Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Passionballet » Есть ли перспективы у балета как у вида искусства?


Есть ли перспективы у балета как у вида искусства?

Сообщений 91 страница 106 из 106

91

Ув. primipilos! Бурные и продолжительные!!!

+1

92

Дорогой Privet, а что у нас произошло? Пост AnnaW исчез, а пост Ольг@ от 2019 года попал сюда...

+1

93

primipilos написал(а):

Архипелагами ГУЛАГ" нельзя развить балет. Эти опусы не предназначены для развития чего бы то ни было. Они  созданы для разрушения.

Для разрушения чего? Иллюзий и лицемерия? Как, по-видимому, "Остров Сахалин" Чехова  и "Записки из..." Достоевского.

Уважаемая AnnaW, Вы всерьез полагаете, что молодежь до 30 интересуется "Архипелагом ГУЛАГ" и приключениями Нуриева в стране Советов и за рубежом?

Напомню. "Архипелаг" был включен в школьную программу для старшеклассников.  А "Пламя Парижа" тоже для разрушения"?  "Спартак уж точно" :)
  Анна W упоминает "Критику чистого разума". Вспомнилась фраза ее автора: "Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?"

0

94

Prima написал(а):

Дорогой Privet, а что у нас произошло? Пост AnnaW исчез, а пост Ольг@ от 2019 года попал сюда...

Дорогая Prima!
AnnaW удалила сама свой пост.
Я не знаю, почему.
Мне жаль.
А пост Ольги@ закреплён в начале каждой страницы. Есть такая функция.
Посмотрю, можно ли это изменить.

0

95

Вот как раз от Дианы Вишнёвой прямо в тему

https://www.facebook.com/dianavishnevao … 0156474600

21 февраля Государственный Эрмитаж @hermitage_museum и Cartier @cartier проведут международную конференцию
«Диалоги об искусстве: живое наследие и взгляд в будущее». Рада принять участие в одной из сессий «Новая жизнь кино, оперы, театра и классического балета». Сегодня эта тема - одна из важнейших. Как меняется театр и танцевальное искусство в условиях новой реальности? Меняется ли понятие «школа»? Насколько глобализация влияет на сохранение наследия?
Присоединяйтесь к обсуждению в это воскресенье!
Конференция будет доступна в прямом эфире онлайн.
https://cartier-artdialogues.com/ru/

0

96

Всем добрый день!
Перечитав свой наскоро написаный по пути домой опус, я поняла, что он крайне эмоционален, не подкреплен фактами, и самое главное, доносит не совсем то, что хотелось сказать (что собственно и получилось, судя по части ответов).
Я переформулирую, структуризирую, и напишу нормально, как только работа немного разгрузится)))

+1

97

Итак.

Преамбула:

1) Прежде всего хочу сказать, что все дальнейшее сказано не о танце в целом, а о балете конкретно. Под балетом, в целях упрощения, будем понимать театральные постановки с классической техникой (я понимаю, что у нее тоже есть ответвления и эволюция, но во имя дисскуссии пока этим можно принебречь).

2) Я не пытаюсь, боже упаси, призвать к отказу от классических постановок. Классика прекрасна. Сейчас я могу сказать, что правда ее люблю, и чувствую от нее эмоции. И да, уважаемый primipilos, представляете, даже понимаю смысл "Щелкунчика", "Спящей" и "РиДж". (Это была гипербола лол.) Я пытаюсь, в силу своих возможностей, проанализировать траекторию развития балета в социо-культурном и историческом контексте и экстраполировать ее на будущее. И хотела бы чтобы участнки форума, имеющие несомненно больше опыта, помогли бы мне разобраться именно  концептуально, а не скатываться на разбор мелочей

3) Я не за упрощение или вообще смену классической техники. Я категорически против. Именно техника, и то, как долго и кропотливо ей надо учиться делает балет и оперу высоким искусством. И я  против внедрения в балет условного хип хопа - это будет не уважительно не только по отношению к балету, но и к хип хопу, который является целой субкультурой, далеко выходящей за рамки танца.

4) Весь предмет рассуждений возник из личной ситуации. Однако после вступления я постараюсь отойти от личного опыта и говорить о социуме в целом.

5) Пример конкретной референтной группы (являющейся далеко не единственной, с которой приходилось плотно общаться) был приведен в силу того, что именно среди них возникновение любви к балету наиболее вероятно (если считать предпосылками данной любви "прививание" балета с детства, а также некий базовый уровень эрудиции). (Сделаем допущение линейной положительной зависимости вероятности наличия предпосылок и вероятности возникновения любви к балету, с неким свободным членом K, допускающим наличие любви и без предпосылок).

