"Meistersignaturen", Wiener Staatsballet, 12.06.2014
Существует множество рецептов популяризации балетного искусства.
Рецепт №1 от Большого театра России: из года в год в художественные руководители театра назначаются личности, которые не в состоянии руководить большим количеством больших артистов. В результате чего в театре растут склоки, переходящие в скандалы, заканчивающиеся криминальной хроникой. В результате артисты балета попадают в тюрьму, худруки - в больницу, звёзды - на выселки, директора - на другие высокооплачиваемые должности. Назначается новый директор, основная работа которого заключается в постоянной раздаче полувменяемых интервью. Балеты танцуются, балетоманы ругаются, публика восхищается. Занавес.
Рецепт №2 от Мариинского театра Санкт-Петербурга: из года в год не происходит ни скандалов, ни новых интересных премьер, ни новых интересных имён. Худрук в небытие, директор театра в постоянных разъездах, балетоманы в нудных спорах, публика в восхищении. Занавес.
Рецепт №3 от МАМТа: приглашается зарубежный артист русского происхождения и весь репертуар выстраивается вокруг него. Покупаются старые зарубежные балеты. Худрук танцует вместе со всеми, директор переводится в БТ. Балетоманы грызутся, публика в восхищении. Занавес.
Рецепт №4 от Михайловского театра Санкт-Петербурга: скупаются самые яркие действующие и восходящие звёзды мировой и русской сцены. Ставятся забытые отечественные и зарубежные балеты, приглашается чужой, но знаменитый за бугром хореограф. Артисты собственной труппы прозябают на подтанцовках. Директор у всех на слуху, звёзды гастролируют по миру. Балетоманы собачатся, публика в восхищении. Занавес.
Рецепт №5 от правительства РФ и Академии русского балета: на должность ректора назначается выдающийся танцовщик, почему-то ставший ненужным собственному театру. Он - безусловный профи своего дела - начинает давать интервью по разу в месяц, а то и чаще. Дети учатся, родители в восхищении, артисты балета по разные стороны баррикад, группа поддержки во всеоружии. Занавес.
Ну а можно популяризовать балет так, как в музыкальной столице Европы - славном городе Вене: просто транслировать его иногда бесплатно на большом экране перед зданием Государственной оперы, поставив для желающих удобные стулья и предлагая программки. Прекрасным тёплым летним вечером.
Балетное сворэ называлось "Автографы мастеров" и состояло из небольших шедевров хореографов современности. Первый - Иржи Бубеничек "Le souffle de LEsprit".
Суфле взбивалось на музыку И.-С. Баха, Вивальди, Йоханна Пашельбеля и др. менее знаменитых господ. Подавалось на фоне шедевров мастеров Возрождения. Очень старательными тановщиками.
Кирилл Курлаев
Кирилл Курлаев, Денис Черевычко и кто-то нам не очень понятный
Следующим номером великих шёл "Вацлав" Джона Ноймайера. Здесь соединились автографы Иоганна-Себастьяна, Нижинского и самого гения современности. Для последнего Нижинский - целый космос. Со знакомства с его книгой о балете, с его философии бытия, его живописи для Ноймайера началась жизнь в искусстве балета. Он всю жизнь собирал всё, что связано с жизнью великого танцовщика и хореографа, выдающегося мыслителя. И постоянно обращался к нему в своём собственном творчестве. Всего у Ноймайера три балета, посвящённых его гениальному идеалу. "Вацлав" поставлен по наброскам самого Нижинского, не смогшего осуществить эту постановку. В стилистический язык танца Ноймайер вставил позы и движения из "Петрушки" и "Послеполуденного отдыха Фавна".
Баха играет на сцене Игорь Заправдин
Следующим блюдом подавался Баланчин, конечно же, с Петром Ильичём. И с главной примой Венского балета Людмилой Коноваловой. Эта удивительная, ни на кого не похожая балерина, являющаяся воплощением царственной текучести и элегантности, не смогла совладать со своими нервами, подскользнулась и упала в самой середине центральной вариации. Если бы она не выложила в своём ФБ запись с репетиций, где с ней происходит тоже самое, то мы бы во всём обвинили пол на сцене. А так - нервы, видимо, подкачали. К счастью, именно этот момент мы не засняли.
Ну и на десерт всего этого великолепия подавались "Четыре последние песни" Рихарда Штрауса, очередной юбилей которого с большим размахом отмечался как раз в эти дни. Хореограф - Руди ван Данциг. В роли Штрауса - Эно Печи. Танцовщик, обладающий уникальными говорящими руками. Вокалистка, конечно, не из тех, кому исполнять бы данный шедевр в Венской опере - ни одного слова из великих поэтических шедевров Хессе разобрать было невозможно. Но мы простим. За все остальные автографы, подаренные нам от щедрой души Мануэля Легри и директора Майера в тот незабываемый вечер.