Худрук балета Екатеринбургского театра оперы и балета.

Вячеслав Самодуров родился 19 мая 1974 года в Таллинне. Окончил Академию русского балета имени А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Карьеру танцовщика начал в 1992 году, служил в Мариинском театре, в 1998 году получил статус премьера.

В 2000 году Вячеслав Самодуров уехал в Нидерланды и стал премьером Национального балета Нидерландов. В 2003 году перебрался в Лондон, был премьером Королевского балета Ковент-Гарден. За карьеру солиста исполнил практически все ведущие партии классического репертуара — Ромео в «Ромео и Джульетте», Принца в «Золушке», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», графа Альберта в «Жизели», Принца Зигфрида в «Лебедином озере», Джеймса в «Сильфиде».

В последнее время Вячеслав Самодуров в основном работает в качестве хореографа-постановщика; в частности, поставил спектакль «Trip Trac» для Ковент-Гардена. Первый балет в России он поставил для Мариинского театра. С 2011 года Вячеслав Самодуров живёт и работает в Екатеринбурге, руководит балетом Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Первой постановкой здесь стал балет «Amore Buffo», номинированный на «Золотую Маску» в пяти номинациях. По его инициативе стартовал проект по поддержке молодых хореографов «Dance-платформа». Также он поставил балет «Н2О» в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Артисты театра оперы и балета исполняли его на заводе.

Вячеслав Самодуров увлекается фотографией, у него даже было две персональные выставки: в 2008 году в Лондоне «DYNAMIKS OF MOVEMENT AND STILLNESS» и в 2009 году в Санкт-Петербурге «APXиBODySHOp. Архитектура тела». Ещё одно его увлечение — наука.

http://malina.am/enciclopedia/samodurov

https://www.youtube.com/watch?v=UmzgFEUFX_E (вариация из ДК)
https://www.youtube.com/watch?v=sEN7-vfKYdk (Баядерка Вихарева, вариация из свадебного па де де)
https://www.youtube.com/watch?v=s2IlJxp3Pto (Баядерка Вихарева с Паваленко, Тени)
https://www.youtube.com/watch?v=LnG5y94Ur_4 (тени с Махалиной, обычная версия)

Интересное интервью из Вечернего Екатеринбурга (1.11.2012), но адрес не копируется:

Вячеслав Самодуров: «Лондон научил меня вежливости»
Ольга ПЛЕХОВА, 1 ноября 2012

– Я нас самом деле очень удивился, что вы хотите со мной побеседовать; семья – сугубо личное дело, и выносить это на публику мне не хочется, – говорит в начале нашей встречи Вячеслав.

Во время беседы хореограф уходит от вопросов, касаемых даже родителей, обосновывая свою закрытость все той же неприкосновенностью личной жизни. – Если вам угодно, я бы данную тему предпочел совсем обойти стороной, – предлагает он, – давайте поговорим о другом, ведь в мире происходит столько интересного…
Работать, не разрушая

– По словам одного из местных хореографов, с вашим появлением балетная жизнь Екатеринбурга стала более яркой. До этого отмечалось некое однообразие. Каким было ваше первое впечатление?

– Здесь своя интересная культурная жизнь, причем в совершенно разных сферах – и театральной, и танцевальной, и художественной. Что касается балетной труппы – хорошие танцоры, с прекрасным потенциалом. Но на момент моего прихода репертуар на самом деле был довольно однообразен, и своей основной задачей я ставлю расширение репертуара, привнесение новых работ – как своих, так и других хореографов. Культурную жизнь любого города, даже столицы, нужно разбавлять свежими событиями, в этом заключается работа человека искусства.

Уральский балет необходимо расцветить: можно привнести новую классику – есть много спектаклей, которые просто не идут на этой сцене, обновить редакции уже идущих на сцене спектаклей, освежить декорации, изменить стиль исполнения. Работы много, но она должна идти поэтапно, не разрушая того, что есть.

– В одном из интервью вы говорили, что вряд ли когда-либо уедете из Мекки современного искусства – Лондона. Что вас подтолкнуло покинуть Англию и переехать на Урал?

– На самом деле после Лондона был еще Берлин. В Великобритании я прожил 9 лет и, несмотря на то, что мне очень нравится эта страна, почувствовал, что настало время перевернуть страницу. Решил начать со смены места жительства и переехал в Берлин. Это необычайно живой, свободомыслящий город, болезненный из-за всей истории и очень стимулирующий к творчеству. Берлин многим кажется некрасивым и даже уродливым, но тем не менее я был там несколько раз и неожиданно открыл для себя, что в этом городе можно жить очень хорошо. Он для жизни и творчества, там всегда есть чем заняться. И это здорово.