6) Архипелаг в порыве эмоций был приведен как пример широкочитаемого (ой не знаю откуда вы взяли что молодежи это не интересно) произведения, оказавшего на меня в свое время влияние - можете заменить на произведение 20 века на свой вкус. Но попросила бы все же не говорить в таком критическом тоне о Нобелевских лауреатах без основания (хотя и с основанием не надо, дискутировать о литературе не очень хочется).

7) О каком "сословно-классовом сужении кругозора" говорит primipilos я в упор не понимаю. Три названных произведения относятся к разным областям наук и разным историческим периодам. Два из них вообще пытаются размышлять об абстрактных вещах, да и Происхожение видов основанно на максимально не подверженной классовому искажению эмпирике. Я конечно тоже люблю Маркса, но уж не надо все воспринимать через призму классовой борьбы. И уж поверте, последнее, о чем мне хочется говорить- это политический дискурс....

Отредактировано AnnaW (17-02-2021 23:52:17)

0

98

Соответственно фабула:

Вопрос, который возник у меня прежде всего к себе, а потом и к окружающим: почему меня, ребенка, которому, как рекомендует уважаемый Привет, прививали балет с детства, он заинтересовал только сейчас? Почему до этого я от него не могла получать ярких эмоций?  От музыки могу, от живописи могу, от скульптуры и кино могу, а от балета ни в какую, сколько бы не прививали? Причем не от танца, как вида искусства - мне всегда нравились и бальные танцы, и джаз, и народные, и упомянутый здесь хип хоп, не складывалось только с балетом и контемпом с классической основой (не разбираюсь я в видах контемпа, но надеюсь, что меня поняли). Я всю жизнь думала, что это может правда не мое - может ну не могу я испытывать эмоции от балета, и все. И тут внезапно оказалось, что могу. Что поменялось то?

Первое, что пришло в голову - изучить окружение и медиаполе. Выводы следующие - балетом серьезно, долго и стабильно интересуются в основном (!конечно есть исключения!):

А) люди с образованием в области искусств в общем и непосредственно танца и театра в частности
Б) люди определенного финансового положения, для которых балет - социально мероприятие
В) люди "советской закалки", которым балет "прививали" с детства

У группы Б есть два характерных свойства: во-первых, для них эмоциональное воздействие балета не особо имеет значение, и им абсолютно все равно на качество продукта, а во-вторых, они только растут в численности.

При этом в то время как группа А относительно стабильна по численности, группа В в силу возраста имеет тенденцию к численному снижению. Соответственно при отсутствии притока интереса от новых поколений это число будет восполняться светскими львицами.

Перспектива: полная безвкусица, потеря техники и школы, рециркуляция старых балетов без наполнения их содержанием, стагнация и смерть жанра: останется его труп, который будет радостно пинать бомонд

Как этого избежать? Восполнить уходящее поколение притоком интереса нового.

Для того, чтобы понять, как это сделать, выдвинем гипотезу: группа А и группа В в большинстве своем ходят на балет ради его воздействия на эмоции.

(Ввиде отступления стоит упомянуть что под воздействием на эмоции подразумевается и воздействие на сознание в том числе ( "духовное обогащение", влияние на "душу"). Конечно можно рассматривать танец с гносеологической точки зрения, но мне представляется, что как способ объективного познания мира- отражения Кантовских "вещей в себе"- он сильно проигрывает другим способам, и крайне малое количество людей осознанно идет именно за этим)

Итак, воздействие на эмоции можно свести к 3м категориям:

1) через рациональное восприятие: сознание воспринимает непосредственно сюжет, устанавливает соответствие или отсылает нас к собственному опыту и знаниям, мы получаем эмоции. По данному принципу сторится драм. театр ( чем лучше актеры "отыгрывают", тем сильнее когнитивная связь, тем сильнее эмоции)
2) через визуальное внеконтекстное восприятие - также, как мы воспринимаем абстрактную живопись, орнаменты, не натуралистичную скульптуру. Через аналогичое внеконтекстное восприятие (только аудиальное) мы как раз чувствуем класическую музыку
3) третий тип описать достаточно сложно. Речь идет об условном "эффекте вовлечения".
Танец ведь действительно возник еще до письменности, и некая часть тебя- некое условное коллективное бессознательное при виде танца всегда тянется в нем поучаствовать и тебе передаются эмоции танцующих людей. Это именно то, что делали шаманы в древности - они умели передавать свои эмоции чистым потоком движения. Проблема в том, что чем более упорядоченна хореография (а балет- апогей упорядоченности в танце), тем сложнее в ней показать чистую эмоцию. Артистов, которые могут передать эту "энергию", если хотите, действительно мало. Именно из таких были Фрэд Астэр и Майкл Джексон, именно таким был Рудольф Нуреев, и именно этому многие приписывают успех Сергея Полунина.

