Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Татьяна Гзовская. Tatjana Gzovsky

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

При изучении труда госпожи Хохловой мы натолкнулись на имя хореoграфа Татьяны Гзовской.
Её имя госпожа Хохлова ни разу не упомянула, хотя претендовала на "вскрытие" влияния немецкого драмбалета на творчество Крэнко.
Между тем, именно Татьяна Гзовская являлась единственным крупным хореoграфом, создававшим драмбалеты как в довоенной Германии, так и в ГДР, а затем в Западном Берлине, ФРГ и ряде других стран.
Её творчеству также посвящена диссертация - не в пример запискам Хохловой - действительно достойное научное исследование Михаэля Хойерманна, защищённое в Мюнстере в 2001 году.

"Tatjana Gzovsky und "das dramatische Ballett. "Der Berliner Stil" zwischen "Der Idiot" und "Tristan"

http://webdoc.sub.gwdg.de/ebook/diss/20 … 7_diss.pdf

Мы посвящаем раздел нашего форума этому незаслуженно забытому хореографу.

0

2

http://sh.uploads.ru/t/bg28s.jpg

0

3

Гзовская, Татьяна Васильевна 
Балетмейстер 18 марта 29 сентября
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Татьяна Гзовская
Tatjana Gsovsky
Имя при рождении:
Татьяна Васильевна Исаченко
Дата рождения:
18 марта 1901[1][2]
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
29 сентября 1993 (92 года)
Место смерти:
Берлин, Германия
Гражданство:
Flag of Russia.svg Российская империя→Flag of Germany.svg Германия
Профессия:
артистка балета, балетмейстер, балетный педагог
Театр:
Немецкая государственная опера, Немецкая опера
Награды:
Орден «За заслуги перед землёй Берлин» офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
Берлинская художественная премия[ (1954)

Татья́на Васи́льевна Гзо́вская (урождённая Исаче́нко, 18 марта 1901, Москва — 29 сентября 1993, Берлин) — артистка балета, хореограф и педагог, преимущественно работавшая в Германии; одна из наиболее значительных фигур немецкого балета XX века. Сестра слависта Александра Исаченко, зятя и ученика князя Н. С. Трубецкого, супруга балетмейстера Виктора Гзовского.

Биография
В 1908 году, в возрасте 7 лет, начала заниматься классическим танцем в петербургской студии Евгении Соколовой. Позднее занималась свободным танцем в студии Ирмы Дункан. Некоторое время работала в Мариинском театре.

После гражданской войны работала в Краснодарском театре, где начала пробовать свои силы как педагог. Там она встретила Виктора Гзовского, которого знала с детства, и вышла за него замуж. В 1925 году супруги смогли покинуть советскую Россию и, в конце концов, оказались в Берлине. В эмиграции Татьяна занималась у Лаврентия Новикова, Матятина, Нины (Веры?) Кирсановой, а также в парижской студии Ольги Преображенской. Училась в институте Эмиля Жак-Далькроза в Хеллерау.

Поначалу Татьяна преподавала классический танец и ставила танцы для варьете. В 1928 году супруги открыли собственную танцевальную студию, а также организовали труппу «Балет Гзовских», которая выступала в Берлинском Зимнем саду. В январе 1932 года вместе с труппой гастролировали в Париже с программой «Историческое ревю танцев и костюмов 1830—1930».

С 1935 года начала балетмейстерскую деятельность, поставив в Эссене балет «Дон Жуан».

В 1937 году Виктор покинул Германию и переехал в Париж, Татьяна же осталась в Берлине, где несмотря на военное время, продолжала свою работу педагога и балетмейстера.

В 1943 году в театре Фольксбюне состоялась премьера её балета «Гойески» на музыку Гранадоса. Нацистская цензура объявила спетакль антипатриотическим и дегенеративным, сама Татьяна за свои «вырожденческие» постановки оказалась в «чёрном списке» геббельсовской цензуры. Однако, уехав из столицы, она смогла поставить несколько спектаклей в Лейпциге.

