Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Свободный танец в России

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

На форуме есть раздел «Забытые имена», но, как оказалось, существуют целые благополучно забытые  направления русского танцевального искусства.
Это,  к примеру, «Свободный или пластический танец».
В настоящее время не принято вспоминать, как о самом направление, так и о танцовщицах и танцовщиках, разделивших идеалы пластики свободного движения.
Краткий, но содержательный обзор, посвященный  именно  этому мало известному, но, на мой взгляд, чрезвычайно интересному, этапу в развитии новой хореографии  в России представляет:

Ирина Сироткина – историк, танцевальный критик, автор книги «Свободное движение и пластический танец в России» (М.: Новое литературное обозрение, 2012) и статей по истории и теории танца. С 2012 года она читает курс «Культура движения и танца» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Свободный танец в России.

О балете знают все, а как в России обстояло дело с современным танцем? Новый танец – его еще назвали свободным или пластическим – появился и расцвел здесь в самом начале ХХ века. В Петербурге, Москве и других городах существовали десятки школ и студий танца, создавались интересные хореографические работы. С середины 1920-х годов, с наступлением эпохи сталинизма, к свободному танцу начали относиться с подозрением, – из-за его экспериментального характера. Все частные школы и студии пластики закрылись, и в искусстве танца стали господствовать лишь поощряемые государством жанры: классический балет и стилизованный народный танец.

http://sd.uploads.ru/t/4feTi.png

Новый танец появился в России благодаря Айседоре Дункан, впервые посетившей с гастролями Санкт-Петербург и Москву в 1904 году. Россию она полюбила и часто сюда возвращалась: русские были, наверное, самыми большими поклонниками ее таланта. Здесь она по-дружилась с Константином Станиславским и актерами Художественного театра, с художниками, философами и музыкантами Серебряного века, здесь же в 1921 году открыла школу танца и встретила свою последнюю большую любовь – молодого поэта Сергея Есенина. Танец Айседоры совсем не был похож на академический балет: она выступала босиком, в короткой развевающейся тунике, и производила впечатление абсолютно свободного человека. А Россия тогда мечтала о свободе, и у Дункан сразу появилось множество последователей: они создавали студии и школы свободного танца, делали новаторскую хореографию.

http://sd.uploads.ru/t/mgy4S.jpg

В 1910-х – начале 1920-х годов в России были открыты десятки студий: в Москве – классы пластики Эллы Рабенек и Франчески Беата, студии Инны Чернецкой, Людмилы Алексеевой, Веры Майя, Льва Лукина; в Петербурге – студия «Гептахор» под руководством Стефаниды Рудневой, студии Клавдии Исаченко, Зинаиды Вербовой; были свои «босоножки» в Киеве и Астрахани, в Крыму и на Кавказе. Между студиями сложилось своеобразное разделение труда: одни руководители студий – как Цветаева и Алексеева – предпочитали преподавательскую деятельность, другие – Майя, Исаченко и Лукин – создавали собственные театры танца, третьи – Александр Румнев и Наталья Глан – занимались постановочной деятельностью в существующих театрах.
Генеалогия почти всех студий восходит к немецкой школе (сначала школа существовала в Берлине, затем – в Дармштадте), которой руководила сестра Айседоры, Элизабет Дункан. Одни руководители студий – в том числе, Рабенек, Беата, Чернецкая и Цветаева – хотя бы какое-то время посещали эту школу, другие – включая Наталью Тиан, Алексееву, Майя и Лисициан – учились у этих первых. С некоторыми, отдавая предпочтение мужчинам, Айседора занималась лично (так повезло Румневу), а другие танцовщики – как Стефанида Руднева и Лев Лукин – учились у нее издалека, пытаясь в то же время идти собственным путем. Все они разделяли идеалы свободного и естественного движения, которые отстаивала сама Дункан.

http://sd.uploads.ru/t/Dc4It.jpg

Айседора всегда подчеркивала близость своего танца к природе и музыке. Почти все представители нового танца в России разделяли ее культ музыки, а некоторые и сами были профессиональными музыкантами. Вера Владимировна Боголюбова (1891-1974) училась в Московской консерватории в классе К. Н. Игумнова и посещала студию Франчески Беата. Выступать она начала в 1917 году под псевдонимом Вера Майя. Вскоре в ее «студии выразительного движения» появились первые ученики; занятия проходили в единственной комнате, огромной и пустой, где жила тогда руководительница студии с мужем. Создавая свои танцы, Вера Майя шла от музыки: прекрасная пианистка, она садилась за рояль и предлагала свою интерпретацию произведений. Нововведением студии были акробатические упражнения и этюды на гибкость и силу, включая построение пирамид. Хотя акробатику в танце одобряли не все ее коллеги, у зрителей акробатические номера и эффектные поддержки Веры Майя пользовались неизменным успехом.