А теперь экстраполируем развитие балета по этим 3м направлениям.

1) Проще всего с третим типом воздействия. Со сцены театра "энергетику" уловить достаточно сложно, особенно не с первых рядов партера, особенно если это не редкого таланта артист. Но к нашей радости современные технологии могут с помощью близкой съемки и удачных ракурсов помочь уловить все, что хочет передать артист.

Перспектива: развитие видеотрансляций. Но поможет ли это развитию театрального балета? С одной стороны конечно да, потому что после трансляции люди захотят посмотреть постановку в театре. Но с другой, вероятность почувствовать тот же градус в театре намного меньше - на больших расстояниях это получается у немногих. Вполне возможно, что часть людей после пары посещений, так и не получив такого же выброса эндорфинов продолжат смотреть трансляции.

2) Развитие второго типа воздействия это как раз развитие контемпа. Совершенствование формы и абстракции. Направление само по себе хорошее, но молодежь в большом числе оно не привлечет. Я считаю, что надо видеть разницу между контемпом балетным и тем, который популярен у молодежи. Популярный контемп это не Моданс, это Тодес. От балетной формы там остается только растяжка и натянутый носок. Он работает как раз больше на эффекте вовлечения - люди хотят научиться также, использовать эти знания в жизни (да хоть на дискотеках) и, в отличие от "высокого" контемпа, это вполне реально при наличии пластики.

Перспектива: развитие абстракции. Часть будет строиться на знаках n-ного порядка, часть на чистой визуальной эстетике владения телом, но это все равно очень нишевое направление.

3) И вот мы приходим к первому типу воздействия, тому, который содержался в балете как в жанре изначально: сюжетная драматургия. Внимание вопрос: что объединяет две вышеназваннве группы любителей балета (исключая бомонд)? Внимание ответ: им понятен язык балета, а следовательно и развитие сюжетной драматургии.

Как и любой язык, его можно вычить двумя способами: изучая теорбазу и получая практику (группа А) и попаданием в среду и адаптацией (группа В, речь идет о постепенной выработке насмотренности).

Но будут ли этот язык учить? Человек 20го века, 1 раз увидев "Жизель" мог восхититься атмосферой, красотой, изяществом и начать нарабатывать насмотренность. Это очень хорошо работало именно в СССР, потому что волшебный мир театра позволял отвлечься от строго регулируемой действительности. Советскому  человеку в условиях цензуры западной культуры оставалось обращаться только к культуре отечественной, а когда она создавала сказку, которую больше нигде было не увидеть, он возвращался снова и снова.

Сейчас, в условиях огромного количества массовой культуры, для которой не нужно учиться абсолютно ничему, доступа в мировое информационное и культурное пространство, быстрого потребления и быстрого удовольствия, очень сложно заставить человека посвятить чему- то то количество времени, которое потребуется для изучения балетного языка. Не потому, что это не думающие, не эрудированные или не чувствующие люди. Просто таковы реалии времени (как говорится Marshall McLuhan's Global Village).

Вы можете сказать что такие люди балету и не нужны, но тогда опять же, см. выше - нишу займет бомонд, куда менее образованный, чем дворянство в царской России.

Что со всем этим делать?
Два направления: реформа языка и точки входа.

1) при сравнении танца с языком уважаемый Привет привел в пример "символические" иностранные языки. Мне повезло знать три из них: арабский, японский и китайский. Сравнение с арабским не очень корректно, у них абсолютно тот же алфавитный принцип, что и у нас, поэтому это не язык символов. С японским сложнее - у них 2 алфавита и иероглифика, но все равно аналогия сложная. А вот китайский нам идеально подходит. Это парагон языка символов, по факту не так сильно отличающийся от египетской иероглифики.
Знаете что занимательно? Часто, даже сегодня, разговаривая с таксистом или продавцом на рынке в Китае он не сможет прочитать название адреса/ продукта в иероглифах.
Настоящий же кризис языка был до реформы 1956 года. Диалекты Китайского в своем региональном развитии к этому времени отличались так же, как английский от немецкого. Письменностью владел крайне малый процент населения. Поэтому в 1956 был введен Putonghua, который отличался двумя ключевыми чертами, которые необходимы языку:
1) универсальность на всей территории применения
2) сохранение значений, но упрощение написания иероглифики

