Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Оружие в балете

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Танец с саблями из балета "Гаянэ"

Поединок из балета "Спартак"

Отредактировано Айрин (13-05-2014 22:35:43)

+2

2

Дорогая Айрин!
Спасибо за такую, к сожалению, снова актуальную тему.
Но для балета всегда очень интересную. Здесь много о чём можно поговорить.

0

3

+1

4

Дорогой PRIVET, да, к великому сожалению, тема даже в 21 веке, даже в старушке Европе, никак не хочет переходить в разряд ретро и становиться неактуальной.
Есть такая притча.
Идет рыцарь по пустыне,  измученный жаждой и голодом. Видит впереди озеро, на берегу сидит дракон. Рыцарь выхватывает меч и вступает в схватку с драконом. Бьются долго, падают оба израненные, почти замертво.
Дракон (еле слышно). Рыцарь, а рыцарь, а что тебе надо-то  было?
Рыцарь  (шепотом). Воды попить.
Дракон (на последнем издыхании). Ну, так и пил бы.

Отредактировано Айрин (15-05-2014 00:36:33)

+1

5

Потрясающая притча. Всё в ней: и заштампованное мышление, и неумение слышать друг друга, и вообще неспособность думать, а именно глупость - источник всех бедствий человеческих.

Балет, он тоже одна большая притча. Ему не обязательно размахивать предметом, чтобы донести образ и, быть может, даже мысль. Человеческое тело - уникальный, самодостаточный и такой хрупкий инструмент.

«Ветка сакуры на лезвии меча»

+2

6

Дорогой(ая) PRIVET, Вы представили нашему вниманию заставляющую задуматься философскую притчу, рассказанную языком движений. Спасибо.
Как важно, что рядом с энергией и  силой, которые "всегда правы",  волею случая оказалась ни некая "леди Макбет", способная подбросить дров в бушующее пламя, а  нечто светлое, сдерживающее, созидательное, которое в данном, конкретном случае, наверное, потерпело поражение, но, хочется верить, что разум все же победит.

+1

7

Айрин написал(а):

но, хочется верить, что разум все же победит.


.... или красота и любовь...

0

8

Шпаги как выражение (наверное) мужского начала

Petite Mort de Jiri Kylian

+1

9

Спасибо за эту интересную находку. Данный балет хоть и является предметом постоянных восхищений и цитат балетоманов, но на шпагах как-то мало кто останавливает внимание.

Но вот хотелось бы поговорить о всеми нами любимом и не раз виденном балете "Жизель".
Оружие играет в нём поистине сюжетно- и смыслообразующую роль.
Особенно наглядно это проявляется в версии Баварского балета с Линн Сеймур и Рудольфом Нуриевым.

(спасибо, Konrad)

Появившийся граф сначала снимает плащ, потом предстаёт перед оруженосцем в спрятанном под плащём крестьянском костюме и просит оценить себя в нём. На что оруженосец указывает на шпагу, всё ещё выдающую в Альберте графа, а не крестьянина, под которого он маскируется. Нуриев делает жест, выражающий забывчивость, и снимает шпагу. Шпага здесь - второе "я" героя. Характеристика принадлежности его к высшим слоям общества. Также, как и плащ. Оба атрибута прячутся в сарае. После чего из графа делается крестьянин.
Но шпага эта, вернее, её отсутствие, будут постоянно присутствовать в его поведении. За неё он будет пытаться схватиться, когда лесник "застукает" его с Жизелью. А не обнаружив таковой у себя на боку, превратит в лезвие шпаги собственный взгляд, а затем и волевой жест руки.
Найдя в сарае злополучную шпагу, лесничий окончательно развеет свои сомнении в личности противника. А разбивая влюбленных Альберта и Жизель, именно шпагу протиснет между ними: как тот самый меч, который должен был сделать невозможным союз Тристана и Изольды.
Обретя, наконец, своё второе "я" Альберт бросится на соперника со шпагой, будет остановлен оруженосцем и на всеобщую беду оставит её валяться на месте разыгрывающейся трагедии.
Именно эта самая шпага и является в данной версии балета тем самым связующим звеном, объясняющим, откуда берётся второе действие. Потому что наткнувшись на неё, сошедшая с ума Жизель сначала очертит вокруг себя ею тот самый круг, который навсегда отделит её от людей, а затем недвусмысленно совершит ею же самоубийство. Этот момент, утерянный во многих других версиях балета, исключительно важен по двум причинам:
1. шпага есть символ невозможности соединения влюбленных из разных социальных слоёв, что и является причиной кончины Жизели;
2. будучи самоубийцей, Жизель лишается возможности быть похороненной на католическом кладбище и оказывается погребённой в том самом лесу, где и произойдут все последующие события балета.
Убирая или маскируя момент явного самоубийства, постановщики разрывают логику всей притчи.
И ещё раз рванётся Альберт к своей шпаге - после смерти Жизели, желая отомстить лесничему единственным принятым в его среде способом. Но и здесь будет остановлен, не станет осознанным убийцей, а заодно и поймёт, что шпагой делу не поможешь.
И поэтому на могилу Жизели придёт уже безоружным.
Надо отметить, что оружием в данном балете наделён и лесничий. В различных версиях он появляется с ружьём или же с арбалетом. Иногда имеет ещё и нож. И это тоже несёт смысловую нагрузку: человек его клана может и должен иметь оружие. Но не шпагу - привилегию дворянства.
Выстраивая подобным образом действие балета, как бы нанизывая его на эту самую шпагу, либреттисты и хореографы представляли зрителю логически и исторически безупречное повествование.

