Помню, по детской наивности, прочитав, что либретто балета "Коппелия" написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном, отправились мы в собрания сочинений Эрнста Теодора Амадеуса на поиски этой самой "Коппелии". И, разумеется, ничего подoбного там не нашли.
Странные, однако, были времена: творцы стремились вытянуть смешное и беззаботное из всего, из чего только можно и нельзя. И вот уже появилась "Коппелия" по новелле Гоффмана, к последней отношения не имеющая ровным счётом никакого. Нет у Гоффмана Сванильды, нет Франца .. Есть у него Клара, Натанаэль и брат Клары Лотар .... Куклу по имени Олимпия, а не Коппелия, сделал профессор по имени Паланцани. А Коппелиус .... Ну, Коппелиус в разных обликах скорее символ, нежели человек. И вся новелла - страшная, мистическая, депрессивная, вышедшая из и обращённая на подсознание - имеет такое же отношение к балету, как весенне солнце к зимнему бурану ....
Впрочем, похожая участь постигла и другую сказку Гоффмана, продолжившую свою жизнь на балетной сцене - самый известный из известных балетов "Щелкунчик". И там из новеллы гениального предтечи психоаналитиков было взято только беззаботное веселье. Правда, благодаря гениальной музыке Петра Ильича "Щелкунчик" даёт простор для возвращения к первоисточнику. А также обращению к фрейдизму. Кстати, Фрейд зачитывался Гоффманом.
Ну а что же "Коппелия"? Она, наконец, отыскалась в сочиненниях Гоффмана. И называется данное сочинение "Песочный человек". Общего с "Коппелией" там лишь то, что герой влюбляется в куклу. Правда, конец его страшен. И схож более с концом Мезгиря из "Снегурочки" или Джеймса из "Сильфиды". Настоящий романтический конец. Впрочем, с прямым выходом на "Юношу и смерть".
И не случайно, что в наше время уже никто не ищет позитива в самых безднах. Наоборот - нам бы бездны, да побольше.
Первым к "Песочному человеку" как он есть у Гоффмана 12 лет назад обратился Кристиан Шпук в Штуттгарте. Вот трейлер к его балету, шедшему также в Цюрихе. Музыка Шумана, Шнитке и Доннера.

В этом сезоне так совпало, что практически одновременно свои версии показала Татьяна Баганова на "Дягилев П.С." в Петербурге

http://vesti-ural.ru/news/79104-teatr-p … azami.html

И Томас Хайсе в Граце. Версия Хайсе, с которой мы ознакомились "вживую", отличается тем, что идёт на учебной сцене. Зрители сидят практически на расстоянии вытянутой руки от танцовщиков. Впечатление такое, что пребываешь в психиатрии. Ну, или как говорит хореограф, между реальностью и сном, а иногда прямо-таки во сне героя.

Музыка Бенжамина Риммера по заказу Оперы Грац.

Финал сего пребывания трагичен: аллюзия на "Юношу и смерть". Только смерть здесь не в образе любящей женщины. Её жертва оказывается напрасной: невозможно спасти того, кто жаждет смерти.