Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Впечатления очевидцев. Zuschauerkritiken » Танцуют все! Танец в Вене в эпоху модерна.


Танцуют все! Танец в Вене в эпоху модерна.

Сообщений 1 страница 30 из 81

1

По долгом размышлении решаю поместить эти материалы во "Впечатления"

Потому что это очень актуально для наших дискуссий по различным темам.

И вот по этой "А судьи кто?" О балетной критике

И вот по этой Есть ли перспективы у балета как у вида искусства?

А тут в Вене как раз празднуют по всем направлениям стиль "модерн". 100-летие ему наступило.

И хотя более известна эта эпоха по произведениям архитектуры и живописи, коими полна столица Австрийской республики, но и в музыке, театре и танце в это время также произошли тектонические сдвиги, приведшие, в частности, в танце к возникновению контемпорери и современного театра балета.

Мы запечатлели большинство материалов этой исключительно познавательной выставки в Венском театральном музее и будем их выкладывать в данной теме с переводом и комментариями.

Думаю, что это очень познавательно и увлекательно для всех, интересующихся историей развития танцевального искусства.

Итак, поехали!

Танцуют все! Космос венского танцевального модерна.

http://s9.uploads.ru/t/5ah6k.jpg

0

2

http://s9.uploads.ru/t/veOUw.jpg

0

3

Метрополия Вена

В бурлящей индустрии развлечений, проникающий и в пригороды растущей столицы Габсбургской империи, Венской Всемирной выставки 1873 года узнается возможный предвестник танца эпохи модерна. В Новом Венском Орфеуме, "международном кафе Всемирной выставки и ресторации Шантан имперского Пратера", идут программы, в которых местные и иностранные артисты представляют отдельные номера. Параллельно с пением, кабаре и акробатикой можно увидеть гимнастику, степ, американский танец, балет и канкан. Из этих и других источников, среди них также экзотические танцевальные формы,  будет черпать свои составляющие так называемый танцмодерн. Выступления содержат в себе не только физические умения, но исполнители всё более и более ищут индивидуалистические, созданные ими самими формы представления. Постепенно из представленных здесь развлекательных танцев, среди которых были и эротические, как, к примеру, танцы, исполнявшиеся Пятью Сестрами Бэррисон, возникает новая серьезная форма художественного танца.
Танцовщицы выступают там, где получают ангажемент; в большинстве своём это подмостки варьете, в Вене, начиная с 1888 года, это "Ронахер" , а с 1904 - "Аполло".
На смене веков Вена является сценой для гастролей знаменитых танцовщиц: среди них Мата Хари, Рита Саккето, Сахарет, Адоре Виллани. За псевдонимом танцовщицы с покрывалами Одис скрывается венская танцовщица Густи Зенден, которая также служила моделью для Лоуренса Альма-Тадема и Огюста Родена.

Мата Хари

http://s5.uploads.ru/t/xYXD5.jpg

Адоре Виллани

http://s9.uploads.ru/t/cCb8Q.jpg

0

4

http://s9.uploads.ru/t/QvA6s.jpg

0

5

Преобразованные формы

Буйством красок, синестетическим воздействием отличались выступления американки Лои Фуллер (Фуллерсбург, США 1862 - 1928, Париж), которая впервые выступила в Вене в "Ронахере" в 1898 году. При помощи метровых шестов, удлинявших её руки, ей удавалось серпантинообразно взвинчивать ткани своих костюмов. Благодаря созданной ею самой системе освещения возникало впечатление флоральных узоров, в которых можно было усмотреть оживление югендстиля (модерна). Венские сеццесьонисты усматривали в движущейся линии танцевальную составляющую. Коломан Мозер создал плакат, представляющей сценическое явление Фуллер почти абстрактно.
Американкой восхищались на больших подмостках Европы, в связи с открытием Парижской Всемирной Выставки в 1900 году она выступала в специально для неё возведенном театре.