Так вот. Балету по большому счету нужно то же самое (и я говорю не об изнасиловании классических постановок, а о принципах создания новых).
Необходимо, чтобы в рамках драматургии четко прослеживались значения тех или иных действий. Здесь как раз уместен пример с 3м действием Корсара. Взаимодействия между Гюльнарой и Зюльмой, бесконечные танцы наложниц, картина гарема с венками. По-идее смысл всего это кратко можно описать фразой "Гюльнара завидует Зюльме, и поэтому поможет Медоре". Но подается все сквозь 40 минутный танец, пусть и красивый, но почти лишенный содержания. (Опять же, не призываю менять Корсара!!!!)
Необходимо больше динамики и ясности, больше чувств, содержания, и меньше узорчатого движения по сцене. Необходимо, чтобы человек, прийдя на балет за историей, эту историю получил (мы не отменяем двух других видов эмоционального воздействия), в виде ему доступном и понятном, и испытал те эмоции, за которыми и шел. Я так понимаю именно по этому пути пытается идти господин Полунин, за что ему честь и хвала (удивительно, кстати, люди через Сергея втягиваются в балет, а я через ваш форум открыла Сергея).

2. Точки входа. Вот тут речь про актуальность и посыл. Вот тут нужен Нуреев. Потому что постановка, которая волнует умы общественности, заденет больше человек, чем сказка. Тут нужны резонансные мысли, даже те, которые "для разрушения". Потому что любая система стремится к энтропии, и я не вижу абсолютно ничего плохого в том, чтобы искусство ее отражало. (Такие спектакли нужны как подготовка к пониманию классики, а не замена ей!!!!)

И тогда, если эти условия будут соблюдены, люди заинтересуются. И начнут учить язык. И оценят ЛО. Потому что поверьте, мало кто вне трех групп любитетелей балета, как я, будет сам сидеть и смотреть десятки редакций постановок, чтобы уловить язык. Они будут, но их будет гораздо меньше уходящего советского поколения.

А уже в последствии эволюция такого плана приведет к коммерческому успеху жанра, что способствует трансляциям, регулярным показам, открытию театров, да даже балетным видео в тиктоке. Заметьте, естественным путем, а не по воле государства. И тогда через пару поколений язык этот станет для детей родным и они смогут чувствовать классику с пеленок, как повезло ее чувствовать вашему поколению.

P.s: все это мной написано прежде всего из желания самой понять происходящее. Поэтому хотелось бы прежде всего комментариев по общей логике размышления, потом по введенным категориям, и потом уже по деталям. И совершенно не хотелось бы попытки политизировать искусство.

P.p.s. заранее прошу прощения за опечатки, писалось все еще с телефона

Отредактировано AnnaW (17-02-2021 23:56:03)

+2

99

AnnaW написал(а):

Первое, что пришло в голову - изучить окружение и медиаполе. Выводы следующие - балетом серьезно, долго и стабильно интересуются в основном (!конечно есть исключения!):

AnnaW написал(а):

Б) люди определенного финансового положения, для которых балет - социально мероприятие

На мой взгляд, здесь несоответствие: данная категория не интересуется серьёзно балетом, она интересуется "социальным мероприятием". Если это вдруг нашумевшая балетная премьера, поинтересуется и ею. Это не серьёзный, долгий и стабильный интерес к данному виду искусства.

AnnaW написал(а):

У группы Б есть два характерных свойства: во-первых, для них эмоциональное воздействие балета не особо имеет значение, и им абсолютно все равно на качество продукта, а во-вторых, они только растут в численности.

Эх, хорошо живём, коли "люди определённого финансового положения" "только растут в численности". Само по себе это было бы уже хорошо. Безотносительно к балету.

AnnaW написал(а):

группа В в силу возраста имеет тенденцию к численному снижению. Соответственно при отсутствии притока интереса от новых поколений это число будет восполняться светскими львицами.

Кто такие "светские львицы" и почему они должны восполнять ряды убывающих советских граждан?