С именем Татьяны Гзовской связаны возрождение и расцвет немецкого балета в период после Второй мировой войны: в 1945—1952 годах по приглашению советской военной администрации она руководила балетной труппой Немецкой государственной оперы, находившейся на территории советского влияния в Восточном Берлине.

В результате конфликта, случившегося у Гзовской с руководством ГДР, запретившим постановки балетов на музыку Блахера и Стравинского и требовавшим придерживаться стиля социалистического реализма, она вместе с частью артистов балетной труппы переехала в Западный сектор Берлина. В 1952 году на городском театральном фестивале представила мировую премьеру балета Х. В. Хенце «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского.

В 1950—1951 годах работала в Буэнос-Айресе, в театре Колон, где наряду с переносом своих спектаклей «Иоанн Царисский», «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», поставила новую работу — балет «Шахматы». В 1953—1956 годах сделала несколько постановок для миланского театра Ла Скала. С 1954 по 1966 руководила балетной труппой Немецкой городской оперы (Западный Берлин).

В 1955 году организовала компанию «Берлинский балет», с которой многократно гастролировала и совершила турне по Южной Америке. С 1959 по 1966 руководила балетной труппой во Франкфурте.

В 1960 году перенесла на сцену Парижской оперы расширенную версию своего балета «Дама с камелиями».

Постановки
Татьяна Гзовская поставила около 150 балетов, многие из которых были впервые поставлены в Германии или являлись мировыми премьерами. Либретто к своим балетам она зачастую писала самостоятельно. В поисках новых партитур привлекала к работе ведущих европейских композиторов своего времени. Как балетмейстер Татьяна Гзовская работала преимущественно в неоклассическом стиле. В то же время, соединяя школу русского классического балета с приёмами свободного танца и стремлением к максимальной свободе выразительности, она выработала собственный стиль драматического танцевального спектакля — лаконичного, но в то же время остросюжетного и наделённого трагическим пафосом.

Городской театр, Эссен
1935 — «Дон Жуан» К.-В. Глюка (1946 — Немецкая опера, Берлин), «Славянские танцы» А. Дворжака (1938 — Немецкая опера, Берлин)
1936 — «Ландскнехты» Вайсмана
Шаушпильхауз, Берлин
1938 — «Дон Жуан» Р. Штрауса, «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского
Театр Фольксбюне, Берлин
1940 — «Гойески» Э. Гранадоса (1947 — Немецкая опера, Берлин, 1961 — Балет Франкфурта)
Лейпцигская опера
1942 — «Дафнис и Хлоя» Л. Шписа (1946 — Немецкая опера, Берлин), «Любовный напиток» М. де Фальи, «Карнавал» Р. Шумана
1943 — «Иоанн Царисский» В. Эгка (1944 — Баварская опера, Мюнхен, 1950 — театр Колон, Буэнос-Айрес, 1958 — Городская опера, Зап. Берлин, 1965 — Балет Франкфурта), «Веронские влюблённые» Л. Шписа, «Калейдоскоп» Б. Блахера, «Ночь» А. Соге, «Катулли Кармина» К. Орфа
Дрезденская опера
1944 — «Турандот» Г. фон Эйнема
J. Fehling Theater
1945 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1949 — Немецкая опера, Берлин, 1955 — Городская опера, Зап. Берлин, 1960 — Балет Франкфурта)
Немецкая государственная опера, Восточный Берлин
1946 — «Болеро» (1954 — Городская опера, Зап. Берлин, 1963 — Балет Франкфурта) М. Равеля, «Стрелы» Ф. Вальтера (F. Walter), «Ноблиссима визионе» П. Хиндемита, «Петрушка» И. Стравинского
1947 — «Призрак розы» Г. фон Вебера, «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Фантастическая лавка» Дж. Россини в обработке О. Респиги
1948 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева** (1951 — театр Колон, Буэнос-Айрес, 1960 — Городской балет, Зап. Берлин)
1949 — «Прометей» Л. ван Бетховена (1960 — Городской балет, Зап. Берлин), «Дон Кихот» Л. Шписа
1950 — «Средняя школа» на музыку Чайковского

