Уважаемые все, здравствуйте! Принимаете впечатления о Легенде? Вопрос риторический, ибо все равно - кладу)))
Свойство это что ли балетов Григоровича – все так хорошо, что сложно за что то зацепиться, чтобы начать писать. Впрочем, у его балетов есть еще одно свойство - они так совершенны, что исполнителям надо тянуться за уровнем, потому что в самой хореографии заложена такая мощь высказывания, такая глубина смысла, такая однозначная определенность языка в сочетании с такой многослойностью возможных красок, которыми можно наполнить каждую фразу, что сама постановка – львиная доля успеха спектакля. А уж если и с исполнением все сложится - могут получаться бриллианты абсолютной чистоты.
Бриллиантом этого спектакля безусловно была совершенная Светлана Захарова. Вообще трудно оценивать остальных исполнителей, когда она на сцене – она задает слишком высокую планку. Даже не игрой – просто красотой и великолепием линий. Во втором действии есть сцена, где она сидит на троне, а ее развлекают танцами. И вот, погружаешься в эту атмосферу, следишь за кордой, и тут она встает, сходит с трона, и, пройдя, через танцующих, застывает в раздумьи о Ферхаде… У нее за спиной продолжается движение, а она просто стоит, замерев, и ловишь себя на том, что смотришь только на нее, потому что в ее статичной позе больше нерва, больше экспрессии, чем в бурном движении десятка танцовщиков.
У Мехмене Бану Светланы все страсти – глубоко внутри. У нее слишком много достоинства, чтобы проявить их на людях, у нее вообще нет привычки демонстрировать чувства. Причем не только любовные – царица она тоже закрытая, ее властность не демонстративная, она - не начальник, не руководитель, не повелительница – она просто выше, и все. Она может спокойно, не оглядываясь, не рассчитывая эффект, протянуть руку в повелевающем жесте, ей не надо его доигрывать, все и так подчинятся. Поэтому так мучительно ломается ее тело в любовном томлении, так запредельны прогибы, так трагичны руки, слишком все глубоко, слишком сильно и слишком немыслимо выпустить это наружу. Момент, когда она поддалась было эмоциям – момент гнева, погони и суда над беглецами – да, там прорывается было страсть, но она обуздывает ее, это гнев, недостойный ее. Но из глубин существа страдающей Мехмене пробивается такая нежность, немыслимая для царицы, такая жертвенная женственность… Здесь она теплая, живая, настоящая. И особенно пронзительна трагичность того, что она не может все это отдать… Да, я совсем забыла, что по сюжету ее несчастье связано с потерей красоты… Нет, дело даже не в том, что Светлану нельзя представить некрасивой и нежеланной... Просто эта Мехмене не может позволить себе поддаться страсти к простому художнику, не может разрушить чувства сестры, она связана положением, долгом, достоинством, чем угодно, но не физическим уродством.
Про простого художника. Дебют Дениса Родькина. Хотела написать – ну очень простого… Но это все же синдром Светланы, я выше писала, что рядом с ней очень трудно находиться на сцене. Ферхад Дениса был слеплен как калька с Аладдина из известного советского фильма 60-х годов. Такой же красавец, такой же приторно сладкий, такой же условный… В этом плане они просто великолепно совпадали с Ширин Анны Никулиной. Идеальная пара! Оба – зефирно-карамельные, мультяшные, из детской сказки про восток. Иногда, глядя на них, я вспоминала и диснеевский мультик про того же Аладдина.. И такая же детская, условная любовь. Честно говоря, любовные дуэты у Григоровича настолько роскошны, что иногда и обозначить достаточно, чтобы сердце упало. Один из самых сумасшедших моментов – когда они просто падают на пол в изнеможении, даже не рядом, даже не касаясь, и просто лежат, неподвижно, глядя в небо – что со мной произошло, что за космос во мне рождается? Гениально! Я не говорю о поддержках – какими словами это передать?..