AnnaW написал(а):

Перспектива: полная безвкусица, потеря техники и школы, рециркуляция старых балетов без наполнения их содержанием, стагнация и смерть жанра: останется его труп, который будет радостно пинать бомонд

Такая перспектива, конечно, не исключена.
Но она никак не вытекает из того факта, что прирастёт число "светских львиц".
Во-первых, не все люди с деньгами мало требовательны к качеству. Многие, как раз, наоборот.
Во-вторых, у артистов всё же есть определённая профессиональная взыскательность по отношению к себе.
В артистической среде существует очень большая конкуренция, которая не даёт совсем уж заместить таланты блатными и бездарными.
Да и последние не самоубийцы, чтобы замахиваться не высоты, где их хватит инфаркт.
"Старые балеты", подвергнутые "генеральной санации", очень даже могут обретать новое, необычное и свежее звучание.
Так произошло с последней постановкой "Сильфиды" в Копенгагене. Это, по сути, была маленькая балетная революция.
Жаль, мало кто понял, что случилось.
А в Амстердаме сделали абсолютно новую и страшно современную "старую" "Коппелию".
Примеров, вообще, не счесть. Так что не буду развивать дальше этот ряд.
А вот почему бомонд должен "радостно пинать балетный трупп", мне не понятно.
Ему, бомонду, вообще на всё плевать, что не доставляет сиюминутной выгоды или удовольствия - ну, "умерла, так умерла".

AnnaW написал(а):

(Ввиде отступления стоит упомянуть что под воздействием на эмоции подразумевается и воздействие на сознание в том числе ( "духовное обогащение", влияние на "душу").

"Влияние на душу" не есть воздействие на сознание. Сознание, всё же, есть рацио, а душа - те самые эмоции.

AnnaW написал(а):

Конечно можно рассматривать танец с гносеологической точки зрения, но мне представляется, что как способ объективного познания мира- отражения Кантовских "вещей в себе"- он сильно проигрывает другим способам, и крайне малое количество людей осознанно идет именно за этим

Мир гомо сапиенс состоит не только из объективной или материальной составляющей, но и из тех самых эмоций.
Так что в данном случае танец как раз может поспособствовать познанию как мира окружающего, так и внутреннего отдельного субъекта.

AnnaW написал(а):

через рациональное восприятие: сознание воспринимает непосредственно сюжет, устанавливает соответствие или отсылает нас к собственному опыту и знаниям, мы получаем эмоции. По данному принципу строится драм. театр ( чем лучше актеры "отыгрывают", тем сильнее когнитивная связь, тем сильнее эмоции)

Так всё же: через сюжет или через "отыгрывание" актёрами мы там получаем эмоции?

AnnaW написал(а):

через визуальное внеконтекстное восприятие - также, как мы воспринимаем абстрактную живопись, орнаменты, не натуралистичную скульптуру. Через аналогичое внеконтекстное восприятие (только аудиальное) мы как раз чувствуем классическую музыку

Мне кажется, что любое восприятие происходит в контексте.
Только контексты могут быть разными: сюжетными, бессюжетными, предметными, абстрактными.
Я не понимаю термин "внеконтекстное восприятие": он сам по себе уже подразумевает, что существует контекст, но мы воспринимаем что-то вне данного контекста.

AnnaW написал(а):

третий тип описать достаточно сложно. Речь идет об условном "эффекте вовлечения".

Да, вот у нас в Стасике есть такой балет, где всех желающих приглашают присоединиться.

AnnaW написал(а):

Перспектива: развитие видеотрансляций. Но поможет ли это развитию театрального балета? С одной стороны конечно да, потому что после трансляции люди захотят посмотреть постановку в театре. Но с другой, вероятность почувствовать тот же градус в театре намного меньше - на больших расстояниях это получается у немногих. Вполне возможно, что часть людей после пары посещений, так и не получив такого же выброса эндорфинов продолжат смотреть трансляции.

Это безусловно.
И только Урин и Кехман этого не понимают.
Все остальные уже создают свои интернет платформы на постоянной основе, с архивами и лайф стримами.
А от удовольствия сходить в живой театр это людей не отвратит: это два совсем разных, но, безусловно, взаимодополняющих вида получения эстетического удовольствия.

AnnaW написал(а):

Популярный контемп это не Моданс, это Тодес. От балетной формы там остается только растяжка и натянутый носок.

Вообще-то, и то, и другое не есть "контемп": первое - неоклассика, второе - эстрадный балет.
Контемп - это совсем особенное направление, с совершенно другими принципами работы тела.
У нас, увы, этим не владеют.
А вот надо бы.
Хотя, думаю, здесь Вы правы: для привлечения совсем самой не танцующей молодёжи он, может, и не годится.
Хотя на Западе сгодился.

AnnaW написал(а):

Внимание вопрос: что объединяет две вышеназваннве группы любителей балета (исключая бомонд)? Внимание ответ: им понятен язык балета, а следовательно и развитие сюжетной драматургии.

