Документ без названия

PASSIONBALLET ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ БАЛЕТА, МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вероника Иванова. Veronika Ivanova

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ВЕРОНИКА ИВАНОВА -«НИМФЕТКА» РУССКОГО БАЛЕТА

...В жизни Вероника выглядела как девочка-подросток, тоненькая, длинноногая, да и говорила совсем детским голоском. И только по особому какому-то лукавому взгляду, который иногда посылала она собеседнику, можно было предположить, ЧТО скрывается в этом «тихом омуте»: не просто женское кокетство, но при кажущейся наивности - чуть-чуть порока и сексуальности... Словом, нимфетка. Эти природные данные Вероники, удлиненные пропорции красивого тела, томное изящество – все привлекало в молоденькой танцовщице.
Особенно хороша была Иванова в па-де-труа из «Пахиты» - ожившая фарфоровая статуэтка, капризная пастушка из пасторали! Помню, в те первые годы гастролей театра в Америке Иванову постоянно с одобрением отмечали американские критики: творческий потенциал молоденькой танцовщицы не оставлял сомнений. Оставалось только ждать, как этот талант будет развиваться. К сожалению, творческий путь Вероники, начинавшийся очень успешно, увел ее в никуда...
Я уже писала о том, как во время парижских гастролей театра в 1988 году Виноградов дал возможность молодым танцовщикам Веронике Ивановой и Александру Луневу выступить в сложнейшем классическом балете «Жизель». Вероника станцевала свою роль оригинально, никого не копируя, в соответствии со своей индивидуальностью. В первом акте ее Жизель выглядела как нимфа, полюбившая Бога. В сцене сумасшествия Жизели Иванова металась по сцене, как будто гонимая ветром, не в силах удержаться в разрушающемся привычном мирке, в котором так благополучно жила. И умерла – как улетела.
Тему бедной, загубленной «нимфы» Иванова - воздушная, нежная, с поникшими кистями рук - продолжала и во втором акте. Эту же тему балерина развивала позднее и с другими партнерами.
Была Вероника Иванова прекрасной исполнительницей вариаций, особенно в «Пахите», в «Корсаре», затем партии Феи в отрывке из балета «Фея кукол», феи Нежности и Принцессы Флорины в «Спящей красавице», удачно танцевала Золушку в одноименном балете Олега Виноградова. Когда Виноградов впервые пригласил репетиторов из нью-йоркского Городского театра перенести на русскую сцену «Тему с вариацией» Джорджа Баланчина, Вероника хотя и танцевала в ансамбле, но обратила на себя всеобщее внимание (строгая, с опущенными глазками – эдакая заколдованная принцесса), американские знатоки баланчинской хореографии утверждали, что она рождена танцевать его хореографию. Но Вероника так не считала и позднее от участия в следующих балетах Баланчина (причем в сольной партии) отказалась. Это было, на мой взгляд, и неправильно, и неразумно.
В 1993 году театр пригласил Юрия Николаевича Григоровича возобновить один из его шедевров – балет «Легенда о любви». Вероника получила такую, казалось бы, «свою роль» - Ширин, одну из двух главных женских партий. Но станцевала ее совершенно формально.
Что случилось с ней в то время? Расходилась с другом? Была в конфронтации с Виноградовым? С репетиторами? Не знаю. Но роль она готовила как будто по принуждению и танцевала ее на премьере без воодушевления. За внешней изящностью не скрывалось ни одно живое чувство...
На кого она так обижалась, не знаю, но в конце 1990-х годов балерина бросила театр и вместе со своим партнером Никитой Щегловым уехала в Америку, в Цинциннати. Там они оба не смогли приспособиться к совершенно иному устройству и жизни американского театра (среди русских танцовщиков такое случилось не только с ними), не захотели танцевать современные балеты, которые в любом американском театре являются неотъемлемой частью репертуара. Не прижившись в Цинциннати, Вероника Иванова вернулась в Мариинский театр. Как писал один русский поэт: «В деревне хочется столицы, в столице хочется глуши...» Повторяю: не знаю, что искала Вероника, что не устраивало ее в Мариинском театре раньше, но когда она вернулась домой из Америки, ее «поезд ушел». Она еще танцует иногда в родном театре, но там уже светят другие звезды и публика увлекается другими именами. Вероника вышла замуж, родила сына. Время от времени вместе с Щегловым ездит на частные гастроли.
Возможно, таланту Вероники Ивановой не хватило глубины, а характеру – упорства в работе. Возможно, если бы с ней специально работали, ее талант развился бы и засверкал. Этого не случилось. Но несколько лет Вероника Иванова выделялась среди остальных молодых танцовщиц «лица необщим выраженьем», и на сцене ее присутствие было заметным. А потому, я считаю, ее имя должно остаться и на страницах истории балета Мариинского театра.

Нина Аловерт

+1

2

В этой статье - интервью с Вероникой Ивановой в год 100-летия Дудинской (2012 год).

Балет сегодня - это трагедия

— Я приняла их шесть лет назад, маленьких еще, — рассказывает мне Вероника Иванова. — Вот в этом году должна их выпустить. То, что вы видели, — это был урок классического танца. Это именно те комбинации, которые придумала Дудинская. А поскольку она была ученицей Вагановой — наверное, что-то здесь сохранилось и от Агриппины Яковлевны.