Лои Фуллер

http://s7.uploads.ru/t/LoQXf.jpg

Коломан Мозер. Лои Фуллер в танцe архангелов.

http://s8.uploads.ru/t/sA6MS.jpg

Афиша выступления Фуллер в Париже

http://s5.uploads.ru/t/YOCoN.jpg


Творчество американки Рут Сан Дени (Тьюарк, США 1879 - Голливуд 1968) отличал интерес к индусскому танцу и танцу дервишей. Во время своего второго посещения Вены в 1908 году она представила в "Ронахере" премьеры своих спектаклей "Yogi" и "The Nautch". Гуго фон Гофмансталь увековечил свои впечатления в эссе "Несравненная танцовщица" (1906), мадам Д"Ора создала одну из самых своеобразных фотографий художницы.

Афиша выступления Рут Сан Дени в Ронахере

http://s9.uploads.ru/t/wdfgv.jpg

Канадка Мод Эллэн (Торонто 1873 - 1956 Лос Анжелес) являлась, как и Айседора Дункан, одной из тех артисток, которых протежировала Лои Фуллер. Её дебют состоялся в Вене в 1903 году, известность пришла к ней с образом Саломе. На создание этого образа её вдохновила постановка Макса Райнхардта пьсы Оскара Уальда "Саломе".

+1

6

http://s9.uploads.ru/t/glJUS.jpg

http://s5.uploads.ru/t/QLjB3.jpg

0

7

Айседора Дункан,
Новый танец,
Новое представление о женщине

Венская феминистка Мари Ланг вместе с мужем находится в пёстрой группе гостей, которые 14 февраля 1902 года в 22 часа присутствуют на втором выступлении в здании венской Сецессьон неизвестной Айседоры Дункан во время её дебюта в Центральной Европе. "Откровение," - так она называет своё впечатление, опубликованное по свежим следам в журнале "Документы женщин: "Эта прекрасная девушка, идущая по следам богов, пытается собрать в одно саму сущность восприятий - боль - всё её существо становится болью; эти пригнутые к земле жесты (sic!), а затем распрямление и новые падения - это молитвы?"
Американка Айседора Дункан (Сан Франциско 1877 - 1927 Ницца) являет собой начало самоопределяющего, не предопределённого заранее балетмейстером, серьёзного и современного танца. Её артистическое восприятие действует как ритмическое эхо тщательно отобранной концертной музыки.
Вдохновлённая идеями идеального танца времён античности, Дункан танцует босиком, "неукротимо", в свободно ниспадающих одеждах.
Не обязательная грациозность, а интенсивная выразительность, свободная игра рук, чувственное прыганье и смирение перед гравитацией тела удивляют зрителей. Дункан танцуют красоту свободно раскрывающегося тела.
Благодаря своей книге "Танец будущего" (1903) она по сей день является маяком западного танца эпохи модерн и феминизма.

0

8

http://s9.uploads.ru/t/j89pI.jpg

0

9

Тело, выражение,
ритм, пространство

Естественность, индивидуальность, креативность форсировались.
Эти признаки модерна входили в противоречие с классическим балетом, который в то время критиковался как не отвечающий требованиям времени. Танец эпохи модерна сформировался под влиянием шведской гимнастики Пера Хенрика Линга (Содра Люнга 1776 - 1839 Стокгольм).
Франсуа Дельзарт (Солем 1811 - 1871 Париж) исследовал связь между внешним видом человека и его внутренней жизнью и предоставил таким образом сценической жизни современный инструмент выразительной силы. Композитор и педагог Эмиль-Жак Далькроз (Вена 1865 - 1950 Женева) делал акцент на воздействие ритма через тело. В 1911 году открывается его легендарное учебное заведение в Хеллерау под Дрезденом. Ритмически-музыкальное воспитание получает быстрое распространение. Когда в 1906 году появляется обширное издание "Культура женского тела. Советы по практической гигиене и практической эстетике американского врача Бесс М. Мензендик (НЙ 1864 - 1957), существенные основы специфической женской гимнастики становятся общедоступными. Центральной фигурой танца модерны, долгое время называвшегося "выразительным танцем" (Ausdruckstanz) становится Рудольф фон Лабан (Прессбург 1879 - 1958 Вейбридж, Англия), чья публикация "Мир танца" (1920) представляется собой сборник всеобъемлющего анализа движений. Лабан выдвинул понятие пространства на первый план танцевального творчества.