Но существует и второе толкование данной печальной истории. По этой версии основной бедой Жизели является её безудержная любовь к танцу. Танец в раннем католичестве, боровшемся с языческими божествами, до него (танца) охочими, и отправленными христианством в разряд нечестивых, ассоциировался с ведьмединым началом. А у Жизели ещё и сердце было слабовато. Поэтому и пыталась удержать её мать от этих проклятых танцев, рассказывая о судьбе виллис, в которую она может превратиться, умерев до свадьбы. Но Жизель это не останавливало, она продолжала танцевать - от счастья, от любви, от горя... И погибла не от удара шпаги, а от разрыва сердца... При такой трактовке остаётся совершенно непонятным, почему её вдруг закопали в лесу.
Правда, хореографы думающие превращают лес в деревенское кладбище. Как, к примеру, Владимир Васильев. В его постановке часто отчётливо видно, что Жизель заколоться не успевает, а поэтому самоубийцей не является.

Но и Альберт там приходит не в лес, а на деревенское кладбище.
И ещё одну вещь гениально обыграл Васильев. Это прощание Жизели и Альберта. Уходя навсегда в небытие, пожертвовав ради любви к Альберту своей самой большой страстью - танцем - она уже из могилы отдаёт ему свой последний цветок. И взяв его, Альберт кружится в умопомрачительной, бешеной коде: теперь её танец перешёл к нему. и это станет продолжением её вечного присутствия среди людей ....

+2

10

Барановский Борис Евгеньевич
Главный балетмейстер Московского академического театра оперетты. Заслуженный артист России (1997).
http://www.kino-teatr.ru/acter/foto/sov/243195.jpg

всё дело в шпаге (а может, и в плащах)

0

11

Из книги Олега Виноградова "Исповедь балетмейстера", стр. 82 - о работа над балетом "Драгоценный фонарь лотоса":

"Мы работали с удовольствием, постепенно осваивая эту невероятную эстетику. А когда начались занятия акробатикой и древними военными единоборствами с виртуозным владением всеми видами холодного оружия, мы все - мужчины и женщины - не скрывали своего восхищения. Нам казалось, что выполнить подобное - просто невозможно! Но благодаря занятиям в детстве спортивной гимнастикой у меня кое-что получалось быстрее и лучше, чем у других. Я сразу освоил владение пикой и двумя мечами, и вскоре мне стали поручать обучение отстающих. (Позже, ставя балет "Горянка" в Кировском театре, я использовал эту технику в танце чабанов с посохами. Мой первый показ отдельных элементов вызвал у артистов такой же шок, как у нас, когда нам их демонстрировали китайские педагоги).

