Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



John Neumeier. "Nussknacker", Bayerisches Staatsballett. 02.01.18

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Curtain call.

0

2

Osiel Gouneo

0

3

"Щелкунчик" Джона Ноймайера был создан в короткой версии в 1971 году для балета Франкфурта, а затем уже в виде полноценного балета в 1973 году для Баварского балета в Мюнхене. С тех пор его танцуют различные труппы, в том числе и в Гамбурге.
Он относится, несомненно, к тем самым первым балетам господина Ноймайера, когда он делал безусловно выдающиеся постановки, находясь под влиянием давшего ему путёвку в жизнь господина Крэнко, и создавал законченные драматически и хореографически постановки, как то неутомимо танцуемая всеми и везде "Дама с камелиями".
Идея постановки Ноймайера также исходит от Крэнко, поставившего своего "Щелкунчика" в Штуттгарте в 1966 году. Заключается она в отказе от сюжета сказки Э.Т.А. и переносе действия на день рождения Клары/Маши. Таким образом, то, что судорожно пытаются вытянуть из первоначального либретто различные творцы-хореографы, здесь становится логическим явлением - взросление, мечтания, расставание с детством и т.п. Кстати, также решал своего "Щелкунчика" для Бирмингемского балета Питер Райт - другой выдающийся хореограф современности, обязанный своим професссиональным становлением Крэнко. Речь идёт о балете и становлении балерины. При этом у Ноймайера балет превращается в гимн творчеству Мариуса Петипа. Такими вот причудливыми путями идёт искусство: гимн Петипа поётся тем самым балетом, которого он не ставил.
Балет идёт в декорациях и костюмах Юргена Розе, что, безусловно, может считаться залогом высокого вкуса и гармонии ( поскольку здесь нет претензий и покушений на русскую классическую литературу, да и литературу вообще, то отсутствуют и всяческие культурологические ляпы).
На дне рождения Клара/Маша получает в подарок как куклу Щелкунчика, так и балетные туфли. Старшая сестра её - балерина. Поэтому среди гостей присутствует и её учитель танцев - господин Дроссельмайер, как две капли похожий на господина Петипа. Брат Клары/Маши - кадет, и с ним друзья. Которые от души потешаются над учителем танцев. С юмором в то время у хореографа всё было в лучшем виде.
Заснувшя Клара/Маша, мечтающая стать балериной, но неуклюжая, как героиня "Пигмалиона", попадает в волшебное царство балета. Где сама она танцует головокружительный дуэт с женихом Луизы Гюнтером на музыку маленького адажио, а Луиза с Петипа танцуют свой дуэт под скрипичный антракт далее не обозначенного происхождение, но потрясающей красоты. Вальс снежинок есть вальс балерин.
Второе действие, по высказыванию самого Ноймайера, является его приношением творчеству Петипа и великому русскому балету. Он хотел не только выразить ему свою благодарность, но и устроить настоящий пир для глаз. Надо сказать, что это-таки ему прекрасно удалось в дивертисменте. И арабский, и китайский, и француский (поставленный, как положено, на музыку "Кадеруселя", а не пасторали, и русский, который танцует брат-кадет Фриц со товарищи, и пастораль, отданная балеринам и танцовщикам для чистого балетного танца, отличаются не только высокой сложностью, но и исключительной музыкальностью и новаторством.

Номера дивертисмента второго действия посвящены различнам балетам Петипа и идут в следующем порядке и под следующими названиями:

"Оживлённый сад"
"Красавица Гранады"
"Дочь фараона"
"Эсмеральда и шуты"
"Китайская птичка"
"Па де катр" (это, видимо, уже не только к Петипа)
"Танцующие лейтенанты".