Театр Колон, Буэнос-Айрес
1950 — «Шахматы» А. Хинастера
Баварская государственная опера, Мюнхен
1950 — «Гамлет» Б. Блахера (совместная постановка с Виктором Гзовским, 1951 — театр Колон, 1953 — Балет Штутгарта, 1953 и 1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1963 — Немецкая опера, Зап. Берлин)
1953 — «Китайский соловей» В. Эгка (по сказке Андерсена)
Берлинский балет, Западный Берлин
1952 — «Аполлон мусагет» И. Стравинского (1958 – Городская опера, Зап. Берлин), «Идиот» Х. В. Хенце* (1959 – новая редакция)
1955 — Баллада» Э. фон Донаньи, «Сигнал» Г. Клебе, «Лабиринт/Тезей» Соненбурга (Kl. Sonnenburg), «Воспоминания» Ж. Оффенбаха
1956 — «Цветочный город» Г. Клебе, «Врата» Х.-Ф. Гартига[de], «Симфонические Вариации» Шумана, «Белоснежка» на музыку В.-А. Моцарта
1957 — «Дама с камелиями» А. Coгe (1960 — Парижская Опера, 1966 — Балет Франкфурта), «Глава IV/Каин» Питера Сандхофа, «Золушка» И.-Г. Вундерлиха (H.-J. Wunderlich?)
1958 — «Пиннокио» П. Сандхофа
1961 — «Дело/Раскольников» Г. Гейса[de]
Театр Ла Скала, Милан
1953 — «Триумф Афродиты» К. Орфа
1954 — «Свадебка» И. Стравинского (1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1964 — Балет Франкфурта)
1956 — «Мавра» И. Стравинского
Городская опера, Западный Берлин
«Этюды Шумана» (год постановки ?)
1953 — «Хореомузыка» на музыку В. А. Моцарта
1954 - «Пеллеас и Мелизанда» М. Г. Баумана, «Красный плащ» Л. Ноно (1961 – Балет Франкфурта)
1955 — «Орфей» на музыку Ф. Листа (1955 – Берлинский балет)
1956 — «Лебединое озеро» (II акт) П. И. Чайковского, «Венецианский мавр» Б. Блахера (1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1962 и 1964 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1958 — «Медуза» Г. фон Эйнема, «Агон» И. Стравинского (1959 – Балет Франкфурта), «Последний цветок» Н. Набокова, «Зверинец» Г. Клебе (1963 — Балет Франкфурта)
1959 — «Ундина» Х. В. Хенце (1963 – Балет Франкфурта), «Чёрное солнце» Хартига
1960 — «Вальс» М. Равеля, «Пеан» Р. Гасмана и О. Сала
1961 — «Озарения» Б. Бриттена, «Этюды» П. И. Чайковского, «Кармина Бурана» К. Орфа (1963 — Балет Франкфурта)
Городской балет, Франкфурт
1959 — «Абраксас» В. Эгка (1962 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1960 — «Семь смертных грехов» К. Вайля** (1964 — Немецкая опера, Зап. Берлин), «Движение» В. Фортнера
1961 — «Ритмические этюды» Вундерлиха (H. Wunderlich)
1962 — «Орфей» И. Стравинского
1963 — «Климат» Э. Кшенека
1966 — «Классическая сюита» А. Глазунова
Немецкая опера, Западный Берлин
1962 — «Загадка сфинкса» А. Соге, «Четыре видения Гойи» Гранадоса, «В исправительной колонии» Хартунга (E. Hartung, по новелле Ф. Кафки, также — Академия искусств, Берлин)
1964 — «Лабиринт истины» Э. Вареза (1964 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1965 — «Каприччо» Р. Либермана, «Тристан» Б. Блахера
1975 — «Раймонда» А. Глазунова
(*) — мировая премьера (**) — первая постановка балета в Германии