Но только я приготовился к тому, что начну работать в Германии, меня пригласили посмотреть труппу Екатеринбургского театра оперы и балета на предмет постановки большого спектакля. После этого мне поступило предложение от Андрея Геннадьевича Шишкина (директор театра. – Прим. авт.) возглавить балетную труппу в качестве художественного руководителя. Это было очень неожиданно, но я люблю спонтанность и, недолго думая, согласился.

– А какие впечатления оставил Лондон?

– Город подошел мне на 100 процентов. Очень легко себя там чувствовал, как рыба в воде. В Лондоне потрясающая уличная жизнь – очень харизматичная, разнообразная. Мне, например, очень нравятся улочки восточного Лондона, там можно купить много любопытных вещей, погулять по цветочному рынку, посетить галереи современного искусства, хорошо поесть.

– На самом большом в мире «чертовом колесе» покатались?

– Нет, до него я за 9 лет так и не дошел. Оно мне кажется настолько туристическим местом, что особо желания идти туда не было.

– Жизнь в Великобритании вас сильно изменила?

– Да я на самом деле не могу сейчас вспомнить какие-то кардинальные перемены. Все было как у всех – жизнь меняется, ты меняешься вместе с ней. Хотя (пауза) я стал больше говорить «спасибо» и «пожалуйста». Да, Лондон, научил меня вежливости.
Мир на ладони

– Кроме Лондона и Берлина вы еще сотрудничали с балетом Нидерландов и много поездили как танцор и как хореограф по Европе. Не устали от переездов?

– Нет, я кочевник по своей сути. Перемена мест дает новые впечатления, радуешься и удивляешься, как ребенок, впитываешь все, что происходит вокруг, за счет этого обогащаешься, расширяешь кругозор. Мне кажется, переезжать – полезно для психологического здоровья.

– В Екатеринбург вас пригласили уже в качестве руководителя балета, а как танцор вы еще выступаете?

– Нет, танцевальную карьеру я закончил. В 33–34 года у меня начался период, когда хотелось заниматься чем угодно, но только не балетом. Серьезно увлекся фотографией, и даже были организованы две выставки моих работ – одна в Лондоне, другая в Питере. Но дальше потянулась череда событий, которые в итоге привели к тому, что занятие фотографией я отложил и вернулся снова в балет, правда, уже в роли хореографа.

– Вам стало скучно танцевать?

– Был комплекс причин. Почувствовал, что мне уже тяжело, неинтересно выступать на сцене. К тому же была травма колена, и в итоге я решил, что танцевать мне больше незачем. В это время получил предложение поучаствовать в хореографических мастерских Большого театра – сделать несколько постановок. Поездил вольным художником по Европе – сделал несколько спектаклей и в результате оказался в Екатеринбурге.

– Обычно желание расстаться с балетом у танцоров периодически возникает еще во время учебы в хореографическом училище. У вас подобное было?

– Нет, мне очень нравилось учиться. В академию имени Вагановой меня привела мама за ручку. Я был послушным ребенком и поэтому особо сопротивляться не стал. Хотя до этого занимался фигурным катанием, и мне не хотелось оттуда уходить. Правда, таланта скольжения на льду у меня не было, и родители, проанализировав ситуацию, решили, что лучше бы все-таки мне пойти в балет.

Нюансы балетной жизни

– Сверстники не дразнили за «девичье» увлечение?

– В то время балет был очень популярным и сугубо женским занятием не считался. И вообще, это большой вопрос, что легче – танцевать в балете или играть в футбол.

– Окончание учебы у вас пришлось на начало 90-х, проблем с работой не было?

– В то время они были у всех. Но тем не менее балет давал и дает возможность заработка. Мне повезло еще в том плане, что удалось немного поработать в атмосфере Советского Союза, когда можно было заниматься творчеством, не особо заботясь о завтрашнем дне. Зарплату платили, на гастроли ездили. Присутствовал момент чистого творчества, и это было здорово! Сегодня мир стал более материальным, и позволить себе подобное, мне кажется, уже мало кто может.

– На ваш взгляд, свободных танцоров сейчас немного?

– Свобода танцора измеряется широтой ролей, которые он может исполнить. Сейчас требуются танцоры-универсалы, способные работать как в стиле модерн, так и в рамках академической школы. Во всех театрах идет смешанный репертуар и требуются соответствующие исполнители. Артист – интерпретатор, он должен уметь адаптироваться к любой роли.

– А мнение близких людей вам важно?

– Родителям, естественно, все нравится. Мне это приятно, но они оценивают мою работу как успехи своего сына, а не обычного человека, поэтому их мнение не может быть объективным.

– Несмотря на то, что вы не любите вопросов о семье, все-таки спрошу: а хотите ли вы ее вообще создавать?

– Надо, конечно. Даже задумывался о том, что хочу больше сына, но потом решил, что дочка лучше. Вообще, можно сколько угодно фантазировать и говорить о том, какая у меня будет семья, но когда настанет нужный момент и появится нужный человек, реальность окажется совсем другой.

Отредактировано Prima (31-10-2017 01:36:55)