Ноймайер нe был бы уже тогда самим собой, если бы не изменил музыкальную партитуру. Кроме упомянутого уже скрипичного антракта, он ввёл во втором действии дуэт Луизы и Гюнтера на абсолютно неизвестный лично мне музыкальный отрывок, кордебалетный номер на музыку, напоминающую "Спящую", два комических дуэта - Клары/Маши с Гюнтером в первом и её же с Дроссельмайером/Петипа во втором действии - на также неизвестный мне музыкальный материал. Отправлюсь на поиски источников: в очень хорошем и информативном буклете данной информации, увы, нет. Среди композиторов обозначен один Пётр Ильич.
От оригинала Иванова в данной постановке остались лишь вариации в гран па. Эти вариации Ноймайер получил когда-то во Франкфурте из рук-ног Эрика Бруна. При этом под музыку Дражже танцует Клара/Маша, а всё остальное гран па танцуют Луиза и Гюнтер.
Как танцевал Гюнтер - Гунео - видно из выложенных выше видео. Хорошо танцевал.
Его партнёршей была госпожа Саммерскэйл. Всем известно наше весьма либеральное отношение к формам балерин, особенно тех, кто умеет танцевать. Увы, это не про данную приму Баварского балета. Фигура госпожи Саммерскэйл от талии до сцены явно не соотвестствует ... Ну, ничему она не соответствует. Особенно выдающимся танцем прима эта тоже не отличается - па-де-бурре от слова никак вообще. Судьба сыграла с ней на сей раз злую шутку: именно она, единственная из баварских прим-премьеров, принявшая участие в кампании возмущения неподобающим видом господина Полунина в "Раймонде", танцевала своё адажио в гран па в разорванном на спине платье. На видео можно разглядеть. Случается, конечно, со всеми и всякое. Надеемся, теперь она это лучше понимает. К её вариации платье зашили. Благо, времени было больше, чем обычно, поскольку, как уже упоминалось, вариацию Дражже в данной версии танцует Клара/Маша.
Дроссельмайера/Петипа танцевал замечательный Алексей Попов. Безупречная работа в этой ногодробительной и пластически очень сложной партии. Вдобавок, с умопомрачительными поддержками в китайском танце, который здесь Дроссельмайер танцует с солисткой сам. Браво! И пора в премьеры.
Брата-Фрица танцевал не менее блистательный Дмитрий Выскубенко. Тоже браво и тоже бы пора.
С Кларой/Машей вышла незадача: партия поставлена на отровенное инженю. А все такие стараниями господина Зеленского в Мюнхене в главной труппе перевелись: нет Петиной, нет Марковской. Поэтому выписали из зарубежных театров Нэнси Осбалдестон, которая и предстала настоящей маленькой и прелестной девочкой, оснащённой, однако, блистательной техникой, замечательными па-де-бурре, завидными партнёрскими качествами во всех этих головокружительных дуэтах как с господином Гунео, так и с господином Поповым.
Ансамбль отработал на славу. Ложкой дёгтя стали абсолютно чёрные подошвы пуантов госпожи Ибраимовой - единственные (!) из всех, бывших на сцене. Это же надо так отличиться! Впрочем, танцует она на зависть другим солисткам, обладающим несравненно более красивой внешностью и чистыми пуантами.

Но славное, однако, вышло начало года. Надеемся на достойное продолжение.

+4

4

PRIVET написал(а):

"Щелкунчик" Джона Ноймайера был создан в короткой версии в 1971 году для балета Франкфурта, а затем уже в виде полноценного балета в 1973 году для Баварского балета в Мюнхене. С тех пор его танцуют различные труппы, в том числе и в Гамбурге.
Он относится, несомненно, к тем самым первым балетам господина Ноймайера, когда он делал безусловно выдающиеся постановки, находясь под влиянием давшего ему путёвку в жизнь господина Крэнко, и создавал законченные драматически и хореографически постановки, как то неутомимо танцуемая всеми и везде "Дама с камелиями".
Но славное, однако, вышло начало года. Надеемся на достойное продолжение.

Ох, как же хочется увидеть эту версию и версию Райта!