http://sd.uploads.ru/t/AMVk5.jpg

Сын присяжного поверенного, Лев Лукин (Лев Иванович Сакс, 1892-1961) отказался стать юристом и продолжить дело отца. Юноша мечтал об искусстве, занимался в Музыкальном училище Гнесиных, но «переиграл» руку и пианистом не стал. Уйдя из дома, он работал на фабрике, играл в любительских театрах, сблизился с кругом Евгения Вахтангова. Свой первый театральный кружок Лукин создал на Алтае, работая на строительстве железной дороги, а второй организовал в 1917 году в Москве, в печально знаменитой Чрезвычайной комиссии (ЧеКа), где он недолгое время работал. Тогда же Лукин занялся танцем, сначала в балетной студии, затем – в пластической, и попробовал свои силы как хореограф. Неудовлетворенный балетной лексикой, он искал новых движений и иного пути в танце; проводником Лукина на этом пути стала музыка. Импровизируя за роялем, он часто останавливался, думал, повторял фразу – как бы вглядываясь в нее, угадывая в ней жест. Любимым его композитором был кумир всего поколения, Александр Скрябин. В 1920 году Лукин создал «Свободный балет», куда вошли талантливые и любящие эксперимент танцовщики – в том числе, Александр Румнев.

http://sd.uploads.ru/t/0FiXd.jpg

Хореографы 1920-х годов создавали интереснейшие работы, которые мы теперь отнесли бы к танцу модерн. Кое-что из хореографии тех лет напоминает популярный тогда в Германии Ausdruckstanz, и это не удивительно: многие русские танцовщики учились в Германии, а немецкие – приезжали в Россию. Здесь, например, в конце 1910-х годов выступала танцовщица и исследовательница танца Ольга Десмонд, а после революции при содействии Всесоюзного общества культурной связи с заграницей в Москву приезжала эксцентрическая танцовщица Валеска Герт. Об Ausdruckstanz в России знали и по выставкам «Искусство движения», которые в 1920-е годы на протяжении четырех лет организовывала Российская академия художественных наук; в них участвовали, в том числе, фотографы из Германии и Австрии. Свободный танец оказал большое влияние на классический балет – например, через Михаила Фокина, балетмейстера Мариинского театра в Петербурге и хореографа Русских сезонов в Париже, и балерину Анну Павлову; оба они восхищались Дункан.
Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, новый танец успешно пережил революцию и гражданскую войну. В эпоху новой экономической политики – НЭПа, когда вновь открылись частные театры, кабаре и мюзик-холлы, многие танцовщики стали выступать там, обогатив и облагородив репертуар этих заведений. Однако, в середине 1920-х годов, с приходом к власти Сталина, на свободный танец начались гонения. Пластический танец оказался слишком авангардным; обвинили его также в чрезмерной эротичности и дурном влиянии на нравы. В 1924 году Моссовет взял под полный контроль танцевальное образование и закрыл частные школы и студии танца. А вскоре в театре начался возврат к академизму, и все эксперименты – в том числе, хореографические – были прекращены. Оставшись без возможности показывать свое искусство на сцене, танцовщики уходили во «внутреннюю эмиграцию» – работали в детских учреждениях, руководили физическим воспитанием или создавали новый вид спорта – художественную гимнастику. Возвращение современного танца в Россию началось только в последнюю четверть ХХ века, в особенности, с наступлением эпохи гласности.

 Впервые опубликовано в онлайн-журнале «Германия и Россия» 
http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/ … 556656.htm

+1

2

Дорогая Айрин!
Спасибо за интересную тему.
Мне было неясно, что художественная гимнастика имеет корни в свободном танце. Очень интересно.
А ещё интересно, что хоть это направление в России /СССР не развивалось, наши танцовщики, как только им дали возможность этим заниматься, стали лучшими.
Как рассказывал Анжелен Прельжокаж: европейские танцовщики, кочующие из одной труппы современного танца в другую, только думают, что они импровизируют. На самом деле - цитаты из танцованного у различных хореографов. А когда артистам БТ сказали, что они могут импровизировать, там пошла такая настоящая, мощная импровизация, что им и не снилось.
Кстати, я сейчас занимаюсь закачкой видео из мастерской молодых хореографов в Вене. Там тоже много чего можно будет на этот счёт увидеть и порассуждать. :flag:

0

3

Дорогой(ая) PRIVET, да,  тема, действительно, очень интересна. Все движется по спирали.
И еще у меня возникла такая мысль: похоже, что в постановках Таирова и Мейерхольда, применялось  сочетание элементов   свободной пластики и драматического действа, ведь движению отводилась одна из ведущих  ролей. Как жаль, что все было уничтожено и теперь уже не просто трудно, а невозможно предположить и представить как бы это могло со временем видоизмениться.
Эта ветвь тоже была обрублена.
Если представить, что все  продолжало бы естественно развиваться, вполне вероятно, что Россия стала бы законодательницей в области современной хореографии,  первооткрывателем, а не  - аутсайдером,  как мы теперь часто можем наблюдать.