Ну, сюжет может быть понятен и без понимания, как правильно приземляться в ту или иную позицию.
Здесь нет никакой императивной связи.

AnnaW написал(а):

Советскому  человеку в условиях цензуры западной культуры оставалось обращаться только к культуре отечественной, а когда она создавала сказку, которую больше нигде было не увидеть, он возвращался снова и снова.

Конечно, советскому человеку не показывали всю западную культуру.
Но всю западную литературную классику перевели на русский язык. И все, им владевшие, могли приобщиться.
В СССР показывали лучшие образцы западных фильмов. Кто хотел, мог увидеть.
У нас, между прочим, лучшие собрания западной живописи.
Свой кинематограф в СССР тоже был мощным.
Так что много чего видел советский человек помимо "балетной сказки".
Правда, вот с балетом вышел облом: он там, на Западе, расцвёл необыкновенно бурным цветом, пока нас уверяли, что мы "впереди планеты всей". В результате, имеем то, что имеем.

AnnaW написал(а):

очень сложно заставить человека посвятить чему- то то количество времени, которое потребуется для изучения балетного языка

Заставить вообще никого ничему никогда нельзя. Ну, если не прибегать к экстремальным средствам принуждения.
Но можно постоянно предлагать приобщиться.

AnnaW написал(а):

при сравнении танца с языком уважаемый Привет привел в пример "символические" иностранные языки.

Это было не лингвистическое сравнение на основе сравнения принципов знаковой системы, а чисто визуальное.
Понятное дело, что арабская вязь не работает по принципу иероглифов.
Но для людей, пользующихся латинским алфавитом или кириллицей, и то, и другое трудно в освоении.

(Браво Вашим языковым познаниям, ещё раз снимаю шляпу!).

AnnaW написал(а):

сохранение значений, но упрощение написания иероглифики

Я Вам скажу ещё больше: один из основополагающих принципов развития любого языка - стремление к наибольшей упрощённости или простоте.
К сожалению, это не всегда здорово, как показывает пример "пиджен инглиш".

AnnaW написал(а):

Необходимо, чтобы в рамках драматургии четко прослеживались значения тех или иных действий.

Так оно, собственно, так и есть.
И большие творцы, как, к примеру, Плисецкая (прошу прощения у всех, кому надоел этот пример) или Владимир Васильев не перестают повторять, что каждый жест должен быть осмысленным и нести смысловую нагрузку.

AnnaW написал(а):

Необходимо больше динамики и ясности, больше чувств, содержания, и меньше узорчатого движения по сцене.

Что, собственно, и произошло при переходе от чистой классики к драмбалету.

AnnaW написал(а):

Вот тут нужен Нуреев. Потому что постановка, которая волнует умы общественности, заденет больше человек, чем сказка. Тут нужны резонансные мысли, даже те, которые "для разрушения".

А вот у меня вопрос: если бы эта постановка не была выполнена режиссёром, который оказался в центре скандала, не была и сама заранее скандализирована, пошли бы туда массы?
Кстати, некоторые из "масс" до конца действа не дотянули.

AnnaW написал(а):

А уже в последствии эволюция такого плана приведет к коммерческому успеху жанра, что способствует трансляциям, регулярным показам, открытию театров, да даже балетным видео в тиктоке.

Думается, трансляции сами по себе очень способствуют успеху жанра.
Прямо на моих глазах в период локдауна организовались целые сообщества балетных неофитов.

+1

100

Уважаемая AnnaW, для начала выражаю мое уважение к вашему труду. Дать комментарии по всем поднятым вопросам в одном посте не получится, поэтому видимо, буду возвращаться к нему и комментировать по чакстям. А пока выскажу замечание принципиального характера.

Во всех Ваших рассуждениях ни разу не встретилось слово "красота" или понятие "прекрасного". Между тем, это и есть главное в балете. На прямой вопрос: "Что главное в балете?" М.М.Плисецкая, подумав, ответила: "Главное в балете - красота". В удаленном Вами посте, кажется было несколько слов о красоте балета, и были эти слова пренебрежительными. Вот в этом, мне кажется, корень Ваших (и не только) проблем с восприятием балета. Не знаю, как насчет того, что "красота спасет мир", но балет без красоты умрет, и никакая драматургия и новый язык не помогут. Не буду здесь распространяться о природе прекрасного, о том, как оно вообще появилось, где обретается и чем его измерить (скажу только, что при совершенном исполнении количество прекрасного измерению не поддается, то есть бесконечно, и это относится не только к балету).