Рудолф Лабан перед своей системой записью танца. Танзывается лабанотация.

http://s7.uploads.ru/t/8VgzE.jpg

0

10

http://s5.uploads.ru/t/kPK6J.jpg

0

11

Уже для самого раннего (венского) танцевального модерна было само собой разумеющимся пересекающееся  (междисциплинарное) мышление и работа. Грете Визенталь покинула в 1907 году венский придворный балет по собственному желанию, чтобы совместно со своими сёстрами и при поддержке группы художников-сецессионистов вокруг Густава Климта, а также своего будущего мужа, художника Эрвина Ланга отправиться в свои собственные созидательные путешествия-исследования. В 1908 году сёстры Визенталь дебютировали в кабаре венских мастерских "Летучая мышь", а вскоре после этого отправились на гастроли в Санкт-Петербург, Будапешт, Прагу, Берлин и другие немецкие города.
Гуго фон Гофмансталь, Петер Альтенберг, Альфред и Милева Роллер, Макс Райнхардт и Густав Климт принадлежали к "спонсорам" Визенталей.
Решимость художников всё больше пробовать себя не только в роли декораторов, но режиссёров приводит к созданию сразу трёх пантомим, которые появляются в рамках легендарной венской "выставки искусств" 1908 года: Бертольд Лёффлер инсценируют "Серебряную вуаль" Макса Мелля с Гретой Визенталь; возобновляется постановка Эдуарда Виммера-Висгрилля "Танцовщица и марионетка" по Максу Меллю с музыкой Рудолфа Брауна и с Гретой Визенталь в роли танцовщицы; танцы создавала Эльза Визенталь. И Виммер-Висгрилль поставил премьеру "Дня рождения инфанты" по Оскару Уальду на музыку Франца Шрекера с Гретоц Визенталь в роли карлика; танцевальную режиссуру вновь взяла на себя Эльза Визенталь. Эта постановку привела к прорыву Шрекера. Это было время экспериментов перед тем, как понятие "хореография" выкристализовалось в самостоятельную ценность и модус взаимодействия с другими видами искусств вновь изменился. Эрин Ланг, который теперь иногда и сам выступал как исполнитель, в 1910 году создал новые костюмы для серии представлений "Дня рождения инфанты" в "Аполло".

http://sh.uploads.ru/t/h3S89.jpg

Сценическая иллюстрация с нимфой (Грете Визенталь), зелёным чертом и маленьким сатиром. Милева Роллер. Вена, прибл. 1910 год

http://sd.uploads.ru/t/E7Lk9.jpg

0

12

http://s5.uploads.ru/t/7dLfV.jpg

0

13

Воспитание/формирование движения

В соответствии с абсолютно новыми образовательными концептами и преференцией "свободного" - в отличие от кодифицированного - движения в Вене также, начиная с 1910-х годов обучались по системам Франсуа Дельзарта и Бесс М. Мензендик или же ритмической гимнастики Эмиля Жак Делькроза. Необходимо отметить повышенный интерес к функциям тела, к прикладному ритму и к процессам телесного восприятия. Всё это стало основой "художественного танца" модерна.
В 1912 году Эльза и Берта Визенталь открыли свою школу. В государственных и городских школах после первой мировой войны появился предмет "художественный танец". А в 1920-х годах частные школы уже предлагали обучение по системам Лоэланд, Элизабет Дункан, Лабана, Вигман и т.д.
В 1925 году, благодаря переезду школы Хеллерау в Лаксенбург ко всему этому добавился особый акцент.
К наиболее значительным, более, чем 60-ти студиям, основанными между 1911 и 1937 годами относились студии Кеты Ульрих, Зины Луки, Хильды Хагер, Греты Визенталь, Гертруды Бэррисон, Эллен Тельс, Гертруд Боденвизер, Ольги Сушитцки, Эллиноры Тордис, Грете Гросс, Гертрауд Краус, Хильде Хольгер, Гизы Геерт, Диты Тенгер, Ханне Вассерманн, Гизы Таглихт, лилли фон Виден, Лотте Зеркин, Грете Райнхардт, Штеффи Шталь, Ильке Зезулак, Кете фон Хей, Гилли Амбор/Ильзе Хальберстам, Стеллы Манн, Фрица Бергера, Лилиан Хармель и Отто Веберга.
24.09.1926 газета "Дер Таг" сообщила, что  в программу обучения 1926/1927 годов для женских школ старших классов наряду с обязательными занятиями по физкультуре Министерством образования введёно "искусство движения" в качестве обязательного предмета с пятого по восьмой классы.