— А вы, получается, когда-то были на месте ваших нынешних учениц. Скажите, а им сейчас сложнее пришлось, чем вам тогда? Балет ведь изменяется...
— Балет — это в принципе тяжело, что бы ты ни танцевал. Это вещи, для которых человеческий организм не очень-то приспособлен.

Но те уроки, что давала мне Наталия Михайловна, рассчитаны на очень большую выносливость — как раз то, что в меньшей степени присутствует в нынешнем балете.

— А на чем сейчас делается акцент?
— На оригинальности и показушности. Трюкачестве и циркачестве. Ногу задрал, десять пируэтов сделал — уже здорово. «Быстрее, выше, сильнее» — как на соревнованиях. Для этого как раз выносливость не нужна — достаточно бросить все силы на один трюк, один прыжок, а не поразить эмоцией до слез, танцуя в постоянном напряжении.

Это беда. Раньше не забывали, что балет — это драматический театр. А театр подразумевает смысловую нагрузку. Джульетта должна быть Джульеттой, Отелло не должен быть каким-то Ромео...

А сейчас балет перестал быть театром, понимаете?

[У Наталии Михайловны всегда были красивые наряды, дорогие украшения, идеальная прическа]

У Наталии Михайловны всегда были красивые наряды, дорогие украшения, идеальная прическа

— Вы так резко о нем говорите...
— Не только я, но и многие другие. Майя Михайловна Плисецкая, например. Это трагедия — не только наша, но и всего мира. Глобальная проблема. Вообще из театра уходит понятие «театр». Классический балет — весь заключен в рамки движений и поз. «Можно только так». Ты должен выразить все, что нужно, в этих рамках.

Чуть лучше дело обстоит в «модерне», где более разнообразная пластика помогает выражать эмоции. И даже если ты сам ничего не чувствуешь — можешь просто наклониться чуть пониже или потянуться чуть подальше.

— А вы сами стараетесь учить по-другому?
— Трудно бороться с молодежью. Она тоже хочет высоко прыгать. Вокруг ведь только такие примеры.

— Наталия Михайловна переживала, видя эти процессы?
— Я думаю, что она не переживала. Она просто учила танцевать, учила вкладывать эмоции в танец. Требовала этого. Она вообще любила эмоциональных людей, а уж сама была — просто мотор, ураган!

— Так и можно описать главное чувство от общения с ней?
— Я бы сказала, что при общении с ней за милой, мягкой улыбкой, за приветливостью чувствовалась железная воля. Когда я поступала в театр, она сказала мне: «Вероника, ни с кем не дружи в театре. Но всем улыбайся».

— А к ученикам своим она позволяла себе чувства?
— Да, она очень любила тех, к кому привязалась. Очень переживала об этом... Вы не опоздаете на урок? — спрашивает Вероника Иванова вдруг своих подопечных.

— Нет.
— Ну, хорошо. Завтра отдыхайте.

Сложно быть «ассолюта»

Но сперва мы все вместе идем в музей при академии, а затем — в Театральный музей, неподалеку. И здесь и там — выставки, посвященные юбилею Наталии Дудинской. На обеих выставках — ее балетные костюмы, экстравагантные вечерние платья, украшения, предметы, связанные с ее родителями...

— Тут личные вещи Наталии Михайловны и Константина Сергеева, ее супруга. Вот костюмы из «Шурале», из «Спящей»... — показывает мне экспонаты Юлия Телепина, пресс-атташе Академии русского балета.

Она же дает мне исчерпывающую историческую справку:

— Ее мать, Наталия Александровна Дудинская, сама танцевала в Харькове под псевдонимом Наталья Тальори и имела свою танцевальную школу, в которой, между прочим, занимались Ирина Бугримова и Клавдия Шульженко. На большую сцену она не вышла, танцевала в провинциальных труппах. В дочери она заметила яркий талант. Было решено приехать в Петроград и поступать в академию, тогдашнее Хореографическое училище, к Вагановой. Это было в 1922 году. Они продали все и приехали, не зная еще, будет ли Наталия принята.

Их багаж не дошел до Петрограда, и Дудинской пришлось надеть чужие туфли большего размера, трико с чужого плеча. Вот в таком виде она встала к палке и сумела доказать, что действительно обладает выдающимися способностями. И была принята. Впоследствии Ваганова разглядела в ней технику, темперамент и драматический талант. Наталия Михайловна была истинной «балерина ассолюта»...

— Как вы сказали?
— «Балерина ассолюта». Это итальянский термин, обозначающий вершину балетной карьеры. Ведь «балериной» можно называть далеко не всех артисток балета. Есть целый спектр градаций: от вспомсостава к кордебалету. «Корифей» в балете — это не выдающийся деятель, а танцовщик, выступающий в первой линии кордебалета или исполняющий отдельные небольшие танцы. Затем идут вторые, первые солисты — и только затем балерины. И балериной может зваться та артистка, которая обладает незаурядным драматическим даром и может воплощать на сцене разные образы. Нельзя танцевать только «Лебединое озеро» и быть балериной. Вот Наталия Дудинская была подлинной балериной.

— А не заходила ли речь о музее?
— В ее квартире сейчас располагается ресторан быстрого питания. Дело в том, что квартира была завещана ее любимой ученице Маргарите Куллик. И впоследствии Куллик предпочла ее продать. О Наталии Дудинской сейчас там напоминает только мемориальная доска.

http://www.vppress.ru/stories/Za-ee-mya … olya-15046

0

3

Отредактировано Prima (19-07-2017 23:20:08)

0