Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Андрис Лиепа. Andris Liepa

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

http://rbth.com/arts/2014/07/03/choreog … 37919.html

Перевод следует...

0

2

http://nnovgorod.monavista.ru/news/36464/

Андрис Лиепа: Настоящий балет – это мы!

Андрис Лиепа:  Настоящий балет – это мы!
Археолог по маленькому черепку восстанавливает прекрасный кувшин и по кирпичику – величественное здание. Палеонтолог по одной косточке реконструирует облик доисторического животного. А Андрис Лиепа – звезда мирового балета, знаменитый танцовщик, по музыкальному фрагменту и эскизам костюмов восстанавливает балеты, которым рукоплескали почти 100 лет назад на Дягилевских сезонах в мировых столицах.

Из ног в ноги
Какие-то балеты десятилетиями передаются, как говорят в балете, «из ног в ноги» – поколение за поколением танцовщиков бережно хранят каждое движение. А от других практически ничего не осталось. Очередной виток «Русских Дягилевских сезонов XXI века» и «Кремлевского балета» Андриса Лиепы подарил нижегородцам балет «Тамар», хореография и даже музыка которого были утрачены.

– Это наша дань юбилею Лермонтова. («Тамар» – балет о царице Тамаре, которой Лермонтов посвятил одно из самых известных своих стихотворений. – Авт.). Спектакль очень красивый, эффектный. Он полностью создан заново. От него (поставленного Михаилом Фокиным в 1912 году. – Авт.) ничего не осталось, кроме эскизов декораций Льва Бакста. Второй балет сегодня – «Жар-птица» – идентичный тому, что был у Фокина в 1909 году, там вся хореография осталась, – рассказал Андрис «Нижегородской правде».

– Балет ставился на определенную балерину? Так же как Фокин ставил его на Карсавину?

– Юриус Сморигинас, литовский хореограф, ставил его специально на Сашу (Александра Тимофеева – Авт.), потом получилось так, что роль досталась Ирме Ниорадзе, потом Кристине Кретовой, и вот снова Саша! Круг замкнулся. Она очень пластичная, очень красивая.

Свет и фантомы
– Дягилев в своё время не вмешивался в творческий процесс?

– Он всегда всё сам смотрел, давал добро. Очень любил всякие новшества в театре. Театр «Шанзелизе», где мы тоже работаем, в 1913 году стал первым электрифицированным театром в мире. До этого электричества не было вообще – только газ. Чуть-чуть подсвечивалась рампа. Поэтому декорации и были очень яркие.

– На нашей маленькой сцене работать сложно?

– Нет. Это удивительно. Приезжаешь и понимаешь, что сложно расположить декорацию. Но когда начинаешь работать, то видишь, что спектакль идет, живет. В настоящих театрах есть какая-то магия. Есть фантомы, которые здесь живут. Ваш театр тесно связан с именами Горького и Шаляпина. На этой сцене выступало множество звезд, и часть себя они тут оставили.

Всё из ничего
– Когда от спектакля ничего не осталось, как можно его восстановить?

– Он действительно будет не похож на оригинал. Я раз за разом слушаю и открываю заново, какие фантастические были тогда композиторы. «Тамар» – 40 минут из всего наследия Милия Балакирева. Осталось лишь 20 минут от оригинального спектакля, я добавил к ним еще двадцать из его фортепьянного концерта. Музыка есть в нотах, но нанять оркестр и проиграть ее – огромные деньги. В итоге мы вычистили старую светлановскую запись, а потом изучили много материалов по Фокину. У нас есть 10 минут документального фильма его репетиций, где он репетирует «Шопениану», «Шахерезаду».

– Какой спектакль вы планируете восстановить следующим?

– Мы уже сделали фантазии на тему «Клеопатра-Ида Рубинштейн». Илзе (Лиепа. – Авт.) танцевала. Поставил французский хореограф Патрик де Бона. Это спектакль о том, как Дягилев делал спектакль для Иды Рубинштейн «Клеопатра» в Париже. Там есть и Фокин, и Карсавина, и Нижинский. Это спектакль о них, а потом мы как будто переносимся в прошлое и смотрим «Клеопатру» – она тоже не сохранилась.

Энергетический обмен
– Какие должны быть качества у современного артиста балета?

– Надо серьезно относиться к любой работе, которую ты делаешь. Каждый человек в труппе должен на сто процентов отдаваться этой идее. Фокин умел ею заразить. Я видел реставрации его балетов – они и близко не были похожи на его работы. Энергетика со сцены идет в зал, зал ее принимает и отдает артистам. Без этого обмена энергией в театре невозможно.

– Сегодня появляются студии, обещающие научить балету восемнадцатилетних, это реально?

– Конечно, нет. Начинают где-то в 11 лет. Только что молодая балерина Жанна Губанова станцевала Джульетту. Я не мог поверить, что девочка в 18 лет может так профессионально сделать роль.