0

14

Всемирно известный фильм киностудии УФА "Пути к силе и красоте" 1926 года представляет подробную последовательность тренировок в школе Хеллерау/Лаксенбург. В фильме можно увидеть Розалию Хладек, исполняющую различные прыжки и ритмические движения, а также упражнения по системе Мензендик, которые практиковались в школе Хагеманн в Гамбурге.

0

15

Полностью фильм имеется на дорогом нашему сердцу ЮТ

Wege zu Kraft und Schoenheit

0

16

http://s3.uploads.ru/t/EAsXn.jpg

0

17

Улица танцует

Улица как пространство для политических манифестаций всегда присутствовала в Вене.
Наряду с главной аллеей Пратера и Рингштрессе существовали такие закрытые в себе места как площадь перед мэрией, где желаемое чувство общности могло возникнуть ещё быстрее.
Легендарным является "Праздничное шествие ремесел", поставленное в 1929 году Рудольфом фон Лабаном при участии Фрица Клингенбека, Гертруды Крауз и Гизы Геерт, в котором участвовали 3000 танцовщиц, который проходил от Фотивкирхе по Рингу до Пратера и привлек 400 000 зрителей.
Большой притягательной силой обладали также открытия фестивалей 1930 и 1931 годов, которые организовывались танцевальными группами Гертруды Бодеивизер, Греты Гросс и танцевальной школы Хеллерау/Лаксенбург под руководством Розалии Хладек.
Если понятие "улицы" употреблять как метафору для, в первую очередь, социал-демократической активности, то можно найти в танцевальной среде многочисленные тому примеры: празднование Первомая, молодёжные ритуалы, международные встречи молодёжи и рабочая олимпиада предоставляли современному танцу платформу, в особенности Эллиноре Тордис и и танцевальной группе Сушицки. Ольга Сушицки направленно преподавала для пролетарских девушек и женщин, Геерт и Хильде Хогер предлагали скидки для членов социал-демократического художественного союза, Саша Леонтьев привлекал для своего хора движения членов рабочего гимнастического объединения.