0

5

Спасибо за Ваши впечатления, дорогая PRIVET! Рада, что впечатления от балета хорошие, и балетное начало нового года обнадеживает. Баварской опере следовало бы чаще транслировать свои спектакли, жаль, что они этого не делают, публика жаждет.
Дорогая ivette, существует несколько записей Щелкунчика в версии Питера Райта, на Рутрекере выложены, и есть (по крайней мере, мне известна одна полная запись) Щелкунчик в постановке Ноймайера, это была трансляция из Баварской оперы 2012 года, там в партии Мари - Катерина Марковская, а Луиза - Полина Семионова. Запись есть на  сайте "Погружение в классику", кажется, ссылка еще жива. Ссылка

+1

6

Дорогая ivette!
В теме Питера Райта есть ссылка на запись 2016 года из РОХ.
Peter Wright. Питер Райт.
К сожалению, у нас нет записи версии Райта для Бирмингемского балета, в которой он тематизирует становление юной балерины.
Отрывок из его книги, посвящённый работе над "Щелкунчиком" постараюсь выложить в его теме немного позже.

+1

7

PRIVET написал(а):

Дорогая ivette!
В теме Питера Райта есть ссылка на запись 2016 года из РОХ.
Peter Wright. Питер Райт.
К сожалению, у нас нет записи версии Райта для Бирмингемского балета, в которой он тематизирует становление юной балерины.
Отрывок из его книги, посвящённый работе над "Щелкунчиком" постараюсь выложить в его теме немного позже.

Спасибо!!!!

0

8

PRIVET написал(а):

Ноймайер нe был бы уже тогда самим собой, если бы не изменил музыкальную партитуру. Кроме упомянутого уже скрипичного антракта, он ввёл во втором действии дуэт Луизы и Гюнтера на абсолютно неизвестный лично мне музыкальный отрывок, кордебалетный номер на музыку, напоминающую "Спящую", два комических дуэта - Клары/Маши с Гюнтером в первом и её же с Дроссельмайером/Петипа во втором действии - на также неизвестный мне музыкальный материал.

Дуэт Луизы и Гюнтера - это Миниатюрный марш из Сюиты № 1.
Мари с Гюнтером танцует под музыку из "Щелкунчика", в постановках с классических либретто это сцена, в которой Маша играет со Щелкунчиком-куклой.
Вставка в Па де де (вариация Луизы) - фрагмент танца Золушки с принцем Фортюнэ из "Спящей красавицы".
Музыку дуэта Мари с Дроссельмейером на слух не узнаю.
Про кордебалетный номер на музыку, похожую на СК, не понял - где он исполняется?

0

9

Amaliris написал(а):

Мари с Гюнтером танцует под музыку из "Щелкунчика", в постановках с классических либретто это сцена, в которой Маша играет со Щелкунчиком-куклой.


Эту музыку я знаю, там было что-то где-то другое. Но теперь не помню. Мы в ближайшее время постараемся скачать спектакль, вырезать все неизвестные музыкальные куски и определить, что есть что. Кордебалетная сцена вроде в конце первого действия, но опять же уже не помню - записывать надо было по горячим следам. Так что, дорогой Amaliris, не сочтите за труд - когда появятся отрывки, отсмотрите ещё раз и прокомментируйте. :flag:

0

10

Хорошо. Но я проверил по записи баварского спектакля в прошлом возобновлении, там именно эта музыка. Думаете, сейчас Ноймайер добавил что-то новое?

0

11

Amaliris написал(а):

Думаете, сейчас Ноймайер добавил что-то новое?


