Джон Ива́нович (Я́нович) Марко́вский (р. 23 февраля 1944, Якутск) — советский артист балета, балетмейстер.
В 1961 году, по окончании Рижского хореографического училища (педагог Владимир Цуканов), был принят в Рижский театр оперы и балета. Танцевал ведущие партии репертуара.

В 1964—65 годах — совершенствовался в Ленинградском хореографическом училище (класс А. Л. Кумысникова).

С 1965 года, по окончании класса усовершенствования, — солист балета Кировского театра.

При необычайно яркой фактуре — высоком росте, атлетическом телосложении, самобытной пластике и артистизме — запомнился как чуткий партнёр Аллы Осипенко, Майи Плисецкой, Ольги Моисеевой, Елены Евтеевой, Калерии Федичевой. «Мой рост — 186 см — не позволял мне танцевать виртуозно, делать всякие кабриоли и прочее, — признавался артист, — зато я мог быть хорошим партнёром. У Аллы были идеальные пропорции. Её туловище весило столько же, сколько ноги, и это было очень удобно. У Моисеевой ноги были гораздо тяжелее туловища. У Федичевой были тяжёлыми и то, и другое. Юре Соловьёву [ частому партнёру Федичевой ] приходилось очень тяжело!»[1]

В 1971 году покинул труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, одновременно с уходом Аллы Осипенко, ставшей его постоянной партнёршей.

С 1971 года сотрудничал с Л. В. Якобсоном, который поставил с его участием несколько номеров, вошедших в историю современного балета («Хореографические миниатюры», 1971—73).

С 1973 года — в «Ленконцерте». Активно гастролировал по стране с хореографическими миниатюрами и балетом «Антоний и Клеопатра», пробовал себя как постановщик, репетировал с балетмейстером Май-Эстер Мурдмаа (эст.)русск..

С 1977 по 1982 — работа в постановках советских хореографов-новаторов в Ленинградском ансамбле балета под руководством Б. Я. Эйфмана, который сочинил для артиста ряд партий в одноактных балетах.

С середины 2000-х проживает в Санкт-Петербургском Доме ветеранов сцены.

Партии

Рижский театр оперы и балета (1961—1964)

    Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
    1963 — Лукаш — «Лесная песня» Михаила Скорульского, балетмейстер В. Вронский

Кировский балет (1965—1971)

    1965 — Кино — «Жемчужина» Н. Симонян, пост. К. Боярского
    Принц Зигфрид — «Лебединое озеро» П. Чайковского, постановка Л. Иванова — М. Петипа, редакция К. Сергеева
    Спартак — «Спартак» А. Хачатуряна, — пост. Л. Якобсона
    Юноша — «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, — пост. М. Фокина
    Визирь — «Легенда о любви» А. Меликова, — пост. Ю. Григоровича
    Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. Л. Лавровского
    Жан де Бриен — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
    Альберт — «Жизель» А. Адана, — пост. Ж. Коралли — Ж. Перро — М. Петипа

«Хореографические миниатюры». Постановки Л. Якобсона

    1971 — Солист — «Полёт Тальони», на муз. В.-А. Моцарта
    1971 — Минотавр — «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга
    1971 — Иван-царевич — в хореографической миниатюре «Жар-птица», на муз. И. Стравинского
    1972 — «Лебедь», — хореографическая миниатюра на муз. К. Сен-Санса
    1972 — Солист — «Экзерсис-XX», на муз. И.-С. Баха

«Ленконцерт»

    1974 — Дуэт Ромео и Джульетты — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, — пост. М. Мурдмаа (эст.)русск.
    1974 — Pas de deux, на муз. А. Адана, — пост. Дж. Марковского
    1974 — Pas de deux — «Талисман» Р. Дриго, — пост. М. Петипа, возобн. Л. Тюнтиной
    1975 — Антоний — одноактная композиция «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, — пост. И. Чернышёва