0

18

Ну как тут не вспомнить уличные феерии революционной России

0

19

http://s5.uploads.ru/t/Vfb8c.jpg

0

20

Международная сцена

Несмотря на то, что представители танцевального модерна считали себя индивидуалистами, они ощущали "семейное родство" с теми, кто, независимо от образования и национальности, получили похожую танцевальную подготовку. Гастроли зарубежных танцовщиков в Вене и выступления австрийских артистов заграницей придали их искусству важные импульсы и способствовали возникновению богатой международной сети контактов.
К наиболее важным гастролям в Вене (в скобках указан год дебюта) относились гастроли пионеров нового танца Лои Фуллер (1898), Айседоры Дункан (1902), Мод Эллэн (1903), Риты Саккетто (1906), Рут Сан Дени (1907), Ольги Дезмонд (1907), Сент М"ашеза (1910), Адоре Виллани (1912), Эллен Телс и её группы (1913), а также Клотильды фон Дерп и Александра Сахарофф (1914).
Ужетаки художественными "родственными" визитами являлись выступления Эллен Петц, Ронни Йоханссон, Ло Хесс/Йоахима фон Зевитца, Аниты Бербер (все в 1917г.), Валески Герт (1921), Мэри Вигман (1922), Нидди Импековен (1923), Курта Йоосса/Зигурда Леедера (1924), Ивон Георги/Харальда Кройцберга (1928) и Удэй Шанкара (1929).
Большим признанием среди "модерновых" пользовалась много раз гастролировавшая в Вене классическая балерина Анна Павлова, которая способствовала ажиотажу и вне сцены, когда в 1927 года "в частном порядке" танцевала джаз.
Из венских представителей модерна за рубежом гастролировали сестры Визенталь, Люси Кизельхаузен, танцевальные группы Гертруды Боденвизер и Хеллерау/Лаксенбург, Розалия Хладек, Эллинор Тордис и Гертруд Краус.

Танцевальвальная драма в хор. Мэри Вигман и Рудольфа фон Лабана. В середине танцует Курт Йоос.

Купт Йоос показывает на гстролях в Вене в театре "Скала" с 17 по 20 апреля 1937 г. свои постановки "Зелёный стол", "Блудный сын" и "Бал в старой Вене"

http://s5.uploads.ru/t/P5LaY.jpg

Анита Бербер и Себастиан Дросте в "Мученике" 1922 г.

http://s3.uploads.ru/t/yD1kN.jpg

Шошана и Егудит Орнштейн

"Танец волн"

http://s5.uploads.ru/t/0Pn62.jpg

Мару Косьера позирует в костюие для "Гавота Люлли", поставленного Эллинор Тордис в 1936 году.

http://s7.uploads.ru/t/1yP2k.jpg

0

21

http://sd.uploads.ru/t/JmMzP.jpg

0

22

Сто лет современный танец боролся за собственную сценическую площадку в Вене.
И только в 2001 году, после долговременного проведения венской хореографической платформы Танцевальную квартиру (Tanzquartier) под руководством Зигрид Гарайс со студиями, библиотекой, площадками для выступлений в залах Е и Г Квартиры музеев (Museumsquartier).Но до этого момента использовались все возможные места, в соответствии с движением реформы жизни также на природе, как, к примеру, в парках вокруг замка Лаксенбург.
Макс Райнер дал возможность танцовщицам давать дневные представления в театре Йозефштадт.
Ранние проекты танцевальных площадок создавали уже Эрнст Брандль и Рудольф фон Лабан.
Временно смонтированная в 1924 году в Концертхаузе пространственная сцена Фридриха Кислера использовалась группой Гертруды Боденвизер.
Призыв Эллинор Тордес ко всем танцовщикам о совместном создании единой площадки в 1930 прозвучал впустую.
К важнейшим сценам современного танца относились, в первую очередь, различные по величине залы народных школ высшего образования (Vlkshochschulen): "Урания", а также школа в Штёбергасее и на Лудо-Хартманн-Платц, а также сцена на открытом воздухе в Бурггартене.
Количество мест на этих площадках - до 600 посадочных - отвечала художественным достижением таких хореографов, как Ханна Бергер, Гертруд Боденвизер, Розалия Хладек, Гиза Геерт, Грете Гросс, Хилде Холгер, Валерия Кратина, Гертруд Крауз, Карла Сушитцки, Эллен Тельс, Эллинор Тордис и сестры Визенталь.
Не все могли позволить себе выступать в большом зале концертхауза.

Проект танцевального театра Рудольфа фон Лабана
1930 г.

http://s5.uploads.ru/t/YVNoS.jpg

0

23

Мысли по ходу

Каким же женским было это начало контемпорери.
Балерина, царившая на сцене в классике, освободилась от корсетов, пуантов, позиций и правил во славу и ради торжества женского тела и свободы движения. Вот он - феминизм в действии.
Впрочем, сегодняшний контемпорери уже давно не имеет пола.

И по поводу проекта танцевального театра по Лабану.