Нет, не думаю. Просто надо ещё раз послушать и конкретно привести куски. Там кто-то ещё ЛО услышал. У меня вот СК до сих пор в ушах. Вообще, кто-то же делал ему эту музыкальную редакцию. Вот как можно не упоминать этого в программке? Не сам же он оркестровал всё это и не Петр Ильич уж точно. :dontknow:

0

12

CorrVis написал(а):

Спасибо за Ваши впечатления, дорогая PRIVET! Рада, что впечатления от балета хорошие, и балетное начало нового года обнадеживает. Баварской опере следовало бы чаще транслировать свои спектакли, жаль, что они этого не делают, публика жаждет.
Дорогая ivette, существует несколько записей Щелкунчика в версии Питера Райта, на Рутрекере выложены, и есть (по крайней мере, мне известна одна полная запись) Щелкунчик в постановке Ноймайера, это была трансляция из Баварской оперы 2012 года, там в партии Мари - Катерина Марковская, а Луиза - Полина Семионова. Запись есть на  сайте "Погружение в классику", кажется, ссылка еще жива. Ссылка

Да, ссылка есть, там выложено видео на 11', но на видео вместо Луизы-Семионовой - Лусия Лакарра, а вместо Фрица-Саркисова - Марлон Дино. Там есть и небольшие их рассказы, и Марковской тоже.
Возможно, в трансляции, которая, как я понимаю, представлена RAR-архивом, танцует Семионова.

+1

13

Ув.Privet и Amaliris, а почему Вы пишите о Луизе и Гюнтере, а не о Луизе и Фрице? По ссылке ув.CorrVis в действующих лицах Фриц, а не Гюнтер.

Отредактировано Prima (05-01-2019 01:42:56)

0

14

Prima написал(а):

Ув.Privet и Amaliris, а почему Вы пишите о Луизе и Гюнтере, а не о Луизе и Фрице? По ссылке ув.CorrVis в действующих лицах Фриц, а не Гюнтер.

Отредактировано Prima (Сегодня 01:42:56)


В балете есть Фриц - брат Клары/Маши и Гюнтер - жених Луизы, старшей сестры Клары/Маши, балерины. Клара/Маша танцует с Гюнтером, в которого по-детски влюблена. Гюнтер танцует и с ней, и с Луизой (например, на видео выше в гран па).

0

15

CorrVis написал(а):

есть (по крайней мере, мне известна одна полная запись) Щелкунчик в постановке Ноймайера, это была трансляция из Баварской оперы 2012 года, там в партии Мари - Катерина Марковская, а Луиза - Полина Семионова. Запись есть на  сайте "Погружение в классику", кажется, ссылка еще жива

Спасибо огромное! Ссылка действительно жива, два тома архива отлично распаковались, получилась запись на 2 ч 24 минуты :cool:

+1

16

CorrVis написал(а):

Спасибо за Ваши впечатления, дорогая PRIVET! Рада, что впечатления от балета хорошие, и балетное начало нового года обнадеживает. Баварской опере следовало бы чаще транслировать свои спектакли, жаль, что они этого не делают, публика жаждет.
Дорогая ivette, существует несколько записей Щелкунчика в версии Питера Райта, на Рутрекере выложены, и есть (по крайней мере, мне известна одна полная запись) Щелкунчик в постановке Ноймайера, это была трансляция из Баварской оперы 2012 года, там в партии Мари - Катерина Марковская, а Луиза - Полина Семионова. Запись есть на  сайте "Погружение в классику", кажется, ссылка еще жива. Ссылка

Огромное спасибо! Все прекрасно скачалось, какой замечательный сайт «Погружение в классику»!

0

17

При извлечении чуждых музыкальных отрывков из записи балета в исполнении труппы под руководством Ивана Лишки пришлось пересмотреть всю запись.
Ну что сказать? Труппа Зеленского на порядок сильнее. В первую очередь, конечно, мужcкой состав. Попов и Выскубенко - ни в какое сравнение с Микаэляном и Саркисовым - другое поколение, другая выучка.
Осиель Гунео также превосходит Максима Чащегорова по чистоте техники, мягкости, пластичности. Правда, в тарантелле (прошу обратить внимание, запись выложена выше, там по ошибке сначала было два раза адажио) он предпочёл не прыгать со де баски по непонятным причинам, чем вариацию упростил.
Относительно женского состава, конечно, печаль на сегодняшний день - Саммерскэйлз (ох), правда, в той трансляции была тоже приглашённая на Луизу Семионова, а не местная прима. Зато теперь не нашлось своей инженю.
Теперь по обещанным чуждым музыкальным фрагментам. Частично музыку уже прокомментировал дорогой Amaliris.
Гюнтер, Луиза, Мари (первое действие)
https://www.youtube.com/watch?v=NqK-KKY … e=youtu.be
Кордебалет, конец первого действия - привычная музыка в непривычной аранжировке с добавлением непонятно чего
https://www.youtube.com/watch?v=CPst7c5 … e=youtu.be
Луиза, Дроссельмайер - СК
https://www.youtube.com/watch?v=XSuPJtp … e=youtu.be
Мари, Дроссельмайер
https://www.youtube.com/watch?v=6xvBCis … e=youtu.be
Луиза
https://www.youtube.com/watch?v=XDut63l … e=youtu.be