Проблема, видимо. в том, что не все обладают от природы чувством прекрасного в той мере, чтобы получать наслаждение от утонченных форм искусства, поэтому, скажем, попсу любят миллионы, а классическую музыку не более одного процента, (на самом деле - гораздо меньше, если учесть тех, кто, слушая музыку, непрерывно представляет в своем воображении картины и сюжеты, то есть музыка для таких любителей лишь подспорье, и не поймешь, что здесь "костыли": музыка для воображаемых картин, или картины для музыки). В балете аналогично, поэтому Вы ищете спасение балета в наращивании его актуальности, сюжетности, чего угодно, кроме главного. Способность воспринимать прекрасное, в принципе, заложена в нас природой (видимо, как побочный, в смысле, несколько избыточный, результат эволюции мозга. Хотя, поскольку в той или иной мере, это чувство доступно и животным, видимо, оно необходимо для выживания. Я полагаю, что, без искусства, которое и выражает прекрасное в своих специальных формах, вообще нет человека, как феномена).

AnnaW  написал(а):

Поэтому балету нужно убрать перегруженность движениями без смысла. Нужна драматургия. Нужна сюжетность. Нужна динамичность. Нужна актуальность. Нужен посыл.

Прямо так и убрать? А вот я сейчас выложу видеозапись балета "Сильфиды" с Олесей Новиковой. В нем нет ни ГУЛАГА (будь он неладен) ни энергетики Нуреева, и вообще, ноль актуальности. Но есть красота, которая главное в балете, как сказала Майя Михайловна, и я (представьте себе) тоже так думаю.
Это не значит, что драмбалет не нужен, все, что так или иначе разнообразит балет, как искусство, может жить (если может).

Это общее замечание, по отдельным пунктам тоже есть что сказать, Ваш обширный труд дает пищу для ума и для комментария, в дальнейшем прямо по пунктам и пойдем. :flag:

+1

101

МаксимП. написал(а):

Вспомнилась фраза ее автора: "Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?"

Видать, что Вам нравится сия то ли аллегория, то ли метафора. А, между тем, сравнение человеков с червями - прямой путь к газовым камерам (по стечению обстоятельств, созданным земляками этого носителя великого сумрачного германского разума). Еще сравнение людей с колорадскими жуками - хорошо помогает испытывать радость от сжигания их заживо, проверено в Одессе.
А вообще, когда политику начинают проводить под высокодуховными лозунгами, жди массовых убийств. И не важно, борьба ли это за истинную веру, за светлое будущее или против иллюзий и лицемерия.
Кстати, балет "Пламя Парижа" и об этом тоже.

+2

102

primipilos написал(а):

Во всех Ваших рассуждениях ни разу не встретилось слово "красота" или понятие "прекрасного". Между тем, это и есть главное в балете.

Я вас поддерживаю, ув. primipilos. Красота, эстетика - главное, что есть в балете. А еще музыкальность

AnnaW написал(а):

Вопрос, который возник у меня прежде всего к себе, а потом и к окружающим: почему меня, ребенка, которому, как рекомендует уважаемый Привет, прививали балет с детства, он заинтересовал только сейчас?

ув. AnnaW, я отношусь примерно к той же возрастной группе, что и вы. Думаю, в балет приводит многих любовь к определенным артистам. С детства профессионально занимаюсь живописью, но потом сменила специальность. Но любовь к искусству, чувство прекрасного уже было воспитано с пеленок, поэтому потребность в красоте осталась до сих пор. А ее очень мало в современном искусстве. Балет также полюбила не сразу, хотя меня приводили в раннем детстве на него, но мне казалось это достаточно скучным повторением движений. Пока я не увидела запись с Улановой, и не поняла, что балет это тоже искусство в самом высоком смысле. Многое зависит от исполнителя.

AnnaW написал(а):

Но будут ли этот язык учить? Человек 20го века, 1 раз увидев "Жизель" мог восхититься атмосферой, красотой, изяществом и начать нарабатывать насмотренность. Это очень хорошо работало именно в СССР, потому что волшебный мир театра позволял отвлечься от строго регулируемой действительности. Советскому  человеку в условиях цензуры западной культуры оставалось обращаться только к культуре отечественной, а когда она создавала сказку, которую больше нигде было не увидеть, он возвращался снова и снова.