Ленинградский ансамбль балета («Новый балет»), 1977—1982

    1977 — Солист — «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин» (англ.)русск. Б. Бартока, — пост. М. Мурдмаа (эст.)русск.
    1977 — Виктор Хара — «Прерванная песня», на муз. И. Калныньша, — пост. Б. Эйфмана
    1977 — Солист — «Двухголосие», на муз. из репертуара «Пинк Флойд», — пост. Б. Эйфмана
    1978 — Иван-царевич — Жар-птица — «Жар-птица» И. Стравинского, — пост. Б. Эйфмана
    1980 — Рогожин  — «Идиот», на муз. П. Чайковского, — пост. Б. Эйфмана

Постановки

    1974 — Pas de deux, на муз. А. Адана

Фильмография

    1968 — Лебединое озеро (кинофильм-балет) — Зигфрид
    1969 — Сказ о холопе Никишке (фильм-балет на музыку Марата Камилова, балетмейстер Кирилл Ласкари, «Ленинградское телевидение») — Грозный
    1974 — Тема с вариациями (документальный, реж. П. Коган и И. Шапиро, «Ленфильм»)
    1974 — Хореографическая поэма (фильм-концерт Ленинградской студии телевидения, посвящённый творчеству А. Осипенко) — дуэт Ледяной девы (Осипенко) и Асака из балета «Ледяная дева» на музыку Э. Грига, балетм. Фёдор Лопухов
    1977 — Антоний и Клеопатра (фильм-балет Ленинградской студии телевидения, композиция по трагедии Шекспира, балетм. И. Чернышёв, муз. Э. Лазарева) — Антоний
    1982 — Анюта (фильм-балет) — Артынов

В сборниках на CD

    1996 — «Слава Кировского балета / The Glory of the Kirov» (© «NVC Arts», «Warner Music Vision») : сб., 91 мин. — «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)
    1998 — «Звёзды Русского балета» (© «Студия 48 часов») : сб., 62 мин. — «Минотавр и нимфа» (1974, балетм. Л. Якобсон), «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)
    1998 — «Мариинский балет / Mariinsky (Kirov) Ballet» (© Фирма «Miris», Vlad Lishbergov) : сб., 30 мин. — «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Марковский,_Джон_Иванович

Встреча с Аллой Осипенко и Джоном Марковским 09.02.2008 г.

Встреча состоялась в Шереметьевском дворце, в том самом зале, где проходила выставка к 75-летию А.Осипенко.  Народ пришёл в основном "в возрасте", но были и молодые зрители. Стульев, как это бывает, на всех не хватило, но поклониики  артистов были не в обиде.
Я стояла поначалу рядом с входной дверью. Осипенко появилась как-то незаметно. Оказалось, что она очень невысокого роста... Сцена преображает, конечно.
Встречу вела О.Розанова, известный критик. Присутствовала и Н.Зозулина, написавшая книгу о балерине. Поначалу Осипенко рассказала о том, чем сейчас занимается, а именно - о работе с артистами Михайловского театра. Она особо подчеркнула тот факт, что на закате жизни снова работает в театре. Труппы Якобсона и Эйфмана принадлежали Ленконцерту, а это - совсем другое дело. Сказала, что ей всё равно, кто хозяин театра. "Я работаю с артистами, а это - самое главное" -  заявила она.
Через некоторое время по залу пробежало сообщение, что пришёл и Джон Марковский. "Представляете - он купил входной билет" - сказала смотрительница зала. Осипенко заулыбалась и ответила, что в этом - весь Марковский. "Кстати, если он купил билет, то это вовсе не означает, что он придёт к нам на встречу" - сказала балерина. Все засмеялись...
Марковского, как и Осипенко, зрители встретили аплодисментами. Он поначалу вёл себя очень скромно, но потом стал вставлять реплики, и вообще высказывался в ответ на некоторые вопросы весьма оживлённо.
На этой выставке постоянно показывали кадры из лучших работ пары Осипенко-Марковский: Минотавр и Нимфа, Ледяная Дева, Лебединое озеро, Антоний и Клеопатра, Двухголосие, Полёт Тальони. Встерча была построена на демонстрации этих кадров и комментариях самих исполнителей.

