Йоханн Штраус - сын. "Золушка".

"Король вальсов" балетов не писал. Хотя все друзья постоянно его уговаривали это сделать, ведь музыка его уже по определению была самой что ни на есть "дансабельной". В конце концов, уговоры увенчались успехом и Штраус согласился написать музыку к балету. Был выбран сюжет "Золушки". Либретто написал журналист из Граца некто Карл Кольберт, принимавший участие в конкурсе на лучшее либретто под псевдонимом Альберт Колльманн. В жюри по выбору входило три человека, среди них - Густав Малер, занимавший на то время должность директора Венской оперы. Уже  тогда было принято "осовременивать" сказки, поэтому Золушка-Грета работает портнихой в маленьком ателье, а Принц Леон является владельцем большого магазина.

Работу над балетом Штраус начал в 1898 году, а в мае 1899 простудился, давая автографы на празднике в Пратере и скоропостижно скончался от двустороннего воспаления лёгких 3-го июня 1899 года. К этому времени он сумел оркестрировать первый акт и половину третьего акта "Золушки" - работа над балетом давалась ему сложно. После кончины композитора встал вопрос о судьбе неоконченного произведения. Вдова Штрауса Аделе была за то, чтобы произведение было доработано другим композитором и поставлено. Выбор пал на Йозефа Байера, известного нам по "Фее кукол". Условием было сохранение всего, написанного Штраусом. Байер балет закончил. Но Густав Малер отказался ставить его в Вене. Что послужило причиной такого решения, доподлинно неизвестно: считал ли Малер лёгкий жанр балета недостойным подмостков вверенного ему театра, не хотел ставить балет, потому что там мало чего осталось от Штрауса - мы не знаем. Переписки на этот счёт не сохранилось. Тогда балет был предложен Берлинскому королевскому театру, который ставил оперетты Штрауса. В Берлине согласились, но тут уже тамошнего хореографа не устроило либретто. Пришлось Байеру менять музыку под новое либретто. Он заново вычленил написанное Штраусом и по-новому сложил паззл. В результате, балетная премьера состоялась в Берлине 2 мая 1901 года в присутствии императора Вильгельма второго. Либреттистом был Хайнрих Регель, балетмейстером - Эмиль Граэб. И только семь лет спустя балет увидела Вена - 4 октября 1908 года - это был первый здесь современный балет - без пачек и тюля.
В 1999 году балет заново поставил в Вене тогдашний директор балета Венской оперы (тогда труппа называлась так) Ренато Занелла. В 2000 году балет поставили в Лейпциге, дополнив музыкой Россини, в 2016 году - в Кобурге постановку осуществил Марк МакЛэйн.

На ЮТ сохранились отрывки из Венской постановки с костюмами Кристиана Лакруа.