Вообще, мне не даёт покоя открытый вопрос об аранжировщике. Придётся, видимо, написать в Мюнхен и Гамбург. :dontknow:

+1

18

А вот какие рецензии выходят из-под пера бывших гидов по альпийским курортам, которые каждый год (ходят в баню) на одного и того же "Щелкунчика" в одном и том же костюме красного цвета. Самое смешное, что та провинциальность, которую автор постоянно приписывает рецензируемому, стала его тяжким уделом.

http://www.belcanto.ru/18122801.html

0

19

Сегодняшний день мы провели в плодотворной переписке с зам. интенданта Гамбургского балета.
На наш запрос по поводу авторства партитуры к "Щелкунчику" господина Ноймайера пришёл следующий ответ:
"Музыку к "Щелкунчику" написал П.И.Чайковский".
Немало порадовавшись, но и подивившись сему сообщению, мы позволили себе указать на то, что уже владеем данной информацией и посему желаем знать, кто же составил таким необычным образом известную нам партитуру?
На это нам ответили, что партитуру составил сам господин Ноймайер.
Удивившись в очередной раз, мы запросили ответ на вопрос, сам ли господин Ноймайер оркестровал свою нарезку, указав при этом на те моменты, которые были у нас идентифицированы, а также на то, что многие оркестровки классики вышли из-под пера господина Ленчбери.
И вот с третьей попытки пришёл, наконец, более или менее вменяемый ответ. Привожу его в переводе:

"Сначала я хотела бы спросить, какой интерес привёл Вас к этим вопрасам - личный или профессиональный?
Ведь частью авторства Джона Ноймайера является во всех его балетах создание "партитуры" балета. Поскольку балет "Щелкунчик" он создал уже в начале 70-х годов для Франкфурта, у нас нет информации о деталях. Но следующее я Вам могу по секрету сообщить:
в нашем "Щелкунчике" имеются две вставки из "Спящей красавицы" (Номер. 18 антракт с соло скрипки; Номер. 26а Золушка и Принц Фортюне), "Маленький марш" из сюиты Номер. 1 оп. 43 и "Жига" (английский танец) - эта последняя в оркестровке Джона Ленчбери".
Ну вот, собственно, что и должно было быть в программке, но почему-то все считают, что это необязательно.
Впрочем, вопрос об аранжировщике всей партитуры так и остался открытым.

0

20

PRIVET написал(а):

Ну вот, собственно, что и должно было быть в программке, но почему-то все считают, что это необязательно.

Дорогой Privet, по-моему, в России, в наших главных театрах, точно уж не удосуживаются расписывать подробно разные вставки в основную партитуру и указывать композиторов. Получается, что все не уважают зрителя, экономят время, бумагу и т.п. Наверное, считается, что основная масса приходит в театр развлечься, и им это неинтересно.

Отредактировано Prima (08-01-2019 22:53:43)

0

21

Prima написал(а):

Дорогой Privet, по-моему, в России, в наших главных театрах, точно уж не удосуживются расписывать подробно разные вставки в основную партитуру и указывать композиторов.