Отредактировано Айрин (29-09-2014 20:26:29)

+2

4

Да, а вот этот театр идёт, видимо, путём Таирова и Мейерхольда ...

" НОВЫЙ БАЛЕТ "

0

5

Сигалова Алла Михайловна (Моисеевна)
"Бедная Лиза" -  Л.Десятникова, в Театре Наций.

0

6

Борис Эйфман "Реквием".  Музыка: Моцарт, Шостакович. Текст: А.Ахматова

+2

7

Это, правда, не в России. Но по теме Айсидоры.

0

8

Дорогой(ая) PRIVET, может быть я не права, но как раз свободы мне в этом исполнении и не хватило. По моему восприятию, девушка очень напряжена. Свободны только ее волосы. Хотелось бы, чтобы все было как-то более пластично, мягко, кантиленно. Правда, она босая и в тунике. Должно быть, этого, по мнению постановщика,  вполне  достаточно для создания образа Дункан, но, в моем понимании, все же свободный танец должен выглядеть как-то совсем иначе.

0

9

Дорогая Айрин!
Наверное, Вы правы - всё слишком "славненько", особых "страстей от Айсидоры" не наблюдается.
Но, видимо, такой её увидел Эштон.

0

10

А мне этот танец Тамары очень нравится. Мне кажется, что здесь сошлось все: и Брамс, и Эштон, и манера исполнения Рохо - свободный полет, но без перегиба.  Ведь это вальс.
Жаль, что это было в 2004 г. Тогда она была изумительна.  О последних ее работах  в паре с Карлосом Акостой  я, к сожалению, такого сказать не могу. Мне все время казалось, что в танце этой знаменитой пары все как-то пресно, заиграно, как говорят музыканты.

+1

11

Эта Айсидора лучше  :love:

+1

12

+1

13

Maria написал(а):

А мне этот танец Тамары очень нравится. Мне кажется, что здесь сошлось все: и Брамс, и Эштон, и манера исполнения Рохо - свободный полет, но без перегиба.  Ведь это вальс.

Дорогая Maria, я не спорю, возможно, Тамара очень хороша в этом танце, но это танец Тамары, а не Айседоры. На мой взгляд, не стоило  называть этот танец  именем великой танцовщицы, если в нем не передана ее индивидуальность.  Танец Айседоры — это свободное импровизационное движение раскрепощенного тела, чутко откликающегося на мелодию, творящего танец  на глазах у зрителя.
Для меня в данной постановке ничего  этого не получилось. ИМХО.

+1

14

Выступления Айседоры Дункан пользовались небывалым успехом в России. Наверное, ни в одной другой стране мира не имела она столько последователей, не только с восторгом принявших ее эстетику свободного движения, но и организовавших в огромном количестве по всей стране школы, студии, театры, коллективы с энтузиазмом воспринявшие увлечение свободным  танцем.

+1

15

Айрин написал(а):

Танец Айседоры — это свободное импровизационное движение раскрепощенного тела, чутко откликающегося на мелодию, творящего танец  на глазах у зрителя.
Для меня в данной постановке ничего  этого не получилось. ИМХО.

В этом я с Вами полностью согласна, уважаемая Айрин. Ведь талантом импровизировать на музыкальные темы обладала уникальная Айседора. А прилизанные ковентгарденовские танцовщики не могут себе позволить никакой "вольности". В этой постановке импровизировал на тему Айседоры Дункан Эштон, а не Рохо. Может быть у нее самой получилось бы лучше.  8-)

+1

16

Дорогая Maria, у каждого из нас своя Айседора, которую пришлось придумать, потому что слишком мало осталось о ее танце визуальных  свидетельств. На плохо сохранившемся несовершенном целлулоиде, думаю,  она запечатлена уже на излете своей карьеры. Но ведь  что-то было в ней такое необыкновенное, приводящее в восторг зрителей, и каких зрителей. Ее творчеством восхищались Фокин, Павлова, Станиславский... А позже целое море последователей.
Она смогла изменить что-то в самом восприятии танца. Она совершила революцию в танце.
Мое представление категорически не совпадает с тем, что получилось у Аштона и Рохо. Это что-то совсем из другой оперы.
Конечно, перед нами режиссерская постановка. Это ясно.  Но надо было добиться в ней такого эффекта, чтобы мы поверили, что видим свободную импровизацию  танцовщицы, не придерживающейся  балетных канонов (против которых Дункан всегда выступала), имеющей совершенно свободное тело, владеющей им по совсем иным, не балетным,  законам. 
Пусть даже внешне эта танцовщица и не была бы похожа на оригинал, но внутренне должна была бы ему соответствовать. Тогда цель была бы достигнута и постановка отвечала бы своему названию.
Опять ИМХО.

Отредактировано Айрин (17-10-2014 20:10:12)

0