сравню нашу сцену теней с Макаровской, как и ряд прочих моментов. Так ,что пока, я отдаю предпочтение нашей версии балета,а там посмотрим , что нам выдадут еще.

0

24

Дорогая Prima!
Мне кажется, что на двух стульях сидеть неудобно: или мы заявляем, что делаем реконструкцию первоисточника достопочтимого Мариуса Петипа, и тогда восстанавливаем то, что записано в нотациях Степанова. А всё, что было привнесено в более позднее время другими хореографами, мы удаляем.
Или мы ставим балет на основе или по мотивам Петипа и тогда даём волю собственным фантазиям: что хотим - сохраняем, что хотим убираем, что хотим - сочиняем сами.
Таким путём шли все, ставившие после Петипа.
Если Сергей Вихарев делал реконструкцию, то там не должно было быть ни Божка, ни вариаций Чебукиани, ни вариаций Пономарёва, ни вариаций Сергеева. Иначе мне неясно, в чём смысл реконструкции. И реконструкцией тогда называться продукт не может.
Другое дело, если нотация не даёт возможности что-то восстановить. Там написано: и т.д. Или не описаны какие-либо положения рук-ног. Выпущены мизансцены. Тогда некоторые хореографы делают стилизации - как Ратманский в "Корсаре" или Василий Медведев в "Щелкунчике" в Берлине.
Мы писали о реконструкциях Ратманского в теме трансляции "Пахиты" и в интервью с Фаллингтоном. Немного в теме реконструкции "Спящей". К ней мы вернёмся, надеюсь, в конце сентября - после премьеры в Милане.
Что касается перепетий с Лопаткиной, то у меня инсайдеровской информации нет.
Но Дудинская в своё время очень сильно протестовала против реконструкций Вихарева и снятия редакций Сергеева. А Ульяна Вячеславовна их преданнейшая и благодарнейшая ученица. Поэтому не могу такой вариант исключить.
Дорогая Рома!
Я тоже люблю балеты Григоровича. :flag:

0

25

Дорогие PRIVET и Рома, мы тут можем долго дискутировать, ясно, что каждый имеет своё мнение, свои рассуждения.  Это хорошо. Так и должно быть, тем более, что каким был бвлет первоначально, мы никогда не узнаем. Реальны фактически костюмы и декорации. Поэтому почитайте интересные, на мой взгяд, лекции Гаевского и Вихарева о двух реставрациях Баядерки - Петипа и Вихарева. Возможно, ссылки на них уже есть на нашем форуме?

http://www.geocities.jp/ttpballet/lecture/baya1r.html
http://www.geocities.jp/ttpballet/lecture/baya2r.html
http://www.geocities.jp/ttpballet/lecture/baya3r.html

0

26

Дорогая Prima!
Спасибо за ссылки: без них тема про "Баядерку" существовать не должна.
Мне вот понравились рассуждения Гаевского по поводу провала "ЛО" Рейзингера и успеха "Баядерки" Петипа:  Рейзингер ставил по либретто, а Петипа - по музыке. И поэтому Петипа является прородителем бессюжетных балетов.
Наверное, Мариус Иванович очень удивляется на балетных небесах. И, наверное, Пётр Ильич очень сердится, что при постановках на его музыку эту музыку мешали, как хотели.
Что касается вопроса нашей дорогой Рома, "сколько можно кромсать "Баядерку", думаю, нам ещё предстоят увлекательные сюрпризы: по сведениям Алисы Аслановой, солистки "Кремлёвского балета" и издателя блога "Балетинсайдер", Андрис Марисович вспомнил о своих балетмейстерских обязанностях и амбициях и собирается в грядущем сезоне ставить свою версию данного бессмертного балета в "Кремлёвском балете".
http://www.balletinsider.com/archive/announcement/1735

0

27

Дорогой PRIVET, мне бы хотелось, чтобы Лиепа сделал тени с глиссадами, как показал Цискаридзе в своей лекции в маленьком отрывке. Смотрите видео с 19 по 20 мин.

Возможно, многие уже видели эту лекцию.

0

28

Дорогая Prima!
Было бы очень интересно, если бы он это сделал.
Но это достаточно рискованно: все привыкли к плывучему выходу, а тут они будут подскакивать.
Опять же надо помнить, о чём говорил Вихарев: прежние девочки-тени были маленького роста, а теперешние - ну, мы знаем.
И вот если это высокие девочки начнут скакать?
Вот такие меня посетили мысли.
Кстати, а почему Вихарев этого не сделал? Сам не знал и Цискаридзе не рассказал?  :dontknow:

0

29

PRIVET написал(а):

Дорогая Prima!
Было бы очень интересно, если бы он это сделал.
Но это достаточно рискованно: все привыкли к плывучему выходу, а тут они будут подскакивать.
Опять же надо помнить, о чём говорил Вихарев: прежние девочки-тени были маленького роста, а теперешние - ну, мы знаем.
И вот если это высокие девочки начнут скакать?
Вот такие меня посетили мысли.
Кстати, а почему Вихарев этого не сделал? Сам не знал и Цискаридзе не рассказал?  :dontknow:

Дорогой PRIVET, какое всё-таки чудо интернет! Вся информация у меня - из лекций Цискаридзе и из его интервью.
НМЦ говорил, что при расшифровке прочли, что там было написано "глиссад", но как его туда вставить, было непонятно. Кроме того, НМЦ ссылался на Семенову, которая говорила, что были прыжки, но как точно, она тоже не помнила. Когда НМЦ сказал об этом Вихареву, тот отмахнулся и сказал: "Да что она помнит!", т.е. вроде того, что с головкой уже не так. Ну, а потом НМЦ увидел по ТВ какую-то передачу документальную, где было сказано, что Киров посетил Мариинский театр и был показан этот отрывок. И тогда Цискаридзе сказал себе, что значит, Семёнова была права. Ну, а для этой лекции, видимо, уже специально заказал эту плёнку. Но версия Вихарева уже вышла в прокат.
Я, правда, тоже задаюсь вопросом, что будет, если они все будут прыгать и "бухать" по сцене? Возможно, тогда пуанты были всё-таки другие и полы деревянные? А в смысле роста... Может быть, в Кремлёвском балете не такие высокие балерины?  Всё-таки хочется, чтобы кто-то попробовал это сделать. В прыжочках есть логика: тени как бы летают...

Отредактировано Prima (11-08-2015 20:45:35)

0

30

Дорогая Prima!
Я тоже помню, как наш дорогой Николай Максимович (библия и энциклопедия он наш в одном лице) рассказывал, что выход теней в воспоминаниях Марины Семёновой никто не принимал всерьёз. А потом он сидел за завтраком и смотрел документальный фильм про Кирова (он любит смотреть такие фильмы, сказал он). И вот в таком фильме вдруг прошёл этот самый отрывок из "Баядерки". И он понял, что Семёнова была права.
Честно говоря, у меня нет особой надежды, что кто-нибудь уже поставит выход теней не так, как теперь привыкли.
"Балетинсайдер" пишет, что в Кремлёвском балете труппа слишком мала и поэтому тенями пойдут девочки из МГАХ. Они же, кстати шли в последнем ряду и в МАМТе.

0