– Сегодня рейтинг балета как профессии падает. С чем это связано?

– С тем, что никто не заказывает музыку. Тот же Дягилев брал новой современной музыкой. А теперь не пишут балеты. «Ромео и Джульетту» заказали Прокофьеву, «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Щелкунчика» – Чайковскому, «Жар-птицу» – Стравинскому. А нет заказа – нет балета.

Просветительская миссия
– Сегодня всё чаще балеты, особенно американские, больше напоминают физкультуру или спортивный танец, и их преподносят как современный новаторский балет.

– Да, – Андрис тяжело вздыхает. – Это примитив. Балет – это то, что приво-зим мы. Я его показываю, и зритель говорит: да, вот это – Балет. Балеты без содержания очень трудно смотреть, американцы их любят и чувствуют, но для нас они непонятны. Люди просто встают и уходят.

– Откуда к вам приходит вдохновение?

– От музыки, конечно! Но когда я смотрю старые эскизы и декорации, ищу вдохновение у художников. Хочется в красивые декорации вписать балет. Я мечтал увидеть «Тамар» и «Шахерезаду» – и мечта сбылась. И вот «Тамар» в Нижнем. Мы благодарим за поддержку министерство культуры, которое дает нам возможность показать спектакли в шести-семи городах. Это чисто просветительская миссия. Мы это делаем не ради себя и не ради заработка, билеты не окупят расходы даже на доставку трейлера с декорациями. Показать настоящее – наша задача. Особенно детям.

Буду папой в Большом театре!
– Сколь охотно дети сейчас идут учиться балету?

– Девочки идут, мальчики – нет. Раньше это была престижная профессия. Артисты выезжали за границу, получали приличную зарплату. У моего отца была зарплата в 550 рублей – столько же получал директор завода. А сейчас что?

– В каком возрасте вы поняли, что ваш отец – не просто папа, а звезда и уникальный талант?

– Я это знал всегда. С первого «Лебединого озера» с ним, которое увидел маленьким мальчиком в Кремлевском дворце.

– А когда самому захотелось пойти в эту профессию?

– Мне рассказали, что когда я увидел папу в телевизоре, то сказал, что буду папой в Большом театре. Я не помню этого, но все рассказывают!

– А папа не останавливал с криками: «Не делай этого!»?

– Он не очень верил, что из нас с Ильзе что-то получится. Но потом был рад и счастлив, что мы выросли в хороших артистов, продолжили семейную традицию и делаем это с любовью.

– Будет ли третье поколение артистов балета в семье?

– Моя дочка – нет, а у Ильзе серьезно занимается балетом. Надо работать каждый день минимум по шесть часов. Это как в спорте: сколько ты тренируешься, такие и результаты. Достичь успеха в балете может лишь тот, кто отдал ему всю свою жизнь.

Справка «НП»
Андрис Лиепа. Родился в 1962 году в Москве в семье известного танцовщика, солиста Большого театра Мариса Лиепы и актрисы Маргариты Жигуновой. Окончил Московское академическое хореографическое училище. За восемь лет работы в Большом театре станцевал ведущие партии во многих постановках. Выступал на сценах Ла Скалы, Парижской оперы, работал с Морисом Бежаром в Лозанне, танцевал в Римской опере, Королевской шведской опере. С театром «Кремлевский балет» исполнил ведущие партии в «Макбете» и «Золушке». В 1993 году восстановил и впервые показал в России три балета легендарного хореографа Михаила Фокина – «Петрушку», «Шахерезаду» и «Жар-птицу», созданные для «Русских сезонов» в Париже. Позже выступил в роли режиссера-постановщика и продюсера кино, запечатлевшего все три балета. Худрук театра «Кремлевский балет».

0

3

0

4

Андрис Лиепа посетил Волгодонск и впервые ответил на провокационные вопросы о скандалах с Филиным и Цискаридзе

Ссылка

0

5

Андрис Лиепа: Даже в самые сложные времена зрителю необходимо искусство

15 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится Рождественский гала-концерт звезд мирового балета «Christmas Балет-гала». «ВМ» поговорила с режиссером-постановщиком и художественным руководителем этого проекта Андрисом Лиепа.
- Андрис, расскажите: что ждать зрителям на концерте? Какие балетные открытия вы готовите?
- Рождественский гала - это подарок зрителям перед новогодними праздниками. На одной сцене соберутся исполнители мирового масштаба - Владимир Малахов, Илзе Лиепа и Фарух Рузиматов. Раньше была замечательная традиция проводить фестиваль "Русская зима". К сожалению, он исчез вместе с советским временем. Поэтому сегодня Балет-гала – как глоток свежего воздуха для всех любителей истинного искусства. В программу праздничного концерта войдут как лучшие образцы шедевров классической хореографии Мариуса Петипа, Мориса Бежара, так и оригинальные современные постановки Ханса ван Манена, Уве Шольца, Марко Гёкке.