Педагогическая деятельность
Долгие годы Гзовская преподавала в собственной «Школе сценического танца». Также она возглавляла балетную школу при Немецкой городской опере (Западный Берлин). Среди её учеников – ведущие танцовщики Германии Гизела Деге (Gisela Deege), Мария Фрис[de], М. Пиль и Питер Ван Дейк.

Признание
1963 — премия имени С. П. Дягилева
1955 — Почётный член Академии искусств Западного Берлина
Почётный член Немецкой оперы
1992 — Крест за заслуги перед ФРГ
Композитор Борис Блахер посвятил Татьяне свою «Поэму для расширенного оркестра» (1974)
Библиография
Татьяна Гзовская — автор книги «Балет в Германии» (Берлин, 1954).
Михаэль Уэрманн. «Татьяна Гзовская и драматический балет. Берлинский стиль от „Идиота“ до „Тристана“»[6], 2001 (нем.)
Max W. Busch. Tatjana Gsovsky. Choreographin und Tanzädagogin. — Alexander Verlag Berlin, 2005. — 330 с. — ISBN 978-3-89581-105-0.[7]
Михаэль Хойерманн. Татьяна. Жизнь и творчество хореографа и педагога Татьяны Гзовской. — Мюнхен: издательский дом К. Кайзер, 2007.

http://www.wikiwand.com/ru/Гзовская,_Татьяна_Васильевна

0

4

Мы "прочесали" интернет на предмет хоть каких-либо записей балетов Гзовской. Из около 150 (!) балетов не нашлось ни одной (!) записи.
Единственное, что удалось обнаружить, это запись с репетиции "Дамы с камелиями" из Опера де Пари.
Главную роль танцевала Иветт Шовире.
Гзовская говорит, что весь балет - это иллюзия. Рассказ о том, что всё в прошлом. Начиная с аукциона, где Арман находит красное платье ушедшей Маргариты, и через все эпизоды, где сама умирающая Маргарита живёт иллюзиями ушедшей жизни, как, к примеру, пикник у моря.
У этого балета была собственная, а не надёрганная из кого-либо музыка композитора Анри Соге, который в этом отрывке рассказывает о том, почему он написал этот балет: опера уже была - не тягаться же с Верди, а в балете есть возможность передать весь драматизм истории языком танца.
К сожалению, балет не имел такого успеха, как последовавшее несколько позже творение Джона Ноймайера. Но что-то нам подсказывает, что последний был знаком с произведением Гзовской.

0

5

Waldfiredhof Zehlendorf

http://s7.uploads.ru/t/JvFQR.jpg

+1

6

Спасибо, дорогая PRIVET, очень интересно. Я тоже попыталась поискать в сети что-нибудь бОльшее, чем биографические справки - и не нашла. Ни одного видео. Интересно, где-нибудь ее балеты еще идут? В Германии хотя бы? Или все кануло в Лету? В погоне за актуальностью, новизной  забываем свое наследие? Как у нас Голейзовского, например? А потом жалуемся на скудость репертуара? Вот в другой теме Вы выложили совершенно прелестные балеты Крэнко... Это где-нибудь идет? Невольно вспоминается латинское выражение"Они нуждаются, обладая богатством - а это самый тяжкий вид нищеты".