Ну почему же, дорогая Prima!
Вот, к примеру, что написно на сайте БТ по поводу идущего в данный момент "ДК":
"В балете использована хореография Ростислава Захарова (Танец с гитарами и Джига на музыку В. Соловьева-Седого); Касьяна Голейзовского (Цыганский танец на музыку В. Желобинского); Анатолия Симачева (Фанданго на музыку Э. Направника)."
https://www.bolshoi.ru/performances/912/
А в буклете Венского балета мне как-то встретилoсь сопоставление различных версий ЛО с указанием всей музыкальной компоновки.
Так что умеют подходить ответственно, когда хотят. Везде умеют.
Я считаю просто вопиющм непрофессионализмом и неуважением к публике не указывать аранжировщиков. Ведь понятно же, что не сам Ноймайер сделал все новые коденции, разложил по-новому голоса, связал партитуру в одно целое.

0

22

PRIVET написал(а):

А вот какие рецензии выходят из-под пера бывших гидов по альпийским курортам, которые каждый год (ходят в баню) на одного и того же "Щелкунчика" в одном и том же костюме красного цвета. Самое смешное, что та провинциальность, которую автор постоянно приписывает рецензируемому, стала его тяжким уделом.

http://www.belcanto.ru/18122801.html

Однако, какой хамский тон и лексика! Я просто шокирована! o.O

0

23

Дорогой Privet, спасибо, но про Вену я не знаю, но я имела в виду, прежде всего, программки. Как теперь в программках в БТ, не знаю, но раньше  ничего не писали. В Мариинском театре я смотрела ДК, наверное, лет 8 назад, ничего не было. Но зато была информация о па де де, что так и неизвестно, кто его поставил. Я считаю, что обязательно всё должно быть расписано в программке, т.к. на сайте не все будут смотреть. Я имею в виду среднестатистического зрителя.
А Вы удивляетесь, что нас не уважают? Даже наш уважаемый НМЦ говорил, что он танцует, прежде всего, для себя. А Родькин так просто имел наглость произнести "какой-то клерк". Видите ли, к нему пристают после сектакля и делают замечания. Среди зрителей есть разные, и невоспитанные тоже. А он просто сноб: считает, что на балет рабочий не пойдёт?

Отредактировано Prima (09-01-2019 01:35:49)

0

24

Prima написал(а):

Я считаю, что обязательно всё должно быть расписано в программке, т.к. на сайте не все будут смотреть. Я имею в виду среднестатистического зрителя.


Конечно, здесь двух мнений быть не может. Но БТ, кажется, пишет в программках, всегда, во всяком случае, писали.
Но если уж не в программке, то на сайте все авторы/соавторы должны указываться. Как и изменения, привнесённые данными авторами в канонические версии.
А то ведь что получается: не только зритель пребывает в неведении, что ему конкретно сервируют, но и авторы лишаются своих прав. Как раз от тех людей, которые особо рьяно следят за соблюдением своих собственных авторских прав. В данном случае это господин Ноймайер. Аранжировать по-новому музыкальную партитуру, включив в неё чуждые музыкальные фрагменты, надо уметь, надо быть высоко профессиональным музыкантом и, в общем-то, композитором. Если человек таковым не является, то на свет являются несуразности, подобные тем, которыми господин Курентзис одарил пермское "ЛО". Так почему господин Ноймайер не считает нужным указывать своего соавтора? При этом, такой подход у Ноймайера является не случайностью, а закономерностью: если мы посмотрим на создателей "Дамы с камелиями" или последнего "шедевра" - "Анна Карениной", мы нигде не увидим фамилии аранжировщика. Везде числится лишь хореограф как автор подбора музыки. Но подобрать-то мало, надо же свести всё это в единое целое, написать связки и т.д. и т.п.
Сравниваем "ДсК", положенную на музыку Шопена и "Майерлинг" Кеннета МакМиллана, положенный на музыку Листа. Принцип один. Разница в том, что МакМиллан указывал Ленчбери - аранжировщика музыку - как одного из соавторов балета, а Ноймайер предпочитает об аранжировщике молчать.

0

25

Большое спасибо за рассказ, дорогая Привет!

0