13:46 14 декабря 2015
Подробнее: Ссылка

0

6

Андрис Лиепа  пишет "на небольших площадках цены заоблачные" А БТ? Посмотрела  на цены билетов на " Жизель" (Январь ,февраль) и ахнула!

0

7

https://iz.ru/718875/zoia-igumnova/andr … m-my-silny

Андрис Лиепа: «Балет — то, чем мы сильны»
Народный артист РФ — о патриотизме в искусстве, сложных отношениях с Большим театром и конкуренции с китайцами

"Санкции отразились на восприятии русской культуры?

— Нас начали упрекать в том, что русская культура — наше тайное оружие. Такие высказывания я уже читал в западной прессе. Молодежь и современные политики думают, будто это в первый раз. А я все-таки советский артист, очень много работал в советский период. И скажу вам: это мы уже проходили.

В 1986 году мы с Ниной Ананиашвили и Вадимом Писаревым приехали на Международный конкурс балета в Джексон, штат Миссисипи. Мы летели в США на огромном Ил-62, в котором находилось всего 12 пассажиров. Вадик из Донецка, Нина из Тбилиси, я — москвич, наполовину латыш. Защищали честь Советского Союза. Когда мы с Ниной взяли Гран-при, а Вадик — золото, исполнялся наш гимн, внесли флаг СССР. Мы чувствовали себя, как Ирина Роднина на олимпийском пьедестале. Комок в горле.

Потом все газеты с ехидством написали, что приехали русские и собрали все награды и все деньги. Конечно, мы были идеологическим оружием. До этого американские балетные конкурсы проходили без русских. А что это за конкурсы? Как хоккей без канадцев."

0

8

Инетересно, теперь в театре Кабуки и женщины работают? Андрис  говорит о танцовщице Ямада Мидори. Вроде бы раньше там только мужчины были артистами.
И ещё его цитата: "К сожалению, наши выезды во Францию и Англию прервались. Нам помогали с финансированием крупные компании, а теперь они в санкционных списках. Пришлось свернуть гастроли. Сейчас мы просто участвуем в фестивальных проектах. Это уже другое: вывозит принимающая сторона, сама продает билеты и выплачивает гонорары. А спонсировать балет желающих мало..."
Мне не совсем понятно. Он говорит о российских компаниях? Я считала, что кто приглашает, тот и платит. Выходит, для больших гастролей финансировать должны обе стороны? Или может же быть, если, скажем, Большой или Мариинский приглашаются куда-то, они сами ищут спонсора, который всё оплатит?

Отредактировано Prima (20-03-2018 01:22:48)

0

9

Prima написал(а):

Мне не совсем понятно. Он говорит о российских компаниях? Я считала, что кто приглашает, тот и платит. Выходит, для больших гастролей финансировать должны обе стороны? Или может же быть, если, скажем, Большой или Мариинский приглашаются куда-то, они сами ищут спонсора, который всё оплатит?


Дорогая Prima!
Как мне представляется, гастроли организовывает личность, профессия которой "импрессарио". Вот, к примеру, гениальным импрессарио был Дягилев, был Юрок, сейчас в Лондоне - чета Хоххаузеров. Данилян - тоже импрессарио. И вот в задачу этого импрессарио входит профинансировать гастроли, а потом попытаться их "отбить" продажами или, опять же, спонсорами. Насколько я понимаю, импрессарио "Русских сезонов" был Андрис Лиепа. И он финансировал организацию  гастролей при помощи каких-то там, видимо, приближённых к российским властям структур и лиц (вспомним нашего дорогого ректора, который постоянно рассказывает о помогающих ему "друзьях"). Ну вот, когда грянули санкции, эти структуры, видимо, понесли убытки или оказались заблокированными для финансовых операций на Западе. Я очень хорошо помню, что когда впервые были объявлены санкции, как раз должны были состояться гастроли "Русских сезонов" Лиепы в Париже в Шатле. И они там должны были танцевать "Карнавал", что меня очень интересовало. И уже билеты должны были поступить в продажу и вдруг - тишина. Всё отменили, ничего никому не объяснили. Мы тогда столкнулись, практически, лоб в лоб с Андрисом Марисовичем в театре Сац и как-то от неожиданности мне не пришло в голову спросить его, почему гастроли втихую замяли. Но, в принципе, и так понятно было, а сейчас он подтвердил.

0

10

Дорогой Privet, значит, приглашала Франция, а деньги организовывал Лиепа? Не могут же они без приглашения приехать. Как я понимаю, речь идёт о негосударственных компаниях, каковой является компания Лиепы? Если это коснётся БТ или МТ, тут, наверное, проще. Наверное, найдутся западные спонсоры, и находятся. В общем, уцелеют самые лучшие и сильные. Возможно, Лиепа сможет найти кого-то и не в России...

0