0

7

Увы, я не знаю, идут ли где-либо балеты Татьяны Гзовской. Скорее всего, нет. Иначе были бы хоть какие-то видео в сети.
Но это даже нельзя сравнить с судьбой Касьяна Голейзовского у нас: он не возглавлял ни театры, ни труппы. А она возглавляла, и не одну. И вот, пожалуйста, - полное небытие. Хотя судя по диссертации Хойерманна, она создала собственное направление в хореографии, соединив классический балет с пластикой чисто немецкого "выразительного танца", она первая ставила именно драматические балеты на музыку современных композиторов в Германии.
Но в балете как-то принято игратъ в манкуртов: пришёл Малахов - создал то, что считал нужным, пришёл Дуато - убрал то, что создавал Малахов, вот теперь ждём Сашу Вальц и того, что она сделает с Берлинским балетом. Может быть, она, как женщина, вспомнит о женщине-хореографе, так много сделавшей для немецкого балета. Но что-то мне не очень верится.
Вообще у четы Гзовских печальная судьба: ведь и Виктор Гзовский поставил не только па-де-де Обера. Но больше ничего нигде не танцуют.
Поживём - увидим. Может быть, кто-то вспомнит в 2021 году. Всё-таки будет 120 лет Татьяне.
Касательно Крэнко, то, его, на мой взгляд, постигла тоже весьма своеобразная участь. Он стал "хореографом трёх балетов". При этом самый из этих балетов по содержанию "несуразный" бьёт все рекорды популярности. Думаю, это связано с определённой игнорантностью международного зрителя, не задумывающегося о первоисточнике, и раболепством артистов и публики страны первоисточника перед мнением Запада.
Что касается выложенных в теме Крэнко его ранних балетов, то где-то в маленьких компаниях США и Австралии они, судя по всему, время от времени всплывают.
Что касается других балетов Крэнко, то, конечно, существование Штуттгартского балета, всё ещё позиционирующего себя как труппу Крэнко, обеспечивает появление и других его балетов, особенно в юбилейные годы.
Так, актуально там идёт

Mixed repertory evening
PURE CRANKO
Choreographies by John Cranko

Opernhaus|19:00 - 21:45
SUBSCRIPTION 45/1|- / - / - / - / - / - / - / - / - € / E|
SOLD OUT - THERE MAY BE REMAINING TICKETS AT THE BOX OFFICE
FacebookAdd the performance to my calender
CHOREOGRAPHY|John Cranko CONDUCTOR|James Tuggle
L'Estro Armonico
MUSIC|Antonio Vivaldi, eingerichtet von Kurt-Heinz Stolze WORLD PREMIERE|27. April 1963, Stuttgarter Ballett
Brouillards
MUSIC|Claude Debussy  WORLD PREMIERE|8. März 1970, Stuttgarter Ballett
Jeu de Cartes
MUSIC|Igor Strawinsky STAGE AND COSTUME DESIGN|Dorothee Zippel WORLD PREMIERE|22. Januar 1965, Stuttgarter Ballett
https://www.stuttgart-ballet.de/schedule/

Возвращаясь к Татьяне Гзовской.
Полагаю, в какиx-либо архивах Берлина или других городов должны сохраниться какие-нибудь записи. Будем следить. Может быть, что-то в ближайшие годы всплывёт.

+1

8

Да, будем надеяться, что всплывет. К стыду своему, ничего не знала о Татьяне Гзовской, про Виктора слышала, но подробно не интересовалась. Спасибо, что открыли тему, dear PRIVET.

0

9

Несколько фотографий.

"Чёрное солнце". Тана Херцберг.

http://sh.uploads.ru/t/mRxFM.jpg

"Гамлет"

http://s1.uploads.ru/t/dnmki.jpg

http://s9.uploads.ru/t/3eLlp.jpg

"Венецианский мавр"

http://s6.uploads.ru/t/sMLPN.jpg

0

10

В архивных новостя за 1948 год отыскались кусочки "Ромео и Джульетты"

+1

11

Спасибо, дорогой Privet. Похоже, что-то было интересное, и с декорациями тоже. Может быть, ещё что-то найдётся.

