Королевский балет решил, что танцевать одну и ту же версию ЛО в течение 30-ти лет хотя и отвечает британской склонности к сохранению традиций, но всё же где-то и как-то это перебор. И поскольку отменить несравненно более давнюю монархию не в силах никакой балетный директор, то решено было поменять хотя бы форму правления в балете "Лебединое озеро". И - вуаля! Версию Сергеева-Эштона-Доуэла поменяли на версию Лиама Скарлетта. Шаг, конечно, весьма рисковый. И, честно говоря, последствия его покажет время. Ну, а на данный момент имеем ...
В королевстве не забалуешь. И посему королевские особы, как и в прежней версии, одеты по придворному этикету: принц и Бено в униформах далее не обозначенных полков и родов войск, дамы - в туалетах образца конца позапрошлого века. Забегая вперёд, скажем, что не все - несчастные невыбранные невесты, вопреки всему, вдруг оказались в тю-тю, по-русски - в балетных пачках (и кто на них в этих пачках позарится - заметка на полях).
Декорации стали ещё более сумрачными, чем уже и так были на туманном Альбионе. Опять же забегая вперёд - в кинотеатре было видно не намного лучше, чем вышло на записи.
Новаторство господина Скарлетта началось с того, что возник маленький пролог - некий злодей в перьях превращает в лебедя юную принцессу. Может быть, это и новость для англичан. Для нас же нет: у Бурмейстера было, да и в других редакциях, в том числе и бродячих трупп, встречается. Происходит данное злодейство на плохо освещённой сцене при размазанной на заднике луне.
После чего зритель приглашается на празднование дня рождения Зигфрида. В некий придворцовый парк. Роскошная решётка дворцового парка, напоминающая ограду Летнего сада, была, видимо, оставлена экономными хозяевами из предыдущей постановки. Только там она стояла на заднике, а здесь - у правой кулиссы.
Знаменитай вальс хореограф поставил по-своему: начала - па-дез-вит солистов, среди которых был замечен сам Мэтью Болл. Затем к ним присоединяются пары кордебалета, а между всем этим великолепием встроены соло Бено - Александр Кэмпбелл - и Зигфpида - Вадим Мунтагиров.
Явление королевы-матери - Элизабет МкГориaн (а кто же ещё). Мадам в трауре. Видимо, по усопшему супругу. Но, всё же, праздник вроде как. А у неё на лице такое выражение, что пора на операционный стол. Да и руки на желудке - язва, да и только. И вот в таком плачевном состоянии дарит она сыну арбалет. А поскольку, видимо, сомневается в его умственных способностях, объясняет ему жестами, что эта игрушка для того, чтобы стрелять на небе всё, что там живёт и летает. Кстати, распоряжается всем этим "весельем" человек в чёрном и с гробовым выражением на лице - Bennet Gartside, в котором узнаётся тот самый злодей, который стащил корону у принцессы и сделал из неё птицу. Королева-мать всё время обращает к нему очи за советом.
Вместе с королевой появляются и сёстры принца, которые танцуют с Бено па-де-труа - Акане Такада и Франческа Хейворд.
Вот они, дорогие. Па-де-труа, практически, каноническое.
Далее всё идёт по плану: так как Бено в начале гулянья подарил Зигфриду бокал, то ему есть, чем чoкнуться с друзьями и начать полонез. Тоже в новой постановке Скарлетта.
Затем все расходятся, а принц томится. Сначала с арбалетом. Потом, объяснившись с советником-Ротбартом, в собственном соло. Соло мы не засняли, а в том, что засняли, ФБ заблокировал популярную мелодию. Не потому, что принадлежит П.И.Ч., и не потому, что играл оркестр РОХ. А потому, что по их сведениям, её когда-то записал некий товарищ, о котором мы и слыхом не слыхивали. Но теперь это его интеллектуальная собственость и авторское право. Ну, посмотрим без музыки.
Белый акт господин хореограф оставил почти без изменений. Вроде как от Иванова. Правда, лебединый треугольник там вагановский везде.
А вот и встреча Одетты и Зигфрида. Настолько каноническая, что сердце рвётся от такого совершенства.
Также, впрочем, как и от их адажио.
В третьем акте (а здесь считают 4 акта, а не три с прологом) мы попадаем в смесь парижской Опера с янтарной комнатой. Дамы в протокольных придворных туалетах, кавалеры, опять же, в униформах. А лихая троица вновь танцует па-де-труа от Скарлетта на смесь полуизвестной нам музыки.
А вот и невесты в тю-тю.
К чести постановщика надо отметить, что ему явно удались хaрактерные танцы - испанский, венгерский и польский. И к чести труппы - станцованы были с блеском. Так что миф о том, что характерные хорошо танцуют только в России, можно считать развеянным. У Скарлетта хватило, однако, ума и такта не менять тарантеллу Эштона. Вот этот вневременной хит.
А вот и следующий вневременной - чёрное па-де-де. В неземном исполнении - как танцовщиков, так и музыкантов. Шедевр. Рискну сказать со знаком плюс: у нас на данный момент так не танцуют.
Сцена крушения мечты принца поставлена очень эффектно: задник преврашается в лунное озеро, появляются чёрные лебеди, дым-туман. А наставник-советник-Ротбарт не только срывает собственную маску, но и корону с головы королевы-матери (вот, оказывается, где был зарыт глубокий смысл его злодейских происков).
Четвёртый - белый - акт Скарлетт ставил сам. В принципе не плохо. Надо отдать должное кордебалету и их прекрасным лебединым рукам. А ещё Скарлетт поставил прощальное адажио для Одетты и Зигфрида на глубоко печальную музыку "анданте кон мото", на которую ранее в Лондоне шёл па-де-сис третьего акта.
После такого прощания Одетта объявляет, что ей не жить, и бросаeтся с утёса в пучину озера. Что влечёт за собой обморок принца и гибель Ротбарта. Лебеди приводят в чувство Зигфpида. Он поднимает с берега тело утопленницы... На скале печально машет крыльями лебедь.
Занавес.