Автор: Севастьянов И. В.
"Драгоценный фонарь лотоса"
Балет  Чжан Сяо-ху по мотивам китайских народных сказаний.
Театр оперы и балета, Новосибирск, 1959 г.
Эскиз декорации   «Гора Хуань-шань», картина. 1959

http://sf.uploads.ru/t/qT2OB.jpg

0

12

Гений гениален во всём.
У него нет случайных деталей.
Нет случайного оружия в балете.
И если в обычной сказке "Лебединое озеро" принцу необходим арбалет, чтобы отправиться с ним на охоту и встретить там свою судьбу,

10:33

то в философской версии Григоровича, где действие переносится в подсознание принца, ему вовсе нет необходимости иметь при себе арбалет.
Поэтому в рыцари он посвящается рыцарским мечом и ожерельем.

9:00

0

13

0

14

Спасибо, дорогой Владимир!
Вот как раз пример абсолютно несуразного использования атрибута в балете.
Понятно, конечно, что этот арбалет есть подарок любимой матушки на совершеннолетие. Наверное, мечтал принц о нём долго и вот - мечта сбылась. И обнимает-то он сие орудие убийства, и к груди-то его нежно прижимает (вот радости-то сколько он ему принесёт), и над головой поднимет, и к небу вознесёт. Ну красота, да и только!
И в сюжете всё в порядке: подарили арбалет - надо порадоваться - а потом отправиться на охоту. А там, смотришь, и на приключение нарвёшься.
Вот только к возвышенному сказанию с аллегорической, а тем более философской составляющей всё это отношения не имеет ну абсолютно никакого. Потому что кроме того, что наш вобще-то романтический герой, томимый предчувствием приближающейся любви, неясными желаниями счастья и всем остальным, чем ему положено томиться, превращается благодаря этому соло в обычного брутального убийцу животных, стреляющего всякую там дичь, данное адажио ничего в себе не несёт.  А если предположить, что данный арбалет приведёт его к любимой, то получается, что он пребывает в предвкушении того, как её подстрелит.
Вот поэтому у Григоровича соло идёт в отсутствии арбалета. Как и весь балет. Зато в хореографическом тексте адажио считываются все неясные видения и волнения юноши.
У Нуриева тоже арбалет в адажио отсутствует.
А в очень стильной постановке Касаткиной и Василёва принц танцует без арбалета, а оттанцевав берёт матушкин "талисман" и отправляется на озеро. Тоже никаких вопросов.
В общем и целом в постановке Константина Сергеева существуют и другие, если не абсурдные, то довольно нелепые вещи. Вот, к примеру, в выложенном у нас на другой ветке полонезе этот самый полонез танцуется с бокалами, видимо, с вином, в руках. Это настолько нелепо, что я всё время боюсь, что они обольются красным вином. И вообще не понимаю, что это за придворное общество, скачущее со стаканами. Но этого мало: в какой-то момент кавалеры берут бокалы у дам и скачут уже со стаканом в каждой руке. Абсурдно, некрасиво и нелогично. Поэтому, когда бокалы заменяются на китайские фонарики (что они-то делают в полонезе?) как-то вообще вздыхаешь с облегчением.
Да, такая вот балетная атрибутика. :tomato:

0

15

0

16

0

17

Вот так сюрприз! Некоторые небольшие сюжеты словно скопированы из нашей темы.  :dontknow:
Воистину:
Мысли шустрые летают
Словно пчёлы в ноосфере
Над сознанием цветущим,
Пранокрыльями махают...
И мозг каждый в разной мере,
Залетая, опыляют.

Отредактировано Айрин (17-09-2014 22:06:58)

+1

18

Дорогая Айрин, Вы просто thinktank!
Наверное, у них на "Культуре" был "брэйнстоминг" и, ползуя по интернету, они набрели на наш форум!
Нет, это, конечно, нам было бы много чести, скорее всё произошло, как в стихотворении.
В любом случае, поблагодарим канал "Культура" и лично Геннадия Янина за вклад в развитие нашего форума! :flag:

+1

19

Чей вклад  и в чье развитие  внесен, и кого при этом благодарить - вопрос, который страшно испортить ответом.

+1

20

+1

21

Танец Гаучо.

0

22

ой, какая интересная тема! спасибо!!!

0