Сейчас, в условиях огромного количества массовой культуры, для которой не нужно учиться абсолютно ничему, доступа в мировое информационное и культурное пространство, быстрого потребления и быстрого удовольствия, очень сложно заставить человека посвятить чему- то то количество времени, которое потребуется для изучения балетного языка. Не потому, что это не думающие, не эрудированные или не чувствующие люди. Просто таковы реалии времени (как говорится Marshall McLuhan's Global Village).

Мы сейчас живем в эпоху постмодерна. Для постмодерна не характерна ни эстетика, ни гармония классического искусства, к которому относится отечественный балет. Если модерн начала прошлого столетия еще опирался на классику, была еще важна гармония, то постмодерн это уже отвергает. Под воздействием массовой культуры у многих сформировалось клиповое мышление. Поэтому вообще классическое искусство теряет свою популярность, не только балет. Чтобы любить балет, думаю, не обязательно хорошо знать балетный язык, можно просто уметь чувствовать его гармоничность, и красоту. Но тут еще многое, как я говорила выше, зависит от исполнителя.
Но и в классическом балете сейчас есть проблемы. Мне кажется, что он очень сильно отдалился от зрителя. Современные балетные каноны с утрированно удлиненными конечностями выглядят уж слишком фантастически. Есть ли в этом гармоничность? Не знаю, но есть неестественность.
Меня это пугает. Вторая проблема - безжизненность. Меня это тоже пугает. Мало создать красоту на сцене, надо вдохнуть в нее жизнь, сделать персонажа живым. Это не каждый сможет. К счастью, есть артисты, оживляющие, одухотворяющие своих персонажей. Они могут рассказать историю.
А так, конечно, популярность балета можно повысить его пропагандированием.

Отредактировано Gerda (19-02-2021 17:13:56)

0

103

Уважаемы primipilos!
Я не думаю, что в наших с вами представлениях есть противоречие. Красота, безусловно,одна из главных вещей в искусстве. Но дело в том, что четкое (или нечеткое) определение этой самой красоты найти достаточно сложно, и можно уйти в долгую и бесполезную полемику.

Поэтому для конкретизации я и говорю о воздействии на эмоции и его видах. Ведь именно на них, по большому счету, воздействует красота.

Поэтому оценка эстетики совсем не противоречит введенным категориям. Наоборот, красота - свойство балета, эмоции - направление ее воздействия.

P.s. попытка моего анализа была как раз в том, чтобы понять, почему до меня не доходил именно этот вид красоты. Потому что не менее "возвышенную" оперу я люблю и с детства любила до безумия. И тот факт, что я все-таки полюбила балет ставит вопрос о средствах передачи этой красоты, при наличии эфемерной "способности воспринимать прекрасное" - ну не могла же она у меня внезапно на середине жизни раз и появиться. (А вообще я не верю в разделение людей на априорно имеющих эту способность и не имеющих, это как-то пренебрежительно что-ли)

На комментарии Ув. Привет отвечу чуть позже, ибо достаточно долго формулировать.

Отредактировано AnnaW (19-02-2021 18:17:39)

0

104

Дополнительнр уточню, что про красоту ведется речь как раз в пункте про внеконтекстное восприятие. Распишу чуть позже.

Отредактировано AnnaW (19-02-2021 18:48:34)

0

105

Фильм о наследии Петипа. Ещё 24 часа, пока не закрыли.

0

106

Автор: AnnaW написал(а):

Но подается все сквозь 40 минутный танец, пусть и красивый, но почти лишенный содержания. <...>
Необходимо больше динамики и ясности, больше чувств, содержания, и меньше узорчатого движения по сцене. Необходимо, чтобы человек, прийдя на балет за историей, эту историю получил

(Подчеркивание везде мое)

Анна, добрый вечер!
Движение (совокупность движений, т.е. хореография) - это и есть содержание балетного спектакля. И именно из работы с движениями (комбинациями, хореографическими темами) складывается драматургия балета. За ней может стоять описываемая словами история, а может и не стоять (точно так же, как музыка может быть программной и беспрограммной, со словами и без слов).
Зрители ходят в балет не за историей, а за самим балетом, чтобы увидеть его от и до таким, какой он есть. Если бы в театр ходили за историями, то его, как и все другие виды искусства, давно вытеснили бы из человеческой жизни сборники кратких пересказов, потому что историю Ромео и Джульетты или, например, Онегина и Татьяны можно узнать более простым путем, нежели читая целиком Шекспира и Пушкина или, тем более, смотря спектакли по их произведениям.

Отредактировано Amaliris (03-03-2021 00:46:57)

0


Вы здесь » PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА » Passionballet » Есть ли перспективы у балета как у вида искусства?