Здесь все было исполнено, но так хотелось нотку чувственности, нотку «взрослости», нотку страсти… Я видела Анну дважды – она безумно мне понравилась Анастасией и совершенно не тронула Фригией. Видимо, такая хрустальная, невинная кротость - это ее краска, ее черта, но если на Анастасию эта краска ложилась идеально, то для образов девушек со, скажем так, более активной жизненной позицией, мне в ней упорно не хватает темперамента. А Денис, мне показалось, все же осторожничал. Я с глубоким удовлетворением это отметила, когда в третьем акте «тепленькая пошла». Как только он был поставлен перед необходимостью рубить скалу, сразу возникла героика, сразу добавилось эмоций, сразу стало поинтереснее. Да и Ширин прибавила, запорхала раненой голубкой… Меня безумно вдохновило третье действие именно тем, что я увидела, что эта пара, очень гармоничная, скорее всего прибавит по эмоциям.
С Мехмене Ферхад совпадал существенно меньше, чем с Ширин. Чтобы не сказать – не совпадал вообще. Он действительно был слишком прост для такой царицы. Их дуэт – блистательный по драматизму, мог бы прозвучать гораздо интереснее, если бы между ними было больше химии. Хотя тут я должна покаяться – как я не держалась, чтобы не смотреть накануне видео классиков, но именно этот дуэт меня угораздило пересмотреть с Плисецкой и Лиепой.
А между тем все это время рядом был шикарный Визирь Виталия Биктимирова! Интересно, а почему, если Легенда, то все – Ферхад, Ферхад, а тут такая вкусная партия! Мне он понравился невероятно! Впрочем, Виталий мне нравится неизменно, только в партиях таких я его не видела, максимум Капитана марсельцев, а так – все больше в характерных танцах. Точный, умный, харизматичный, фактурный восточный правитель… Опять же воин, хозяин, плечо и опора… И красавец, между прочим… Шикарный типаж. И изумительно исполненный. Загадка спектакля – зачем Мехмене был нужен мальчик-Ферхад при наличии рядом такого мужчины? Если только сердцу не прикажешь, других объяснений тут нет… Кстати, на поклонах Виталий держался несколько в стороне, за спинами остальных главных героев. А зря!
Кордебалет как всегда – восхитителен! Особенно мужской. Хотя массовые танцы, поставленные Григоровичем, тоже завораживающие и бездонные по своей выразительности, но так отточено, так выверено, с такой экспрессией их доносить – это очень дорогого стоит. Шаманизм какой-то. Я в восторге. Как начала восторгаться от сцены выхода чиновников и офицеров перед встречей Мехмене и Ширин с Ферхадом, так и не прекращала до конца. И Шут Игоря Цвирко сорвал свою заслуженную долю аплодисментов.
Вообще, в спектакле еще был момент синдрома премьеры. Было и осторожничанье, и примерка к партиям, и обкатка образов «в деле». Поэтому всем, кто меня спрашивал после, я говорила, что уверена – спектакль будет прибавлять. Артисты еще освоятся в нем, притрутся, раскроются, раскрепостятся, подберут краски, и он заиграет еще больше. А пока была общая приподнятость, атмосфера праздника, события, куча ВИПов… Чиновно-финансовые лица называть не буду, из балетных заметила Зеленского и Вишневу, она сидела с Уриным. Но главным ВИПом вечера был без сомнения Юрий Николаевич. Зал устроил ему стоячую овацию, и это было настолько от сердца… А потом он вышел на сцену на поклоны, и с ним композитор Ариф Меликов – это было очень трогательно. Светлана, а вслед за ней и остальные участники положили свои букеты к ногам Григоровича, а Ариф Меликов бросил свой букет в оркестр. Овация была долгой, зал кричал браво, цветов было множество, все прекрасно. А я очень рада, что на сцене Большого есть еще один – простите за внежанровую лесику - настоящий «блокбастер», увидеть который надо обязательно.
PS. Локти искусала, безумно хочу посмотреть на пару Лантратов-Виноградова. Но этой осенью больше не попадаю, обстоятельства(( Так что уже завидую всем, кто еще пойдет.
Фото с поклонов много, лежат тут: http://simplyzet.livejournal.com/97488.html
PS. Пойду почитаю про Ирину, что там опять?