0

12

В 1952 году Татьяна Гзовская создала хорео-пластическую драму "Идиот" по роману Фёдора Михайловича. Вернее, в основе её спектакля лежал монолог князя Мышкина, написанный австрийской поэтессой Ингеборг Бахманн. Читал этот монолог Клаус Кински.
В балетной части были заняты Наташа Трофимова - Аглая, Виэт Палар - Настасья и Харальд Хольд - Рогожин.
Музыку написал Ханс-Вернер Хенце, известный нам по балету "Ундина" Фредерика Эштона и недавней постановке Вячеслава Самодурова в БТ.
Дуэт Настасьи и Рогожина очевидцы называли абсолютно гениальным. А сам спектакль имел оглушительный успeх в Германии и был отправлен на международный театральный фестиваль в Венецию после премьеры в берлинском Хеббель-театре.
Вот фотографии этого спектакля.

http://www.klaus-kinski.de/theat/idiot.htm

"Гамлет" считается вершиной творчества Татьяны Гзовской. Из-за этого спектакля на музыку Бориса Блахера она уехала из ГДР, где от неё требовали соблюдения принципов социалистического реализма в творчестве.
Нам удалось найти кадры кинохроники 1954 года с отрывком из спектакля "Гамлет" на музыку Бориса Блахера. Танцует гос. театр Брауншвайг. Кто хореограф - не говорят. Нам известно, что после разрыва с восточным Берлином Татьяна Гзовская находилась в Буэнос Айресе в театре Колон. В её отсутствии состоялась премьера "Гамлета" по её либретто на музыку Блахера в Мюнхене в постановке Виктора Гзовского. Но, похоже, брауншвайгский театр танцует уже версию вернувшейся в западную Германию Татьяны. Имя которой по понятным причинам пока не называют. Сцена "мышеловки" и сумасшествия Гамлета.

+2

13

Продолжаем цитировать хронику времён ГДР.
Балет "Волшебная страна" на музыку Россини и Респиги. Напоминает "Фею кукол" и "Карнавал". 1947 год•


А это "Голубая птица и Флорина" из "Спящей". Вроде знакомый текст. Но сколько там милых изящных акцентов. А глубокое плие солиста! Сейчас у нас такое только Лопатину под силу. 1949 год●

0

14

Ну и всё, что можно было найти в имеющихся в интернете телевизионных архивах. В основном - ГДР.

1946 - оригинальная постановка "Bolero", начинающаяся с соло самой Гзовской


1947 год - собственная оригинальная постановка "Петрушки.

1947 - Репортаж о вновь открывшихся студиях "выразительного танца" - Грет Палукки и Доры Хойер в Дрездене и о мастерклассе Татьяны Гзовской. При этом подчёркивается, что из этих двух направлений складывается современный танцевальный театр. И, похоже, Гзовская ставила свою "Рапсодию".

В 1950 году Берлинский балет открыл сезон "Высокой школой" на музыку Чайковского. Видимо, ответ Гзовской на "Этюды" Ландера.

1957 год - ансамбль "Берлинский балет" Татьяны Гзовской танцует современную интерпретацию "Каина и Абеля".

+1

15

Спасибо за видео, ув.PRIVET

0

16

А это уже из области "дело Гзовской живёт и побеждает".
Спектакль "Пытки Беатриче Ченчи", поставленный Герхардом Бонером на музыку Геральда Хумеля в 1971 году.
В своём натуралистическом изображении пыток этот балет, с одной стороны, опирается на экспрессионизм Курта Ёосса, а с другой - продолжает выразительно- нарративную традицию на основе классического танца, введённую Татьяной Гзовской.
Балет был восстановлен в мае 2017 года  в Государственном театре Саарланда на основе нотаций, созданных в 1989/90 годах, когда он был поставлен в Баварском гос. балете.
На этой странице балет представлен послностью.

http://tanzfonds.de/projekt/dokumentati … rd-bohner/

+1