Вообще, оба они, несмотря на очень тяжёлую жизнь, выглядели прекрасно для своих лет. Осипенко 75 лет, но она стройна и подвижна. Марковский сохранил великолепную фигуру, осанку. Ему 63 года, но лично мне он показался большим ребёнком. Он живёт в Доме ветеранов сцены. Кстати, в конце встречи Марковский совершенно откровенно заявил, что он - алкоголик, но последние тригода не пьёт. Ходит "на группу", поддерживает таких же, как  он, чем может.

Когда крутили кадры, Алла Евгеньевна с большим интересом их смотрела. Джон Иванович закрывал глаза. Ему предложили повернуть экран, чтобы было удобнее смотреть. Артист ответил, что это совершенно ни к чему. "Я всё это вижу и чувствую внутренне," - сказал он.  Я подумала, что он устал от балета, и устал  очень давно. В ответ на вопрос, почему он не работает репетитором, Марковский ответил, что ему это неинтересно... "Я люблю природу, тишину. Я вообще-то очень ленив", - так он сказал.
Как же надо было сломать человека, сломать такого великолепного мастера, как Марковский, чтобы он потерял интерес к своему делу!

На протяжении просмотра зрители выражали артистам восхищение. Это был ДУЭТ! Все это понимали, когда они танцевали, и понимают сейчас. Оба они сказали, что в дуэте главное - даже не пропорции тел (хотя это очень важно), а душевное родство. Если его нет - есть просто удачное партнёрство.
Марковский, однако, дал очень интересные пояснения чисто физической стороне дуэтов. "Мой рост - 186 см - не позволял мне танцевать виртуозно, делать всякие кабриоли и прочее (артист показал эти движения руками, перекрещивая их), зато я мог быть хорошим партнёром. У Аллы были идеальные пропорции. Её туловище весило столько же, сколько ноги, и это было очень удобно. У Моисеевой ноги были гораздо тяжелее туловища. У Федичевой были тяжёлыми и то, и другое. Юре Соловьёву приходилось очень тяжело!" (Соловьев какое-то время танцевал с Калерией Федичевой - дамой, приятной во всех отношениях, но действительно тяжёлой).
Самая неудобная партнёрша Марковского - Рябинкина из Большого театра (не сказал - Елена или Ксения). Танцевал он и с Плисецкой (Лебединое озеро), причём оба очень волновались и буквально тряслись за кулисами перед выходом. Как сказал Джон Иванович, это был единственный случай, когда он держался за балерину, а не она за него. После этих экспериментов Марковский решил не танцевать в Большом (очевидно, его приглашали на постоянную работу).

И ещё одно высказывание Осипенко, которое мне запомнилось из этой встречи. На вопрос, почему у них с Марковским были такие замечательные работы, балерина ответила, что ответ очень прост: надо много любить и много страдать. Как-то Игорь Марков, артист театра Б.Эйфмана, присутствовал на репетиции  Осипенко с артистами Михайловского театра. Зашла речь о "Двухголосии". Марков  заявил: "Да станцевал я ваше "Двухголосие" - ничего трудного там нет!". Осипенко ответила: "А я его ПРОЖИЛА!".
После этой встречи мне было и грустно, и легко. Эти замечательные артисты делали многих и многих людей счастливыми, но в конце жизни оказались в тяжелейших материальных обстоятельствах. Но они живут как могут. Их помнят зрители. Забыть эту пару невозможно! Все, кто их видел на сцене хотя бы раз, помнят красивых, страстных, любящих героев Аллы Осипенко и Джона Марковского.

https://ivlae.livejournal.com/17580.html

Отредактировано Prima (15-07-2019 01:06:09)