Вот она, его воплощённая мечта. Правда, не только танцевального, но и оперного назначения.

Der rote Turm - Europas höchstgelegenes Opernhaus

0

24

http://sg.uploads.ru/t/n9NJZ.jpg

0

25

Вальс и "венский"

Просьба определить понятия "вальс" и "венский" часто не находит отклика с аргументом, что её нельзя воспринимать всерьёз.
И тем не менее при последующих изысканиях постепенно возникает целый ряд характеристик, характерных для Вены: это пространство, которое без всяких границ переходит от деревенского в городское, тот факт, который способствовал возникновению своеобразного социального менталитета в виде атмосферы, которая, в свою очередь, отличается многообразием.
К этой культуре относится собственный музыкальный и танцевальный "язык", даже, быть может, "диалект", который, в свою очередь, отличается многообразием, но его настолько ни с чем не спутать, что он даже сумел стать символом эпохи модерна.
Именно это, опять же, заставляет задуматься о тот, как танцевался вальс у Визенталь, которая, глубоко уходя корнями в Вену, считается действительным художественным воплощением этой танцевальной формы.
Сама Грете Визенталь интерпретировала вальс, как она пишет, таким разносторонним, каким он был в действительности: элегантным, красивым, мечтательным, опьяняющим, полным дионисийской радости жизни, мечтающим, овеянным весенним воздухом, вдохновенным, меланхоличным, вибрирующим, полным страсти и вакханизма.

Танцевальная группа Греты Визенталь танцует "Голубой Дунай" в её постановке

(к сожалению, звук остался за кадром, о произведение Йоганна Штрауса всем известное )

0

26

Поиски этого очаровательного вальса со звуком на ЮТ успехом, к сожалению, не увенчались.
Зато нашлась работа ученицы Греты Визенталь - Герлинды Дилль, сделанная для легендарного новогоднего концерта 1987 с Гербертом фон Караяном. Почерк Визенталь сложно не узнать

0

27

Гертруд Крауз показывает большую групповую постановку по Максиму Горькому на музыку Марселя Рубина "Город ждёт" в Бурггартене

http://s7.uploads.ru/t/wlyMd.jpg

0

28

http://s5.uploads.ru/t/3gtde.jpg

0

29

Скандальные:
Анита Бербер и Клэр Баурофф

Если понимать художественный танец в обнажённом виде как внешнее выражение мнения, то последнее можно понимать как костюм, который, в зависимости от интенции, модет иметь различный покрой. Изготовленный из различных тканевых и мыслительных материалов, обнаженный костюм в значительной степени определяется диалогом между танцующей и моментальным социальным окружением.
К примеру, в Вене выступления Аниты Бербер (Дрезден 1899 -1928 Берлин ) совместно с её партнёром Себастианом Дросте постоянные вызывали в двадцатые годы постоянные скандалы. Несмотря на то, что танцовщица, получившая известность также как киноактриса, в "живых" представлениях, вероятно, никогда не выступала действительно без одежды, она была способна настолько провоцировать, что подвигла одного из наблюдателей к высказыванию, что "она несёт свою наготу на лице".
В этот же временной период появляется целый ряд танцовщиц - во главе с Клэр Баурофф (Вайсенхоф 1895 - 1984 Грефельфинг), которых провозгласили "обнаженными танцовщицами" на основе фотографий-актов, хотя на самом деле они никогда не танцевали в обнаженном виде.

Фотография работы мадам Д"ор представляет танцовщицу Элси Альтманн как фам фаталь. Один из символов венского модерна.

http://s5.uploads.ru/t/w6zXg.jpg

0

30

Ещё одна сторона модерна - исторический танец.
Гертруда Бэррисон, известная своим обращением к историческому танцу в аутентичных костюмах, позирует в костюме эпохи бидермайер. 1907 год.

http://s3.uploads.ru/t/ITnsC.jpg

0


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Впечатления очевидцев. Zuschauerkritiken » Танцуют все! Танец в Вене в эпоху модерна.